Л/р №5. "Зависимость силы упругости от удлинения пружины"

Л/р по физике в 9 классе. Определение жесткости пружины через работу с Мастером диаграмм (EXCEL).

Содержимое разработки







ТЕМА

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение жесткости пружины через работу с мастером диаграмм в электронных таблицах Excel






Цели:

Образовательная:

Физика:

  • повторить и закрепить полученные знания по теме «Силы в природе. Закон Гука»;

  • исследовать зависимость силы упругости от удлинения;

  • рассчитать на основе закона Гука коэффициент жесткости пружины;

  • совершенствовать умения планировать и проводить физический эксперимент;

  • обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы;

  • оценивать погрешности измерений.

Информатика:

  • отработать навыки создания графиков, диаграмм;

  • повторить и систематизировать знания при работе с Мастером функций и мастером диаграмм;

  • исследовать зависимость силы упругости от удлинения на графике;

  • закрепить знания по вводу и редактированию формул в электронных таблицах;

  • проверить ЗУНы по созданию, оформлению (форматированию) таблиц в редакторе Excel.

Развивающая:

Физика:

  • развивать логическое мышление, умение анализировать и сравнивать;

  • навыки исследовательской работы;

  • развитие навыков групповой деятельности.

Информатика:

  • развивать коммуникативно-технические умения;

  • развивать умения оценивать результаты выполненных действий, применять полученные знания при решении задач различной направленности;

  • развивать навыки исследовательской работы.

Воспитательная:

Физика:

  • воспитывать познавательный интерес к изучению физических явлений и воспитание информационной культуры.

Информатика:

  • воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности, воспитание информационной культуры.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, комбинированный, интегрированный (физика, информатика).

Вид урока: урок-практикум (исследование).

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Технология: проблемно-исследовательская.

Оборудование:

  • набор грузов, масса каждого равна 100г;

  • линейка с миллиметровыми делениями;

  • штатив;

  • динамометр;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • программное обеспечение, установленное на машинах в кабинете информатики.

План урока:


Этапы урока

Длительность

Формы и методы обучения:

I.

Организационный момент (сообщение темы и целей урока)

5 мин

Беседа

II.

Актуализация опорных знаний учащихся по физике.

5 мин.

Беседа. Презентация учителя физики

III.

Актуализация опорных знаний учащихся по информатике.

5 мин.

Беседа

IV.

Выполнение практических групповых заданий по физике - сборка экспериментальной установки и измерение данных для исследования

10 мин.

Работа в группах. Опыты. Записи в тетради для ЛР.

V.

Выполнение практической работы на компьютерах - создание графиков, оформление (форматирование) таблиц в редакторе Excel.


10 мин.

Индивидуальная работа за компьютером

VI.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

10 мин.

Сообщения лидеров групп.


Ход урока

I. Организационный момент (сообщение темы и целей урока)

Вводное слово учителя.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по физике. 3 слайд

Тема нашего урока – Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Какова цель нашего урока?

III. Актуализация опорных знаний учащихся по информатике.

Давайте вспомним определение диаграммы - графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

Вопросы классу:

1. Как создаются диаграммы? В Excel есть мастер диаграмм, который позволяет создать различные диаграммы.

2. Какие предварительные действия необходимо выполнить? Создать таблицу данных, по которым мастер диаграмм создаст график или чертеж.

3. Какие типы диаграмм существуют? Гистограмма, график, линейчатая, круговая…

Рассмотрим основные этапы построения графиков (использование презентации).

I этап – создание таблицы и её заполнение

II этап – выбор типа диаграммы (графика), ввод значений в диапазон;

III этап – задание параметров диаграммы, построение графика.


В результате работы за компьютерами должны быть:

  • построены графики зависимости физических величин при работе с Мастером функций;

  • рассчитан коэффициент жесткости пружины с помощью таблиц в редакторе Excel.

  • подведен итог исследовательской работы о зависимости силы упругости от удлинения.

IV. Ну, а теперь, когда мы вспомнили все необходимое для проведения экспериментов можно приступать к исследованию зависимости силы упругости от удлинения. У вас на столах лежат тетради для ЛР. Дома вы должны были ознакомиться с ЛР № 5. Сейчас прочтите правила техники безопасности, поставьте свою подпись и можете приступать к эксперименту.

Выполнение практических групповых заданий по физике - сборка экспериментальной установки и измерение данных для исследования.

V. Выполнение практической работы на компьютерах - создание графиков, оформление (форматирование) таблиц в редакторе Excel.


Практическая работа: «Исследование графика зависимости силы упругости от удлинения, определение жесткости пружины».

  • Цель работы: исследовать зависимость силы упругости от удлинения, определить жесткость пружины при различных значениях силы тяжести F=mg, уравновешивающей силу упругости, на основе закона Гука:K=F/х, по полученным данным построить график с помощью приложения Microsoft Excel .

  • Оборудование: ПК, приложения Microsoft Excel.

Ход работы

1. Откройте приложение Microsoft Excel.

2. Создайте таблицу по образцу:

опыта

m, кг

Fупр, Н

h, м

x, м

k, Н/м

0






1






2






3






4







3. Введите в данную таблицу значения, полученные после проведения физического опыта.

4. Постройте график функции (Мастер диаграмм – График (Макет 5) – укажите диапазон данных, выделив значения, по которым строится данный график – укажите название диаграммы «Исследование графика зависимости силы упругости от удлинения»). Используя формулу «=Fупр/x», рассчитайте значение коэффициента жесткости k.

5. Оформите таблицу с учетом форматирования.


После выполнения работы лидеры делают отчет об исследовательской деятельности групп, четко излагают выводы работы, подтверждая их результатами опытов.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

В конце урока предлагается составить синквейн.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанных по следующим правилам:

        • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна СИЛА

        • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль ВЕКТОРНАЯ, НАПРАВЛЕННАЯ

        • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы ИЗМЕРЯТЬ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ, ПРОГРАММИРОВАТЬ

        • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл Fупр ПРЯМОПРОПОРЦИОНАЛЬНА УДЛИНЕНИЮ ПРУЖИНЫ

        • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

V. Домашнее задание: Повторить У: § 6-7; З: 9.19, 9.24.


Практическая работа: «Исследование графика зависимости силы упругости от удлинения, определение жесткости пружины».

  • Цель работы: исследовать зависимость силы упругости от удлинения, определить жесткость пружины при различных значениях силы тяжести F=mg, уравновешивающей силу упругости, на основе закона Гука:K=F/х, по полученным данным построить график с помощью приложения Microsoft Excel .

  • Оборудование: ПК, приложения Microsoft Excel.

Ход работы

1. Откройте приложение Microsoft Excel.

2. Создайте таблицу по образцу:

опыта

m, кг

Fупр, Н

h, м

x, м

k, Н/м

0






1






2






3






4







3. Введите в данную таблицу значения, полученные после проведения физического опыта.

4. Постройте график функции (Мастер диаграмм – График (Макет 5) – укажите диапазон данных, выделив значения, по которым строится данный график – укажите название диаграммы «Исследование графика зависимости силы упругости от удлинения»). Используя формулу «=Fупр/x», рассчитайте значение коэффициента жесткости k.

5. Оформите таблицу с учетом форматирования.




Сохранить у себя:
Л/р №5. "Зависимость силы упругости от удлинения пружины"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки