Контрольно-измерительный материал по химии 8 класс

кимы ко всем темам курса химии 8 класса с кодификатором

Содержимое разработки

Контрольно-измерительный материал по химии в 8 классе

составитель учитель химии Межакова НА учитель МАОУ"СОШ№5 г.Челябинска"




КТП 8 КЛАСС


Тема раздела, урока

Вид контроля


Введение (4) 4.09-17.09

Тематический


Химическая символика(Самостоятельная работа)


Тема 1: Простые вещества (7ч) 18.09-11.10

Тематический


Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ.


Тема 2: Изменения, происходящие с веществами (10 ч) 12.10-25.11

Тематический


Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Расчетные задачи



Типы химических реакций (Самостоятельная работа)



Тема 3: Соединения химических элементов (12ч) 27.11-20.01

Тематический


Оксиды( проверочная работа)



Основания ( проверочная работа)



Кислоты (самостоятельная работа)



Соли (Зачет)



Расчетные задачи. (Самостоятельная работа)



Тема 4: Атомы химических элементов (10) 22.01-24.02

Тематический


Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. (самостоятельная работа)



Типы связей Ионная, ковалентная полярная, ков. Неполярная



Тема 5: Практикум № 1 Простейшие операции с веществом (5ч) 26.02-15.03


Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами



Наблюдения за изменениями, про­исходящими с горящей свечой, и их описание.



Очистка поваренной соли



Признаки химиче­ских реакций..



Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе



Тема 6: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18ч ) 16.03-17.05

Годовая контрольная работа


Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. (Самостоятельная работа)



Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена до конца в свете ионных представлений (повторение типы реакций)



Кислоты, их классификация. Диссоциация кис­лот и их свойства в свете теории ЭДС ( повторение кислоты) (Проверочная работа)



Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории ЭДС(повторение оснований) (Сам. работа)



Соли, их классификация и диссоциация раз­личных типов солей. Свойства солей в свете теории ЭДС (повторение солей) зачет.



Обобщение сведений об оксидах, их классифи­кации и химических свойствах (Проверочная работа)



Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. (контрольная работа)



Тема 8: Практикум № 2 Свойства растворов электролитов (2ч) (17.05-22.05)

6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.



7. Решение экспериментальных задач.



Повторение курса химии за 8 класс 2часа 24.05- 31.05


Генетические цепочки превращений


Спецификация КИМ

для проведения тематической контрольной работы

Предмет: химия

Учебник: Габриелян О.С.

Вид контроля: тематическая

Тема: Введение (химическая символика)

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся класса содержания учебного материала . по теме Введение (химическая символика)

Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по по теме Введение (химическая символика) учебного предмета химия, а также содержанием темы по теме Введение (химическая символика) учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Габриеляна О.С..

Контрольная работа состоит из7 заданий: 5 заданий базового уровня, 2 - повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения тематической контрольной работы по теме по теме Введение (химическая символика)

Код

раздела

Код

контроли-

руемого

умения

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Умения и виды деятельности,

проверяемые заданиями КИМ

Номера заданий

1

1.1

1.1 Современные представления о строении атома

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов

Знать/понимать:

Важнейшие химические понятия Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом,


1,2,3,4,5,6,7,8

1.1.1

2

2.1

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)

изученные вещества по тривиальной или международной

номенклатуре


задания

Количество баллов

1-5

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

6-8

Максимальное количество баллов - 2





Итого

Баллов 11


Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3. Таблица 3.

Баллы

Отметка

10-11 баллов:

Отметка «5»

8 -9 баллов:

Отметка «4»

5-7 баллов

Отметка «3»

0- 4 баллов

Отметка «2»


Химическая символика вариант 1

Химическая символика вариант 2

1. Символ химического элемента натрия:

1) Ca 2) Na 3) Ba 4) S

2. Название химического элемента Ag:

1) серебро 3) золото

2) бром 4) цинк

3. Латинское название химического элемента Fe:

1) Phosphorus 3) Ferrum

2) Aurum 4) Chlorum

4. Русское название химического элемента Cuprum:

1) фосфор 3) магний

2) медь 4) алюминий

5. Символ химического элемента кальция:

1) K 2) C 3) Si 4) Ca

6. Соотненсите: Название химического элемента

А) фосфор В) барий

Б) калий Г) кремний

Символ химического элемента

1) S 4) N

2) P 5) Ba

3) Si 6) K

А

Б

В

Г





7. Соотнесите: Произношение химического элемента

А) натрий В) це

Б) эн Г) феррум

Символ химического элемента

1) Cu 4) Fe

2) N 5) S

3) Na 6) C

А

Б

В

Г





8. Заполните таблицу.

Русское

название

химического

элемента

Латинское

название

химического

элемента

Символ

химического

элемента

Произ-

ношение

Алюминий



фтор



Гидрогениум

(Hydrogenium)






Cl






эн


1. Символ химического элемента магния:

1) Mg 2) P 3) Li 4) Na

2. Название химического элемента Si:

1) азот 3) фосфор

2) сера 4) кремний

3. Латинское название химического элемента S:

1) Argentum 3) Calcium

2) Plumbum 4) Sulfur

4. Русское название химического элемента Carboneum:

1) углерод 3) золото

2) кремний 4) ртуть

5. Символ химического элемента азота:

1) Na 2) N 3) Hg 4) H

6. Соотненсите: Название химического элемента

А) алюминий В) азот

Б) натрий Г) медь

Символ химического элемента

1) Cu 4) Ag

2) N 5) Al

3) Fe 6) Na

А

Б

В

Г





7. Соотнесите: Произношение химического элемента

А) купрум В) аргентум

Б) эс Г) бром

Символ химического элемента

1) Ba 4) S

2) Br 5) Ag

3) C 6) Cu

А

Б

В

Г





8. Заполните таблицу.

Русское

название

химического

элемента

Латинское

название

химического

элемента

Символ

химического

элемента

Произ-

ношение





фтор




Р



Оксигениум

(Oxygenium)



Кальций





Спецификация КИМ

для проведения тематической контрольной работы

Предмет: химия

Учебник: Габриелян О.С.

Вид контроля: тематическая

Тема: Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ.

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся класса содержания учебного материала . по теме Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ.

Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по по теме Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. учебного предмета химия, а также содержанием темы по Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Габриеляна О.С..

Контрольная работа состоит из 5 заданий: 5 заданий базового уровня.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения тематической контрольной работы по теме по теме Введение (химическая символика)

Код

раздела

Код

контроли-

руемого

умения

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Умения и виды деятельности,

проверяемые заданиями КИМ

Номера заданий

4

4.3.3

Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ

Умение вычислять по химическим формулам и уравнениям

1,2,3,4,5


задания

Количество баллов

1-5

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ







Итого

Баллов 5


Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3. Таблица 3.

Баллы

Отметка

5 баллов:

Отметка «5»

4 баллов:

Отметка «4»

3 баллов

Отметка «3»

0- 2 баллов

Отметка «2»



Проверочная работа по теме:

«Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем».

Фамилия, имя_______________________________класс_________

вар.

Формула

М

(г/моль)

n (моль)

m(г)

V(л)

N(молекул)

1

SO2





9.1023

2

NH3



68



3

CH4


0,5




4

PH3




44,8


5

H2S



10,2




Проверочная работа по теме:

«Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем».

Фамилия, имя _______________________________класс_________

вар.

Формула

М

(г/моль)

n (моль)

m(г)

V(л)

N(молекул)

1

C3H6


1,5




2

HI





12.1023

3

NO


0,25




4

HCl




1,12


5

N2O



22




Проверочная работа по теме:

«Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем».

Фамилия, имя _______________________________класс_________

вар.

Формула

М

(г/моль)

n (моль)

m(г)

V(л)

N(молекул)

1

HF



4



2

SiH4





9.1023

3

O2



16



4

C2H6


3,5




5

HBr




2,24



Проверочная работа по теме:

«Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем».

Фамилия, имя _______________________________класс_________

вар.

Формула

М

(г/моль)

n (моль)

m(г)

V(л)

N(молекул)

1

SO2




56


2

NH3



51



3

CH4



48



4

PH3


5




5

H2S





3.1023


Проверочная работа по теме:

«Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем».

Фамилия, имя _______________________________класс_________

вар.

Формула

М

(г/моль)

n (моль)

m(г)

V(л)

N(молекул)

1

О2



6,4



2

СО


1,5




3

AsH3




0,224


4

H2S


1




5

NO2





1,8.1023

Спецификация КИМ

для проведения тематической контрольной работы

Предмет: химия Учебник: О.С. Габриелян

Вид контроля тематический

Тема: Изменения, происходящие с веществами»

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся 8 класса содержания учебного материала по теме «Изменения, происходящие с веществами» по предмету химия

Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Изменения, происходящие с веществами» учебного предмета химия, а также содержанием темы «Изменения, происходящие с веществами» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией О.С Габриеляна.

Контрольная работа состоит из 11 заданий: 13 заданий базового уровня, 3 повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1 Таблица 1

уровень

Что проверяется

Тип задания

1

базовый

1.1 2.4

Тест с выбором ответа

2

базовый

1.2 2.6

Тест с выбором ответа

3

базовый

1.1 2.4

Тест с выбором ответа

4

базовый

1.1. 1.3 2.2

Тест с выбором ответа

5

базовый

1.3 2.1

Тест с выбором ответа

6

базовый

1.1 2.1

Тест с выбором ответа

7

базовый

1.1 1.3 2.2 2.5

Тест с выбором ответа

8

базовый

1.1 2.2

Тест с выбором ответа

9.

базовый

1.1 1.2 2.1 2.2

Соотнесение примеров с соответствующим понятием

10.

повышенный

1.7


Разрешение сложных ситуаций с аргументацией и привлечением дополнительного содержания

11

повышенный

1.1 2.2 2.3 2.5

Разрешение сложных ситуаций с аргументацией и привлечением дополнительного содержания

На выполнение 11 заданий отводится _40_ минут.

Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

Таблица 2

задания

Количество баллов

1

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

2

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

3

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

4

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

5

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

6

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

7

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

8

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

9

(максимально количество баллов - 8) 1 балл за каждое правильно уравненное уравнение

1 балл за каждое правильное определение типа реакций

10

(максимально количество баллов - 4) По 1 баллу за правильное написание формул веществ в каждом уравнении

По 1 баллу за каждое правильно уравненное уравнение

11

(максимально количество баллов - 6)n0 баллов – неправильный ответ

1 балл за правильное написание веществ вступивших в реакцию 1 балл за правильное написание продуктов реакции 1 балл за расстановку коэффициентов в уравнении реакции 1 балл на нахождение молекулярной массы оксида кальция 1 балл за нахождение молярной массы оксида кальция 1 балл за нахождение массы образовавшегося оксида кальция


__26__баллов

Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.

Таблица 3.

Баллы

Отметка

22-26 баллов

Отметка «5»

17-21 баллов

Отметка «4»

12-16 баллов

Отметка «3»

11-0 баллов

Отметка «2»



Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения тематической контрольной работы

Предмет: химия

Учебник: О.С. Габриелян Химия 8 класс

Вид контроля: текущий (тематический)

Тема: «Изменения, происходящие с веществами»

Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе

Код

Описание элементов предметного содержания

1.1

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях

1.2

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, поглощению и выделению энергии

1.3

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

1.4

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций

1.5

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших

по химии тему «Изменения, происходящие с веществами»



код

Описание требований к уровню подготовки обучающихся

2.1

Знать/пониматьформулы химических веществ, уравнения химических реакций;

2.2

Знать/понимать важнейшие химические понятия: основные типы реакций в неорганической химии;

2.3

Знать/понимать характерные признаки важнейших химических реакций;

2.4

Уметь отличать физические явления о химических

2.5

Объяснять сущность реакций ионного обмена

2.6

Определять типы химических реакций;

2.7

Определять возможность протекания реакций ионного обмена;

2.8

Составлять уравнения химических реакций

2.9

Вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции



по теме «Изменения, происходящие с веществами» вариант 1

1. Химическое явление – это:

а) горение свечи б) испарение бензина в) плавление льда г) кипение молока

2. Реакции, протекающие с выделением тепла, называются:

а) термическими б) эндотермическими

в) экзотермическими г) мезотермическими

3. Признак реакции, наблюдаемый при прокаливании меди на воздухе:

а) выделение газа б) изменение цвета в) запах г) вспышка

4. Уравнение реакции обмена:

а)CaO + SiO2 = CaSiO3 б) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S

в) 2KClO3 = 2KCl + 3O2 г) 2HCl + Mg = MgCl2 + H2

5. Сумма всех коэффициентов в уравнении, схема которой Al + Cl2 → AlCl3 , равна: а) 4 б) 5 в) 7 г) 6

6. Схема, являющаяся уравнением химической реакции замещения:

а) H2 + Cl2 → HCl б) 2 Ca + O2 → 2CaO

в) Zn + HCl → ZnCl2 + H2 г) H2 + O2 → H2O.

7. По данной левой части уравнения CuO + H2SO4 = восстановите его правую часть:

а) CuSO4 + H2O б) CuSO4 + 2H2O в) CuSO4 + H2 г) CuS + H2O

8. Из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ в реакции:

а) замещения б) обмена в) разложения г) соединения

9. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:

а) Li + N2Li3N б) Al2O3 + HClH2O + AlCl3

в) SO2 + O2 → SO3 г) HCl + Cu(OH)2 → CuCl2 + H2O

10. Запишите уравнения по схемам:

a) оксид фосфора (V) + вода = ортофосфорная кислота

б) соляная кислота + алюминий  =  хлорид алюминия + водород  

11. Решите задачу

Какая масса оксида магния образуется при сжигании в кислороде 48г магния?


по теме «Изменения, происходящие с веществами» вариант 2

1. Химическое явление – это:

а) горение бензина б) испарение бензина в) плавление льда г) кипение молока

2. Реакции, протекающие с поглащением тепла, называются:

а) термическими б) эндотермическими

в) экзотермическими г) мезотермическими

3. Признак реакции, наблюдаемый при взаимодействии цинка с соляной кислотой: а) выделение газа б) изменение цвета в) запах г) вспышка

4. Уравнение реакции обмена:

а)CaO + SiO2 = CaSiO3 б) CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

в) 2KClO3 = 2KCl + 3O2 г) 2HCl + Mg = MgCl2 + H2

5. Сумма всех коэффициентов в уравнении, схема которой Fe + Cl2FeCl3 , равна: а) 4 б) 5 в) 7 г) 6

6. Схема, являющаяся уравнением химической реакции обмена:

а) H2 + Cl2 → HCl б) 2 Ca + O2 → 2CaO

в) MgО + HCl → MgCl2 + H2O г) H2 + O2 → H2O.

7. По данной левой части уравнения Cu + H2SO4 = восстановите его правую часть:

а) CuSO4 + H2O б) CuSO4 + 2H2O + SO2 в) CuSO4 + H2 г) CuS + H2O

8. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:

а) замещения б) обмена в) разложения г) соединения

9. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:

а) Na+ N2Na3N б) H2O + NaNaOH + H2

в) S + O2 → SO2 г) HCl + Ca(OH)2 → CaCl2 + H2O

10. Запишите уравнения по схемам:

a) оксид фосфора (V) + вода = ортофосфорная кислота

б) соляная кислота + железо  =  хлорид железа (II) + водород  

11. Решите задачу

Какая масса оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 16г кальция?















Спецификация КИМ

для проведения тематической контрольной работы

Предмет: химия Учебник: О.С. Габриэлян

Вид контроля тематический Тема: «Атомы химических элементов»

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся 8 класса содержания учебного материала по теме «Атомы химических элементов» по предмету химия

Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Атомы химических элементов» учебного предмета химия, а также содержанием темы «Атомы химических элементов» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией О.С Габриэляна.

Контрольная работа состоит из 11 заданий: 7 заданий базового уровня, 4 повышенного.Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1

задания

уровень

Что проверяется

Тип задания

1

базовый

1.1 1.5 2.2

Тест с выбором ответа

2

базовый

1.3

Тест с выбором ответа

3

повышенный

1.2 1.3

Тест с выбором ответа

4

базовый

1.3 2.2

Тест с выбором ответа

5

базовый

1.1

Тест с выбором ответа

6

базовый

1.3 1.5 1.6

Тест с выбором ответа

7

базовый

1.7 2.1

Тест с выбором ответа

8

повышенный

1.2 1.3 2.4

Соотнесение химических элементов с соответствующим составом

9.

базовый

1.7 2.1

определение причин и следствий

10.

повышенный

1.2 1.3 1.4

определение причин и следствий

11

повышенный

1.8 1.9 1.10

1.11 2.3 2.5 2.6

Определить тип связи и написать схемы образования связей

На выполнение 11 заданий отводится _40_ минут. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

задания

Количество баллов

1

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

2

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

3

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

4

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

5

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

6

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

7

1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ

8

(максимально количество баллов - 4) 0 баллов – неправильный ответ

За каждое правильное соответствие 1 балл

9

(максимально количество баллов - 2) 0 баллов – неправильный ответ

1 балл если правильно выполнено задание под А или под Б

2 балла если выполнено правильно под А и Б

10

(максимально количество баллов - 3) 0 баллов – задание не выполнено

1 балл – если правильно определён тип связи во всех соединениях

По 1 баллу за если правильно определено количество частиц одного вида в обоих атомах

2 балл если правильно определено количество двух видов частиц в обоих атомах

3 балл если правильно определено количество трёх видов частиц в обоих атомах

11

(максимальное количество баллов – 5)

0 баллов – нет решения задания

1 балл – за определение пипа связи во всех соединениях

По 1 баллу – за написание механизма связи каждого соединения каждого (4 балла)

Итого

__21__балл

Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.

