Учимся разумному финансовому поведению
Финансовая грамотность в рамках реализации основной образовательной программы
Курс «Финансовая грамотность»
Реализация курса «Финансовая грамотность»
через интеграцию в другие учебные предметы
Георгиевск, 2019
Место курса в образовательной системе:
курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
курс может быть использован как программа дополнительного образования младших школьников в общеобразовательной организации;
курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где она является основной1, а также в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии2;
курс может быть интегрирован в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технология, литература) при составлении авторских программ;
курс может быть использован при составлении и реализации программы воспитательной работы.
Интеграция курса в другие учебные предметы по модулям
4 класс
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 класса в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 16 часов. Он может рассматриваться как продолжение курса для 2–3 классов, также рассчитанного на 16 часов.
| № модуля | Тема | Предмет | Количество часов |
| 1. | Как появились деньги и какими они бывают | Окружающий мир | 8 |
| 2. | Из чего складываются доходы семьи | Математика | 2 |
| 3. | Почему семье инода не хватает денег на жизнь и как этого избежать | Математика | 2 |
| 4. | Деньги счет любят, или Как управлять своими кошельками, чтобы он не пустовал | Математика | 4 |
Интеграция курса в другие учебные предметы по модулям
5-7 класс
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа — в 7 классе.
| № модуля | Тема | Предмет | Количество часов |
| 5 класс | |||
| 1. | Введение и финансовая грамотность семьи |
| 19 |
| Введение в курс «Финансовая грамотность» | Технология | 4 | |
| Доходы и расходы семьи | Математика/ технология | 15 | |
| 6 класс | |||
| 2. | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься: |
| 15
|
| - темы 20-23 | Обществознание | 6 | |
| - темы 24-34 | Математика | 9 | |
| 7 класс | |||
| 3. | Человек и государство: как они взаимодействуют: |
| 34 |
| - темы 1-5 | Математика | 5 | |
| - темы 6-25 | Обществознание | 20 | |
| - темы 26-34 | Технология | 9 | |
| Итого |
|
| 68 |
Интеграция курса в другие учебные предметы по модулям
8-9 класс
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8-9 классов. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях. Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта действий в различных областях финансовых отношений (более расширенных по сравнению с предыдущими классами). Курс рассчитан на 34 часа за два года обучения.
| № модуля | Тема | Предмет | Количество часов |
| 8 класс — 15 часов | |||
| 1 | Управление денежными средствами семьи |
| 9 |
| Тема 1 Происхождение денег | Обществознание | 2 | |
| Тема 2 Источники денежных средств семьи | Обществознание | 2 | |
| Тема 3 Контроль семейных расходов | Обществознание | 2 | |
| Тема 4 Построение семейного бюджета | Обществознание | 3 | |
| 2 | Способы повышения семейного благосостояния |
| 6 |
| Тема 5 Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | Технология | 2 | |
| Тема 6 Финансовое планирование ка способ повышения финансового благосостояная | Технология | 4 | |
| 9 класс — 19 часов | |||
| 3 | Риски в мире денег |
| 6 |
| Тема 7 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | ОБЖ | 3 | |
| Тема 8 Финансовые риски | ОБЖ | 3 | |
| 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем |
| 8 |
| Тема 9 Банки и их роль в жизни семьи | Обществознание | 2 | |
| Тема 10 Собственный бизнес | Обществознание | 2 | |
| Тема 11 Валюта в современном мире | Математика | 4 | |
| 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют |
| 5 |
|
| Тема 12 Налоги и их роль в жизни семьи | Обществознание | 2 |
|
| Тема 13 Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | Технология | 3 |
| Итого |
|
| 34 |
Интеграция курса в другие учебные предметы по модулям
10-11 класс
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 10-11 классов. Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию, географии и другим общеобразовательным предметам. Ввиду того, что ЕГЭ по обществознаниюсодержит в себе вопросы экономического блока, поэтому данный курс наиболее тесно связан с обществознанием. Так как по рабочей программе учебного предмета «Обществознание» темы по экономике изучаются в 11 классе, поэтому основная часть часов курса «Финансовая грамотность» отведена на изучение в 11 классе. Курс рассчитан на 34 часа за два года обучения.
| № модуля | Тема | Предмет | Количество часов |
| 11 класс — 20 часов | |||
| 1 | Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | Обществознание | 7 |
| 2 | Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | Обществознание | 4 |
| 3 | Налоги: почему их надо платить | Обществознание | 3 |
| 4 | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | ОБЖ | 6 |
| 10 класс - 14 часов | |||
| 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | Математика | 5 |
| 6 | Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой | ОБЖ | 3 |
| 7 | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | Технология | 6 |
| Итого |
|
| 34 |


Курс «Финансовая грамотность» Реализация курса «Финансовая грамотность» через интеграцию в другие учебные предметы 