Культура и повседневная жизнь XVI в.

Культура и быт жизни людей 16 века. Использовалась на уроках истории 7 класс. Чтобы показать как изминилась жизнь того времни по сравнению с 15 веком.

Содержимое разработки

7 класс

Дата: ______

Урок№___
Тема:
Культура и повседневная жизнь XVI в.

Цели и задачи урока:

- проследить какое влияние оказало на культуру объединение русских земель;

- рассмотреть особенности развития культуры России в 16 веке;

- изучить повседневную и культурную жизнь жителей России в 16 веке.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

1. Какую роль играл приходской храм для округи?

2. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями?

3. Расскажите про проявление ереси на Руси? И представителей-сподвижников ереси

3. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

3. Изучение нового материала
Проблемный вопрос урока:
«Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России»
План урока:

1. Особенности развития культуры России в 16 веке.

2. Просвещение. Начало книгопечатания

3. Летописание. Исторические произведения

4. Публицистика. Светская литература.

5. Архитектура

6. Изобразительное искусство

7. Музыка

8. Религиозные праздники и быт.


Особенности развития культуры России в 16 веке

Создание единого государства привело к изменениям во сферах жизни общества, в том числе и культурных. В 16 веке культура России переживала культурный подъем.

В это время начинается образование единой русской культуры, которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель, а также народов, с которыми имели тесные связи.

В 16 веке в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них преобладала героическая тематика, выражались идеи патриотизма, крепкой государственной власти. Но также все больший интерес проявлялся к внутреннему миру человека.

Духовная и культурная жизнь России по прежнему находится под влиянием православной церкви.


Просвещение. Начало книгопечатания

С об­ра­зо­ва­ни­ем еди­но­го го­су­дар­ства воз­рос­ла по­треб­ность в гра­мот­ных людях. На Сто­гла­вом со­бо­ре в 1551 г. было при­ня­то ре­ше­ние от­крыть в Москве и дру­гих го­ро­дах при церк­вях и мо­на­сты­рях учи­ли­ща, «чтобы свя­щен­ни­ки и дья­ко­ны и все пра­во­слав­ные хри­сти­ане в каж­дом граде пре­да­ва­ли им своих детей на уче­ние гра­мо­те и на уче­ние книж­но­го пись­ма». Обу­че­ни­ем гра­мо­те стали за­ни­мать­ся и спе­ци­аль­ные «ма­сте­ра» неду­хов­но­го зва­ния, ко­то­рые за «кашу да грив­ну денег» учили гра­мо­те в те­че­ние двух лет.

В 16 веке грамотность русского населении, независимо от общественного положения составляла примерно 15%. Более того, дети крестьян были значительно более образованными, чем дети городских жителей.

Обучение детей проводилось в частных школах при церквях и монастырях. Однако самой важной наукой оставалась церковная грамота, она вытесняла на второй план арифметику и грамматику.

Важнейшим прорывом в науке и образовании стало начало книгопечатание. В Росси открывались первые типографии. Первыми печатными книгами были Священное писание и апостол.

Благодаря профессионализму отца книгопечатанья России Ивана Федорова, книги не только печатались, но еще и существенно редактировались: он делал свои точные переводы Библии и других книг на русский язык.

К сожалению, книгопечатания не сделало книги более доступными для простых людей, так как печаталась в основном литература для служителей церкви. Многие светские книги по-прежнему переписывали от руки.

Круп­ней­шим со­бы­ти­ем рус­ской куль­ту­ры се­ре­ди­ны XVI в. стало воз­ник­но­ве­ние кни­го­пе­ча­та­ния. Оно на­ча­лось по ини­ци­а­ти­ве царя Ивана Гроз­но­го и при под­держ­ке церк­ви. В 1564 г. в Москве на Пе­чат­ном дворе Иван Фё­до­ров и его по­мощ­ник Петр Мсти­сла­вец на­пе­ча­та­ли первую рус­скую да­ти­ро­ван­ную книгу. Она на­зы­ва­лась «Апо­стол». В 1565 г. был издан «Ча­со­сло­вец» — пер­вая рус­ская книга для обу­че­ния гра­мо­те.

В пер­вой по­ло­вине 16 в. круг людей, близ­ких к мит­ро­по­ли­ту Ма­ка­рию, со­здал зна­ме­ни­тые «Четьи Минеи». «Че­тьи­ми» на Руси на­зы­ва­ли книги, пред­на­зна­чен­ные для чте­ния, в от­ли­чие от цер­ков­ных книг, упо­треб­ляв­ших­ся при бо­го­слу­же­нии. «Минеи» — сбор­ни­ки, где все произведе­ния рас­пре­де­ле­ны по ме­ся­цам и дням, в ко­то­рые их ре­ко­мен­ду­ет­ся чи­тать. В 16 в. Силь­ве­стром был на­пи­сан зна­ме­ни­тый «До­мо­строй», со­дер­жав­ший на­став­ле­ния по ве­де­нию до­маш­не­го хо­зяй­ства, вос­пи­та­нию детей, ис­пол­не­нию в семье ре­ли­ги­оз­ных норм и об­ря­дов. Одной из глав­ных идей «До­мо­строя» была идея под­чи­не­ния всей жизни го­су­дар­ства цар­ской вла­сти, а в семье — ее главе.


Летописание. Исторические произведения

В 16 в. русское летописание достигает вершины своего развития. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата.

В первой половине 16 в. самой выраженной была традиция митрополичьего летописания. Именно к нему относятся две крупнейшие летописи русского Средневековья – Никоновская и Воскресенская. Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих летописей из собрания БАН читается вкладная запись патриарха Пикона в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Чтобы как-то различать эти летописи, одна из них была названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности 16 в.

Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил. Многие известия Никоновской летописи уникальны, им нет аналога ни в одной другой летописи.

По своим задачам и принципам составления к Никоновской летописи оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя следующего митрополита Макария, возведенного на митрополичью кафедру весной 1542 г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа.


Публицистика.

Про­бле­ма укреп­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти, ее ав­то­ри­те­та как внут­ри стра­ны, так и за ее пре­де­ла­ми за­ни­ма­ет в 16 в. рус­ское об­ще­ство. Это при­ве­ло к по­яв­ле­нию но­во­го ли­те­ра­тур­но­го жанра — пуб­ли­ци­сти­ки. Одним из самых ин­те­рес­ных пуб­ли­ци­стов 16 в. был Иван Се­ме­но­вич Пе­ре­све­тов. В своих че­ло­бит­ных, ад­ре­со­ван­ных Ивану Гроз­но­му, он пред­ло­жил про­ек­ты ре­форм, ко­то­рые долж­ны были укре­пить са­мо­дер­жав­ную власть царя, опи­ра­ю­ще­го­ся на дво­рян­ство. Во­про­сы о ха­рак­те­ре цар­ской вла­сти и ее взаимо­отношениях с под­дан­ны­ми были ос­нов­ны­ми в пе­ре­пис­ке между Ива­ном Гроз­ным и кня­зем Ан­дре­ем Курб­ским. Свои взгля­ды Курб­ский из­ло­жил в «Ис­то­рии о ве­ли­ком князе Мос­ков­ском» и по­сла­ни­ях Ивану Гроз­но­му.

В се­ре­дине 60-х гг. 16 в. неиз­вест­ным ав­тором было на­пи­са­но «Ска­за­ние о цар­стве Ка­зан­ском» («Ка­зан­ская ис­то­рия»).

Архитектура.

Укреп­ле­ние цен­траль­ной вла­сти, при­да­ние ей са­мо­дер­жав­ных черт по­тре­бо­ва­ли со­от­вет­ству­ю­ще­го оформ­ле­ния сто­ли­цы Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства. Со всех кон­цов стра­ны в Моск­ву пе­ре­се­ля­лись луч­шие ма­сте­ра. По­яви­лись спе­ци­аль­ные ор­га­ны, за­ни­мав­ши­е­ся во­про­са­ми ар­хи­тек­тур­но­го об­ли­ка столи­цы, — Го­ро­до­вой при­каз, При­каз ка­мен­ных дел. Москва ста­но­вит­ся цен­тром рус­ско­го зод­че­ства. Здесь по­яв­ля­ют­ся новые ар­хи­тек­тур­ные стили и на­прав­ле­ния. На вкусы Моск­вы ори­ен­ти­ру­ют­ся даже самые от­да­лен­ные го­ро­да.

Из­ме­нил­ся внеш­ний облик Мос­ков­ско­го Крем­ля. С его тер­ри­то­рии были вы­ве­де­ны почти все бо­яр­ские усадь­бы, вы­се­ле­ны ре­мес­лен­ни­ки и тор­гов­цы. Кремль стал ад­ми­ни­стра­тив­ным и ду­хов­ным цен­тром Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства. Здесь по­яви­лись тор­го­вые и ди­пло­ма­ти­че­ские пред­ста­ви­тель­ства ино­стран­ных го­су­дарств, а также офи­ци­аль­ные го­су­дар­ствен­ные учре­жде­ния — Пе­чат­ный и По­соль­ский дворы, зда­ния при­ка­зов.

Осо­бен­но ярко ху­до­же­ствен­ные до­сто­ин­ства ар­хи­тек­ту­ры Рос­сии в 16 в. про­яви­лись в цер­ков­ных по­строй­ках. Вы­да­ю­щим­ся па­мят­ни­ком ша­тро­вой ар­хи­тек­ту­ры стала цер­ковь Воз­не­се­ния в под­мос­ков­ном селе Ко­ло­мен­ском, воз­двиг­ну­тая в 1532 г. в честь рож­де­ния у Ва­си­лия III дол­го­ждан­но­го на­след­ни­ка — бу­ду­ще­го царя Ивана Гроз­но­го.

Вер­ши­ной рус­ско­го зод­че­ства по праву счи­та­ет­ся воз­ве­ден­ный в 1555–1560 гг. на Крас­ной (тогда Тор­го­вой) пло­ща­ди, в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от Крем­ля По­кров­ский собор (его на­зы­ва­ют также хра­мом Ва­си­лия Бла­жен­но­го, по имени зна­ме­ни­то­го мос­ков­ско­го юро­ди­во­го, по­гре­бен­но­го в одном из при­де­лов). Уди­ви­тель­ный по своей кра­со­те собор был по­свя­щен взя­тию рус­ски­ми вой­ска­ми Ка­за­ни, стро­и­ли его рус­ские ма­сте­ра Барма и Пост­ник. Идея храма про­ста: как Москва объ­еди­ни­ла во­круг себя рус­ские земли, так и огром­ный цен­траль­ный шатер объ­еди­ня­ет в еди­ное целое кра­соч­ное раз­но­об­ра­зие вось­ми от­дель­ных гла­вок. 

Ши­ро­ко раз­вер­ну­лось го­род­ское стро­и­тель­ство, со­ору­жа­лись кре­по­сти и мо­на­сты­ри. Осо­бен­но впе­чат­ля­ю­щи­ми были укреп­ле­ния Смо­лен­ска, воз­ве­ден­ные под ру­ко­вод­ством Фе­до­ра Коня. Длина кре­пост­ных стен по пе­ри­мет­ру со­став­ля­ла 6,5 км. На всем их про­тя­же­нии рав­но­мер­но раз­ме­ща­лось 38 башен. На стро­и­тель­ство кре­по­сти были со­бра­ны ка­мен­щи­ки и ма­сте­ра со всей Рос­сии.

После за­во­е­ва­ния Ка­зан­ско­го хан­ства по цар­ско­му указу в Ка­зань были от­прав­ле­ны 200 псков­ских ма­сте­ров во главе со зна­ме­ни­ты­ми зод­чи­ми Бар­мой и Ши­ря­ем. Они со­зда­ли в го­ро­де ряд вы­да­ю­щих­ся ар­хи­тек­тур­ных со­ору­же­ний.


Изобразительное искусство

Рус­ская жи­во­пись, как и в пред­ше­ству­ю­щие века, раз­ви­ва­лась в ос­нов­ном в рам­ках ико­но­пи­си и хра­мо­вой рос­пи­си. Глав­ным ме­стом, где рож­да­лись новые идеи и при­е­мы жи­во­пи­си, стал Мос­ков­ский Кремль.

Круп­ней­шим пред­ста­ви­те­лем мос­ков­ской школы жи­во­пи­си конца 15 в. — на­ча­ла 16 в. был быв­ший князь, став­ший мо­на­хом, — Ди­о­ни­сий. Он на­пи­сал часть икон и фре­сок для Успен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля. На ико­нах Ди­о­ни­сия свя­тые изоб­ра­жа­лись в об­рам­ле­нии жан­ро­вых сцен, ил­лю­стри­ру­ю­щих от­дель­ные эпи­зо­ды их жизни. В пе­ри­од прав­ле­ния Ивана IV в ре­ли­ги­оз­ную жи­во­пись все чаще вклю­ча­лись сю­же­ты, от­ра­жа­ю­щие ре­аль­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. В се­ре­дине 16 в. в Москве была на­пи­са­на огром­ная, раз­ме­ром в 4 м, ико­на-кар­ти­на «Цер­ковь во­ин­ству­ю­щая», по­свя­щен­ная взя­тию Ка­за­ни.


Музыка

В 16 веке певческое искусство впервые выходит за пределы церкви. Об этом свидетельствует возникновение жанра под названием «стих покаянный». Стихи покаянные бытовали вне храма, не были связаны с конкретным богослужебным чином, а в их стилистике сказалось влияние народных песен.

В 15 и 16 веках получили распространение театрализованные музыкальные представления, в которых разыгрывались библейские сюжеты. Повествующие об Адаме, Каине, Иосифе, Моисее, Самсоне, Давиде, они были частью праздничных богослужений. Наибольшей популярностью пользовалось «Пещное действо», исполнявшееся перед Рождеством.  Его содержание связано с историей трёх отроков, по приказу царя Навуходоносора брошенных в раскаленную печь за отказ поклоняться вавилонским богам и спасенных ангелом небесным.

Постепенно в придворном быту «приживаются» и европейские музыкальные развлечения – слушание «заморской» музыки, исполняемой на органе и клавикордах.


Религиозные праздники и быт.

Быт в 16 в. в ос­нов­ном со­хра­нял преж­ние черты. Рус­ские люди ис­кренне ис­по­ве­до­ва­ли хри­сти­ан­ство и обя­за­тель­но от­ме­ча­ли пра­во­слав­ные ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки. Самым по­чи­та­е­мым празд­ни­ком была Пасха. Этот празд­ник по­свя­щал­ся вос­кресению Иису­са Хри­ста и празд­но­вал­ся вес­ной. На­чи­нал­ся он крест­ным ходом. Сим­во­ла­ми празд­ни­ка Пасхи были кра­ше­ные яйца, ку­ли­чи, тво­рож­ная пасха. Од­на­ко по­ми­мо цер­ков­ных празд­ни­ков в на­род­ной среде со­хра­ня­лись язы­че­ские тра­ди­ции. Та­ко­вы­ми были свя­точ­ные уве­се­ле­ния. Свят­ка­ми на­зы­ва­лись 12 дней между Рож­де­ством и Кре­ще­ни­ем. И если цер­ковь при­зы­ва­ла про­во­дить эти «свя­тые дни» в мо­лит­вах и пес­но­пе­ни­ях, то по язы­че­ским тра­ди­ци­ям они со­про­вож­да­лись свое­об­раз­ны­ми об­ря­да­ми и иг­ри­ща­ми (у древ­них рим­лян — ян­вар­ские «ка­лен­ды», от­сю­да рус­ская «ко­ля­да»). Пра­во­слав­ная цер­ковь бо­ро­лась с этими язы­че­ски­ми обы­ча­я­ми. Так, Сто­гла­вый собор в 1551 г. стро­го за­пре­тил «эл­лин­ское бес­но­ва­ние, игры и плес­ка­ния, празд­но­ва­ние кален­ды и пе­ре­оде­ва­ние».

В кре­стьян­ском зем­ле­дель­че­ском ка­лен­да­ре был за­при­ме­чен почти каж­дый день в году и почти каж­дый час в те­че­ние дня, объ­яс­не­но по­яв­ле­ние каж­до­го об­ла­ка, дождя, снега, их свой­ства. Ис­поль­зо­ва­ние зем­ле­дель­че­ско­го ка­лен­да­ря поз­во­ля­ло про­во­дить сель­ско­хо­зяй­ствен­ные ра­бо­ты ис­хо­дя из при­род­ных усло­вий каж­дой кон­крет­ной мест­но­сти.

Быт русского населения в 16 веке зависел в первую очередь от материального благосостояния. Пища в то время была достаточно простой, но многообразной: блины, караваи, кисель, овощи и каши.

Сравнительно недорогое по тем временам мясо солили в дубовых кадках и держали впрок. Также особой любовью пользовались блюда из рыбы, которую употребляли во всех возможных вариациях: соленную, сушенную и вяленную.

Напитки были представлены безалкогольными морсами и компотами. Слабоалкогольные напитки по вкусовым качествам очень напоминали современное пиво, их делали на основе меда и хмеля.

В 16 веке строго соблюдались посты, помимо основных четырех постов, люди отказывались от скоромной пищи по средам и пятницам.

Семейные отношения строились на основе полного подчинения главе семейству. За непослушания жены или детей обычной практикой того времени были телесные наказания. Телесные наказания применялись даже к боярским женам и детям.

В брак молодые люди вступали преимущественно по воле родителей. Особенно распространенным это было среди бояр, которые путем брачных союзов своих детей пытались приумножить свое благосостояние и укрепить положения в обществе. Крестьянской молодежи предоставлялось право собственного выбора будущего супруга.

4. Закрепление

1. Какой стиль гос­под­ство­вал в ар­хи­тек­ту­ре XVI в.?

2. Какие сю­же­ты стали вклю­чать­ся в ре­ли­ги­оз­ную жи­во­пись?

3. Что по­вли­я­ло на рас­про­стра­не­ние гра­мот­но­сти в Рос­сии?

4. Какие жанры раз­ви­ва­лись в ли­те­ра­ту­ре XVI в.?

5. Какие на­род­ные празд­ни­ки и тра­ди­ции от­ме­ча­лись и со­блю­да­лись в XVI в.?


5. Подведение итогов

На культуру и быт русского народа в 16 веке влияли очень многие исторические факторы. Которые, однако, способствовали сохранению ее самобытности и целостности.

6. Домашнее задание

Подготовка к к.р

Сохранить у себя:
Культура и повседневная жизнь XVI в.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки