Проект по ознакомлению с традициями и культурой русского народа
в первой младшей группе «Смешарики»
на тему: «Масленица идёт».
воспитатель:
Шурова Т.А.
г. Богданович, 2024 г.
Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
(одна неделя) с 11.03.24.-17.03.24. год
Участники: дети I младшей группы, воспитатели, родители.
Интеграция с другими образовательными областями: Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нём. Даёт детям возможность понять всю широту этого весёлого праздника.
Цель проекта:
Знакомство детей с народным праздником Масленица;
- Воспитание любви к своей Родине;
- Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Масленица».
Задачи проекта:
-Дать первоначальные представления о русском народном празднике - Масленица, с характерными для него обрядами;
- Знакомство детей с русскими традициями гостеприимства;
- Пробуждать интерес к истории русского народа;
- Воспитать у детей любовь к народным традициям, праздникам.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, взаимоотношения и взаимоуважение между воспитателем и детьми, детьми и родителями.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве.
Методы и приёмы проекта:
- Словесный;
- Наглядности;
- Практический;
- Мотивационный;
- Игровой.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
- Художественная литература;
- Репродукции картин художников;
-Тексты русских народных песен, загадок, пословиц, поговорок про масленицу и про блины;
- Тексты народных игр;
Ожидаемый результат:
- Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- Получение представлений о народных играх, обрядах;
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
-Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Предварительная работа:
Подготовительный этап.
Составление плана деятельности
Сбор информации об истории праздника;
Подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
Оформление выставки детских работ «Солнышко лучистое».
Сотрудничество с родителями
Беседа о Масленице, о том, как она празднуется на Руси;
Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу;
Разучивание пословиц, поговорок, загадок и песен про блины и масленицу;
Развлечение с детьми «Широкая масленица»;
Выполнение рисунков детьми.
Предполагаемый результат:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Результат проектной деятельности: Развлечение «Широкая масленица».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Работа с родителями |
1 этап -подготовительный | Обсуждения темы проекта. Подбор методического, дидактического материала. | Рассматривание альбомов и репродукции картин. | Чтение художественной литературы по заданной теме. Обмен рецептами выпечки блинов. Обмен примерами пошаговых мастер-классов по изготовлению куклы «Веснянки» |
2 этап -основной | Систематизация знаний детей о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Изготовления куклы» Масленица.» Организация выставки «Блины на масленницу». Рассказ о традиции выпекать блины. Украшения своей группы. | Беседа с детьми о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание стихов, песен и пословиц про Масленицу, блины Лепка из пластилина «Блины на Масленицу» На прогулке- постройка снежного городка, спортивные игры, забавы | Родители вместе с детьми выпекают дома блины.
Делают куклу «Веснянку» |
3 этап - заключительный | Проведения праздника, посвящённого проводам зимы и встрече весны «Прощай Масленица!» | Активное участие детей и родителей. | Помощь родителей в изготовлении нарядов на Масленницу |
План реализации проекта.
Дни недели | Цели и задачи | Содержание |
Понедельник-«Встреча» | Познакомить детей с народным праздником Масленица, воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа. | Беседа о Масленице, о том как она празднуется на Руси. Изготовление куклы "Масленица». Рассматривание картин с изображением «Масленичных забав» Рисование: «Светит Солнышко» |
Вторник- «Заигрыш» | Расширять знания детей о видах устного народного творчества | Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу. Выставка рисунков «Солнышко лучистое». Разучивание песен про блины. Разучивание пальчиковой игры «Солнышко-ведрышко» Разучивание масленичной игры- забавы «Солнышко», |
Среда - «Лакомка» | Познаём секреты русской кухни. Обмен рецептами блинов. | Загадки о блинах. Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, былиночки мои» Заучивание за клички на блины. Угощение- блины с вареньем, маслом, сахаром. Художественное творчество с детьми «Мы печём блины». Катание на санках. Игра в снежки. |
Четверг- «Разгуляй» | Продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества. Закрепить представление о «Масленице», знать, уметь играть в народные игры, воспитывать любовь к культуре. | Разучивание поговорок про Масленицу и блины. Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины» Лепка «Блины» Катание на санях, зимние забавы. Под. /игра «Петушки» |
Пятница- «Посиделки». | Прощай, Масленица. | Праздник посвящённый проводам зимы и встрече весны. «Проводы Масленицы» Спортивные развлечения. |
Вывод:
В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленица, символах праздника, народных гуляниях. Повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям. Проект способствовал развитию у детей любознательности, творческих способностей, двигательной активности. Все проводимые мероприятия были направлены на стремление изучить традиции родной страны.