Лабораторная работа: «Строение вегетативной и генеративной почек»
Цель урока:
- объяснить, что почка – это зачаточный побег;
-научить различать вегетативную и генеративную почки.
Задачи:
- познавательные: учащиеся узнают о значении и строении почек, учатся распознавать вегетативные и генеративные почки;
- коммуникативные: формируют умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- регулятивные: формируют умение организовать выполнение заданий учителя; работать в группах; выполнять лабораторную работу;
- личностные: умение работать с источниками биологической информации, овладение методами биологической науки.
Тип урока: комбинированный
Формы урока: индивидуальные, групповые, коллективные
Методы урока: словесные, наглядные, частично – поисковые
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, таблицы «Строение побега», «Строение почки», учебник, тетрадь, лупы, препаровальные иглы, лезвия, побеги с вегетативными и генеративными почками.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие
Добрый день дорогие друзья,
Рада видить в гостях у себя.
Будем дальше предмет изучать,
Знания новые получать.
Фронтальный опрос (проверка терминологии).
«Устный словарик» - учитель называет термин, а учащиеся его поясняют:
Корень
Биология
Корневая система
Ботаника
Генеративный побег
Стержневая корневая система
Боковой корень
Придаточный корень
Мочковатая корневая система
Двудольное растение
Луковица
Рубчик (микропиле)
Однодольное растение
Побег
Вегетативный побег
2. Опрос в игровой форме: «Верю - не верю» (аппликация побега на доске с вопросами)
На доске апликация побега с отрывающимися листьями. Учащиеся по очереди выходят к доске, отрывают листоки читают утверждение на обратной стороне лепестка.
Вопросы для проведения игры:
Корневище, клубень, луковица – видоизменённые побеги. (да)
Корнеплод – это видоизменённый побег (нет)
Побег – это наземная часть растения, состоящая из стебля, листьев и почек (да)
Генеративный побег – побег, несущий листья и почки (нет)
Вегетативный побег – побег, несущий репродуктивные органы – цветки, затем плоды и семена (нет)
Примерами растений, имеющих видоизменённые побеги, могут быть лук, чеснок, тюльпан (да)
Донце луковицы – это её сильно укороченный стебель (да)
Глазки клубня картофеля – это почки, из которых прорастают стебли растения (да)
У берёзы супротивное листорасположение листьев (нет)
Основные функции побегов - газообмен, фотосинтез, транспирация, вегетативное размножение (да)
3. «Черный ящик» (видоизменённые побеги)
Учителем из коробки достаются клубень картофеля и луковица репчатого лука, корнеплод моркови, корнеплод репы, корнеплод свёклы. Учитель даёт задание: «Выберите среди этих овощей побеги. Объясните свой выбор».
Ответы детей ( Клубень и луковица – видоизменённые побеги).
Учитель: « Отгадайте загадку!»
4.Загадки про почку на слайде и переход к новой теме урока (слайд 1)
Эти маленькие бочки
Распечатает весна,
А пока в ней спят листочки,
И растут во время сна.
(Почки)
5. Проблемный вопрос: «Можно ли почку назвать зачаточным побегом?» (слайд 2)
6. Организация лабораторной работы.
Интструктаж по ТБ (слайд № 3)
Требования безопасности во время лабораторной работы.
1. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
3. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
4. Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.
7. Работа в группах по инструктивным карточкам (слайд № 4)
Лабораторная работа «Строение вегетативных и цветочных почек».
Цель: познакомиться со строением вегетативной и генеративной почек
Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна), кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики); лезвия, лупы; таблицы: «Строение почки», «Развитие побега из почки»; рисунки учебника
Инструктивная карточка
2. Отделите почку от побега, рассмотрите ее внешнее строение. Какие приспособления имеются у почек к перенесению неблагоприятных условий?
3. Рассмотрите разрезанную вдоль вегетативную почку. С помощью рисунка найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.
4. Изучите генеративную почку, найдите ее части. В чем сходство и различия вегетативных и генеративных почек. Используйте для сравнения рисунок учебника
5. Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении вегетативной и генеративной почек. Составьте схему.
8. Физкультминутка (видеоминутка)
9. Закрепление
Ответ на главный вопрос урока: «Можно ли почку назвать зачаточным побегом?» (слайд № 5, 6)
10.Рефлексия (слайд № 7)
Рефлексивный ринг
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал… Я научился…
Меня удивило… У меня получилось…
Было трудно… Я смог ….
Я понял, что… Я попробую…
Я теперь могу…. Меня удивило…
Мне захотелось…. Было интересно…
11. Домашнее задание: (слайд № 7)
1. «Приёмы увеличения ветвления»
2. Составить тест на тему: « Побег и почки» (10 вопросов)
3. Составить кроссворд на тему: « Побег и почки» (15 слов)
12. Итоги урока (выставление оценок)