Баллы

Отметка

18-21 баллов

Отметка «5»

14-17 баллов

Отметка «4»

10-13 баллов

Отметка «3»

0-9 баллов

Отметка «2»

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения тематической контрольной работы

Предмет: химия Учебник: О.С. Габрилиан Химия 8 класс

Вид контроля: текущий (тематический)

Тема: «Атомы химических элементов»

Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе

Код

Описание элементов предметного содержания

1.1

Строение атома: ядро, энергетический уровень

1.2

Состав ядра атома: протоны, нейтроны.

1.3

Электроны

1.4

Изотопы.

1.5

Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы.

1.6

Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

1.7

Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома.

1.8

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

1.9

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

1.10

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. тПонятие о ковалентной полярной связи.

1.11

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших

По химии тему «Атомы химических элементов»

код

Описание требований к уровню подготовки обучающихся

2.1

объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп

2.2

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

2.3

составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

2.4

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

2.5

изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

2.6

определять вид химической связи в неорганических соединениях;



















Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» вариант1

1. Каков заряд ядра атома магния?

А) + 24 Б) +36 В) + 12 Г) – 12

2. Определите элемент, если в его электронная оболочка содержит 20 электронов.

А) алюминий Б) кальций В) магний Д) неон

3. Чему равняется количество протонов, нейтронов и электронов в атоме фосфора?

А) 31 протон, 16 нейтронов, 31 электрон

Б) 15 протонов, 15 нейтронов, 15 электронов

В) 15 протонов, 31 нейтронов, 15 электронов

Г) 15 протонов, 16 нейтронов, 15 электронов

4. Элемент третьего периода главной подгруппы III группы

А) бериллий Б) алюминий В) магний Г) бор

5. Два электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:

А) азот Б) калий В) магний Г) гелий

6. Пара химических элементов, имеющем на внешнем электронном уровне по 5 электронов

А) P и S Б) C и Si В) Si и Ca Г) N и P

7. Верны ли следующие высказывания

А) В периоде металлические свойства атомов элементов с повышением порядкового номера усиливаются

Б) В группе металлические свойства атомов элементов с повышением порядкового номера уменьшаются

А) Верно только А Б) Верно только Б

В) Верны оба суждения Г) оба суждения не верны

8.Установите соответствие

Химический элемент

Состав атома химического элемента

А) медь

1. 13 протонов, 13 электронов, 14 нейтронов

Б) сера

2. 29 протонов, 29 электронов, 35 нейтронов

В) кислород

3. 16 протонов, 16 электронов, 16 нейтронов

Г) алюминий

4. 13 протонов, 13 электронов, 13 нейтронов


5. 8 протонов, 8 электронов, 16 нейтронов


8. 8 протонов, 8 электронов, 8 нейтронов

9. Расположите химические элементы, символы которых даны, в порядке:

а) возрастания неметаллических свойств P, S, Si.

б) возрастания металлических свойствLi, Na, K.

10. Заполни таблицу.

Элементарные частицы.

Изотопы

35 Cl

34Cl

p+



n



e



11. Определите вид связи для веществ с формулами: Na, NaCl, Cl2, SCl2. Запишите схемы образования связей.


Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» вариант2

1. Каков заряд ядра атома кальция?

А) + 24 Б) +40 В) + 20 Г) – 12

2. Определите элемент, если в его электронная оболочка содержит 12 электронов.

А) алюминий Б) кальций В) магний Д) неон

3. Чему равняется количество протонов, нейтронов и электронов в атоме азота?

