Учитель | Долгополова Наталья Михайловна |
Класс | 8-9 класс |
Тема | Коренные народы Амурской области |
Тип и вид урока | Урок исследование |
Форма работы | групповая |
Методы обучения | с географическими атласами, историческими источниками, беседа, частично- поисковые. |
Цель | изучить особенности коренного населения Амурской области |
Задачи | 1.Коммуникативные - формировать навыки работы в группах 2.Познавателтьные – формировать навыки работы с источниками, с географическими и историческими картами, анализировать иx, делать выводы. 3.Регулятивные – давать оценку работы групп. 4.Личностные – воспитывать толерантность, уважение к историческому прошлого родного края. |
Предметные результаты | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с картой, текстом учебника и дополнительной литературой; анализировать видео; высказывать собственное мнение, суждения. |
Личностные результаты | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
Метапредметные результаты | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия |
Образовательные ресурсы | Учебник История АО. Контурная карта АО, Историко-географический атлас АО |
Основные понятия | Коренные народы |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | формируемые УУД |
I. Организационный момент 2 мин. | Приветствует учащихся. Добрый день, ребята! Я рада, что вы улыбаетесь, желаю всем позитива и находчивости! Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
| Приветствуют учителя.
| Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности |
II. Актуализация знаний 5 мин. | сл.1 Амурская область! Она почти бесконечна, Живая частица ушедших времен, Той жизни суровой, неспешной и вечной Великих народов и малых племен. О чем говорит последняя строчка этого четверостишия?
сл.2 Вопрос: Какие народы мы называем коренными? Почему возникли затруднения, обратимся к словарю
|
о коренных народах, населяющих нашу область. Работа с понятиями Дают развернутый ответ Коренные народы- это народы, которые проживали на своих землях до прихода переселенцев, нынешние потомки коренных народов.
| Познавательные: умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал. Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
|
III. Постановка учебной задачи 5 мин. | (сл3)
Таким образом, тема сегодняшнего урока?
Какова цель нашего урока? (изучить особенности коренного населения Амурской области)
|
Коренные народы Амурской области
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели и задачи урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Записывают тему урока. | Регулятивные: формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
IV. Постановка проблемного вопроса 5 мин.
IV Открытия новых знаний (построение проекта) 15 мин.
V. Самопроверка Защита проекта
10 мин.
|
В чем вы видите актуальность данной темы?
Для того чтобы решить цель нашего урока нам нужно составить план работы.
Что будет являться объектом нашего исследования?
Продукт исследования
Что вы хотите узнать и чему хотите научиться сегодня на уроке
Приступаем к реализации нашего плана. Урок у нас необычный, исследовательский
Организуем исследовательское бюро: Бюро картографии Бюро этнографии Бюро статистики
Правила работы в группах:
- выбор ответственного
- работает вся группа
-распределяют обязанности
- уметь слушать
- высказывать свою точку зрения
-составлять полный отчет по исследованию
При поверке выполнения задания, группы отвечают на вопросы, но на каждый вопрос, ответы должны давать разные ученики.
Таким образом: Какой можно сделать вывод О коренных народах Амурской области (проблемный вопрос)
| Выделяют проблему вместе с учителем - численность коренных народов очень мала, поэтому их называют малыми и есть угроза их исчезновения, страна Россия многонациональная и каждый народ для неё важен. Составляют план работы: - Определить границы и районы проживания коренных народов - Определить род занятий и особенности коренных народов - Провести анализ численности населения, вычислить долю коренного населения от общей численности населения России, Амурской области. Коренные народы Карта
Ответы учащихся
Делятся на группы: Картографы Этнографы Статисты
Работают в составе групп Картографы: -определяют границы расселения коренных народов -определяют районы современного проживания коренных народов - оформляют карту Этнографы: - определяют род занятий -составляют характеристику коренных народов Статисты: - провести анализ численности населения России, Амурской области и коренных народов - вычислить долю коренного народы относительно общей численности населения России, Амурской области Формулируют ответ. Оформляют карту Отмечают на карте границы расселения коренных народов; Районы размещения современных коренных народов; Делают выводы и дают ответ на проблемный вопрос Составляют диаграмму численности населения | Познавательные: работают с документом, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы и выделяют проблему.
-диалог -групповая работа -организация исследовательской работы
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; Регулятивные: самостоятельно и совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы; Познавательные: самостоятельно извлекают существенную информацию из текста дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о предках, проживавших на территории АО, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимую для решения учебной задачи информацию. Коммуникативные: читают текст, ищут ответы; выделяют главное; составляют ответ
Самоконтроль, самоанализ
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной форме; составляют конспект, выделяя главное. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию |
VI. Рефлексия 3 мин.
|
-Какую цель ставили?
-Удалось её решить? Каким способом?
-Какие получили результаты?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке
-Где можно применить новые знания?
|
Отвечают на поставленные вопросы, оценивают работу на уроке
|
Регулятивные: адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние. Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности |
Приложение 1
«…Народ сей в житии своём не радив, зело прост и гражданства всякого чужд…сей народ живет письмен не имея…вскормлении овец, коров, лошадей не обретается в них, оленей содержит аки домашний скот, их же употребляет вместо лошадей…зимнего времени одежду из рыб себе сошивают…бьют наикрупнейших зверей: медведя, лосей, а так же дражайших соболей, лисиц, белку, птиц …»
Что можно сказать исходя из документа:
О занятиях коренных народов Амурской области;
Об общем уровне развития народов.
Приложение 2
В России проживает 143 миллиона человек, данные на 2015 год
В Амурской области проживает 809 873 человек, данные на 2018 год
Национальный состав Амурской области довольно многообразен:
Русские – и Украинцы
Белорусы и Армяне
Татары и Азербайджанцы
Корейцы и Узбеки
Немцы и Башкиры
Чуваши и Молдаване
Китайцы и Мордва
Таджики и Якуты
Казахи и Буряты
Поляки и Марийцы
Коренной народ только один – это эвенки-1 481 человек, доля населения эвенков составляет 0,18% от общей численности населения Амурской области.
Доля численности населения эвенков составляет 0,001%,от общей численности населения России.
По статистике численности населения России, Амурской области, численность коренного народа эвенков не составляет 1%. Народ считается малочисленным.
Приложение 3
Эвенки заселяли северные таёжные районы области.
Дючеры, дауры заселяли южную часть Приамурья. В настоящее время этого народа не существует. Историю жизни дауров и дючеров можно узнать в нашем школьном музее.
В Амурской области в настоящее время, эвенки, проживают в пяти селах:
Бомнак Зейского района
Ивановское Селемджинского района,
Усть-Уркима, Первомайское , Усть-Нюкжа Тындинского района.
Приложение 4
Коренные народы Амурской области - это эвенки, дючеры, дауры.
Жили в чумах. Основное занятие оленеводство и охота. Рыбу добывали острогой, ловили сетями. В поисках лучших мест для проживания, люди часто переезжали, меняли место жительства. Трудные условия жизни, суровый климат укорачивали их жизнь. Они стали малочисленными.
Сейчас не все население эвенков ведет традиционный образ жизни — лишь около половины из них, подобно своим предкам, разводят оленей, охотятся в тайге, считая ее своим домом.
Большинство эвенков живут в поселках, работают на приисках, в школах, детсадах и сельских администрациях. Однако традиционные отрасли хозяйствования эвенков (оленеводство, промысловая охота и рыболовство) по-прежнему являются основными видами хозяйственной деятельности эвенков, основой их экономики и культуры.
Заключение:
У каждого из нас есть Родина!
Место, где мы родились, живем, учимся.
Мы живем в прекрасном уголке нашей страны - Приамурье, где до нас жили, охотились, создавали свою культуру народы, не похожие на нас, поэтому мы должны изучать и беречь культуру того народа, на чьей земле мы живем.