Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Неонилинская основная общеобразовательная школа
Шадринского района Курганской области»
Контрольный тест по литературе
6 класс
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского»
Составила:
учитель русского языка и литературы
Белоносова Алёна Анатольевна
с. Неонилинское
2018 год
Цель: проверить знания учащимися текста рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»; развивать навыки самостоятельной работы с текстом; пробудить интерес к изучению художественной литературы.
Задания с выбором ответом
1. Определите жанр произведения:
а) рассказ в) очерк
б) повесть г) мемуары
2. По утверждению мальчика, его самостоятельная жизнь началась:
а) в 10 лет в) в 16 лет
б) в 11 лет г) в 18 лет
3. Школа, где он учился, находилась:
а) в деревне в) в райцентре
б) в селе г) в посёлке
4. Рассказчик стал играть на деньги для того, чтобы:
а) послать их матери в) покупать молоко
б) купить конфет г) чтобы доказать ребятам, что он тоже умеет играть
5. Сколько денег в «чику» выигрывал герой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»:
а) 5 рублей в) 100 рублей
б) 1 рубль г) 50 копеек
6. Что покупал себе мальчик на выигранные деньги:
а) пряники в) молоко
б) конфеты г) картошку
7. Мальчик и учительница играли:
а) в «чику» в) в домино
б) в «замеряшки» г) в карты
8. Учительница решила сыграть со своим учеником в азартную игру для того, чтобы:
а) заработать денег в) он смог покупать себе еду
б) завоевать доверие ученика г) самой почувствовать себя ребёнком
9. Какие фрукты герой рассказа видел только на картинке:
а) землянику в) бананы
б) яблоки г) малину
10. Во французском языке труднее всего для мальчика было правильно:
а) говорить в) строить фразы
б) писать г) переводить тексты
11. Какое художественное средство использует автор во фразе: «Этим она хороша и плоха одновременно»:
а) метафору в) олицетворение
б) эпитет г) антитезу
12. Учительница прислала мальчику посылку, в которой лежали:
а) новые ботинки в) макароны и яблоки
б) пряники и конфеты г) молоко и хлеб
Задания с кратким ответом
1.Имя и отчество учительницы французского языка.
2. Река в Сибири, где происходит действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».
3. Одежда, которую носили деревенские ребята вместо курток.
4. Самодельная обувь, которой так стеснялся главный герой.
5. Кому из героев рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» принадлежит этот портрет?
«Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного - рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, пария с длинной рыжей челкой».
6. Что купила мальчику мать, когда продала швейную машинку?
7. «За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу …»
8. Кому из героев рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» принадлежит этот портрет?
«Ей тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы».
9. Герой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», который, «захлёбываясь от радости», предал мальчика, рассказав, что он играет на деньги.
10. Имя шофёра «единственной в колхозе полуторки», который привёз мальчика в город.
11. «Через три дня Лидия Михайловна уехала». Куда уехала Лидия Михайловна?
12. Кому посвящён рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».
Задания для работы с текстом
В. Г. Распутина «Уроки французского» использует диалектные слова, т. е. те, которые употребляются только в данной местности, замените их общеупотребительными.
Диалектные | Общеупотребительные |
притайка |
|
не зариться |
|
ненароком |
|
плашмя |
|
несчитово |
|
скоро к зубам приберу |
|
так просто не пропущусь |
|
Вспомни отрывок рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского», спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.
Среди ……, уже после ………… каникул, мне пришла на школу по почте ………. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки……………... А внизу в толстой ватной обертке я нашел …………………………………………….
Раньше я видел …………. только на …………………, но догадался, что это они.
Ответы
Задания с выбором ответа
а) рассказ
б) в 11 лет
в) в райцентре
в) покупать молоко
б) 1 рубль
в) молоко
б) в «замеряшки»
в) он смог покупать себе еду
б) яблоки
а) говорить
г) антитезу
в) макароны и яблоки
Задания с кратким ответом
Лидия Михайловна.
Ангара.
Фуфайка.
Чирки.
Вадик.
Кирзовые сапоги.
Птаха.
Лидия Михайловна.
Тишкин.
Дядя Ваня.
Кубань.
Анастасии Прокопьевне Копыловой.
Задания для работы с текстом
Диалектные | Общеупотребительные |
притайка |
|
не зариться |
|
ненароком |
|
плашмя |
|
несчитово |
|
скоро к зубам приберу |
|
так просто не пропущусь |
|
2. Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.
Использованные материалы.
Егорова Н. В., Макарова Б. А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 400 с.
Уроки литературы в 6 классе: кн. для учителя/ О.А. Ерёмина. – М: Просвещение, 2008. – 319 с.
Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 4 ч./ В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007. – 160 с.