Мешкова Евгения Павловна,
Учитель английского языка
МОБУ «СОШ № 95 им.Н.Щукина»
Концентрируем внимание учащихся на уроках английского языка.
Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом.
В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.
Внимание бывает непроизвольное и произвольное.
В школьном обучении интенсивно развиваются все свойства внимания.
Наиболее заметно развитие произвольного внимания, поскольку в школе требуется прослеживать и усваивать те свойства объектов, какие в данный момент вовсе не интересуют ребенка.
Устойчивость произвольного внимания школьника зависит от того, насколько четко учитель ставит цели и задачи учебных действий: откройте учебник на странице такой-то, найдите упражнение №... а теперь все внимание на доску, и др.
Удержать произвольное внимание в течение урока ребенку трудно, поэтому постоянно привлекаются элементы непроизвольного внимания, используя наглядность, выделение нужных деталей ярким цветом, меняя интонацию и темп голоса, меняя формы работы и методические приемы, создавая игровые и соревновательные моменты.
Как завладеть вниманием учащихся? Рассмотрим некоторые приёмы и способы.
Простые приёмы.
Задавая вопрос, обращаясь к ученику – бросайте ему мячик (маленький, обязательно легкий и мягкий)
Выберите смешное слово, например “Bazinga!” И каждый раз, когда вы будете произносить это слово, учащиеся должны обеими ладонями постучать по столу 2 раза и хлопнуть в ладоши 2 раза. Скажите слово пару раз за урок. Такой приём взбодрит учащихся.
В начальной школе можно использовать прием «Animal Sounds». Вы называете животное (или показываете картинку), а учащиеся должны сказать, какой звук это животное издает.
Пример: “An elephant does what? A Whale does what (that’s right, be creative with you animal calls)!
Неожиданные оформления объяснения темы.
Используйте неожиданные для учащихся оформления объяснений темы
Применяйте анимацию, когда показываете учащимся презентацию в PowerPoints.
Можно сделать анимированный ролик по теме урока. https://www.powtoon.com/index/
Давайте посмотрим пример такого ролика - (тема - The Active and Passive Voice)
Ролевая игра «Historical figures and Instagram»
Используйте в практике преподавания то, что нравится обучающимся, особенно для удержания внимания во время урока.
Поиграйте в игру «Historical figures and Instagram». Предложите учащимся представить, что выдающиеся исторические личности использовали бы Instagram.
Спросите учащихся, какие фотографии бы выкладывал с своем профиле Джордж Вашингтон. А что мог бы публиковать Шекспир? О чем бы писала в Instagram Агата Кристи, выкладывала бы она селфи? И так далее.
Пусть учащиеся выберут себе одну личность, у которой не могло быть профиля в Instagram и опишут от лица этого человека, что он публикует в своем профиле.
Можно попросить обучающихся подготовить к следующему уроку плакат на А4, с изображением профиля этой персоны и несколькими фотографиями.
Используйте тренды.
В ходе урока, когда учащиеся начали уставать и отвлекаться, задайте им вопрос или скажите какой-нибудь интересный факт. Главное, чтобы тема вопроса или факта их поразила (например, что-нибудь из мира поп или рок музыки, гаджетов и т.д.).
Пример: Who won the Oscar for best actress?
Or
Did you like the new filters in Instagram?
Did you know that …
Использование песен.
В ходе урока можно использовать песни, тогда смена видов деятельности позволит снова сконцентрировать внимание учащихся на том, что вы сейчас изучаете (например, можно переключиться с работы над грамматическим материалом на песню, в которой отрабатывается это правило).
Песни можно использовать не только в том случае, если они подходят к материалу, который вы разбираете с учащимися.
Можно использовать песни с заданиями, относящиеся к тематике, которая изучается в юните (например, тема «Weather»). Выполняя задания, которые направлены на то, чтобы проверить, как хорошо учащихся понял текст песни, а также задания, которые заставляют мыслить – заставит внимание обучающихся снова концентрироваться.
Использование нестандартных заданий.
Например, задания на работу с инструкцией, мозговой штурм, заполнение таблиц, кластеров, работа с текстовыделителями, творческие задания и др.)
Сообщите учащимся в начале урока, что им нужно будет записать три вещи, которые они узнали на уроке, в их “Билет на выход” (“Ticket out the door”). Этот приём несомненно заставит учащихся сконцентрироваться на уроке.