А) 7 протонов, 7 нейтронов, 7 электронов

Б) 14 протонов, 14 нейтронов, 14 электронов

В) 7 протонов, 14 нейтронов, 7 электронов

Г) 15 протонов, 16 нейтронов, 15 электронов

4. Элемент второго периода главной подгруппы II группы

А) бериллий Б) алюминий В) берилий Г) бор

5. Два электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:

А) угерод Б) калий В) магний Г) гелий

6. Пара химических элементов, имеющем на внешнем электронном уровне по 4 электрона

А) P и S Б) C и Si В) Si и Ca Г) N и P

7. Верны ли следующие высказывания

А) В периоде металлические свойства атомов элементов с повышением порядкового номера ослабевают

Б) В группе металлические свойства атомов элементов с повышением порядкового номера усиливаются

А) Верно только А Б) Верно только Б

В) Верны оба суждения Г) оба суждения не верны

8.Установите соответствие

Химический элемент

Состав атома химического элемента

А) сера

1. 13 протонов, 13 электронов, 14 нейтронов

Б) медь

2. 29 протонов, 29 электронов, 35 нейтронов

В) алюминий

3. 16 протонов, 16 электронов, 16 нейтронов

Г) кислород

4. 13 протонов, 13 электронов, 13 нейтронов


5. 8 протонов, 8 электронов, 16 нейтронов


8. 8 протонов, 8 электронов, 8 нейтронов

9. Расположите химические элементы, символы которых даны, в порядке:

а) убывания металлических свойств Li, Na, K

б) убывания неметаллических свойств –. P, S, Si.

10. Заполни таблицу.

Элементарные частицы.

Изотопы

16О

18О

p+



n



e



11. Определите вид связи для веществ с формулами: Мg, КCl, H2, NH3. Запишите схемы образования связей.




годовая контрольная работа по предмету ХИМИЯ

Спецификация КИМ

для проведения контрольной работы по теме

Предмет: «ХИМИЯ» 8 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна

Вид контроля: итоговый

Тема: «Годовая контрольная работа за курс 8 класса»

Назначение контрольной работы:

- проверить успешность в освоении содержания курса химии 8 класса,

- выявить успешность в освоении предметных умений.

Дополнительное оборудование контрольных измерительных заданий:

- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде,

- электрохимический ряд напряжений металлов,

- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Характеристика структуры и содержания работы

Подходы к отбору содержания контрольной работы:

Разработка заданий осуществлялась с учетом следующих общих положений.

• Ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы.

• Призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.

Каждый вариант контрольной работы состоит из __2__ частей.

Часть 1 содержит ___13_________ заданий базового и повышенного уровня сложности

Часть 2 содержит ___2______ задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом.

Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности.

Таблица Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения

задания

уровень

Что проверяется

Коды проверяемых

элементов содержания

Коды проверяемых

требований к уровню

подготовки учащихся

1

базовый

1.1.

1.1., 2.3.1,2.5.1

2

базовый

1.1,1.2.

2.2.1., 2.5.1.

3

базовый

1.3.

2.4.3.

4

базовый

1.4.

1.2., 2.4.2

5

базовый

1.6.

2.4.1.,2.4.4.

6

базовый

1.6.

2.4.1.,2.4.4.

7

базовый

3.2.

2.3.3.

8

базовый

2.1.

1.1.,2.5.3.

9

базовый

2.2.

2.4.5.

10

базовый

2.3., 2.4.

2.2.3

11

базовый

2.5.

2.4.6., 2.5.3.

12

повышенный

1.6.

2.4.1., 2.4.4.

13

повышенный

2.2.

2.4.5.

14

Высокий

2.1., 2.5.3.1.3.2.1., 3.2.2., 3.2.4

1.1.,2.2.3., 2.3.3.,2.4.6.,2.5.3.

15

Высокий

2.1., 4.5.3.

2.5.3., 2.8.3

Распределение заданий по уровням сложности

№ п/п

Уровни

№ заданий

Количество заданий

% от общего количества

1

Базовый

1-11

11

74%

2

Повышенный

12-13

2

13%

3

Высокий

14-15

2

13%

На выполнение _________заданий отводится _40____минут.

Контрольная работа составляется в __2____ вариантах.

Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов.

Таблица Критерии оценивания

задания

Количество баллов

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

2

13

2

14

4

Ошибок нет – 4 балла

Допущена 1 ошибка – 3 балла Допущено 2 ошибки – 2 балла

Допущено 3 ошибки –1 балл

Допущено 4 ошибки –0балл

15

3

Ошибок нет – 3 балла

Допущена 1 ошибка – 2 балла Допущено 2 ошибки – 1 балла

Допущено 3 ошибки –0 балл



Итого

__22____ балла

Таблица Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

19-22 балла

Отметка «5»

13-18 баллов

Отметка «4»

7-12 баллов

Отметка «3»

0-6 баллов

Отметка «2»

1. Кодификатор

Предмет: «ХИМИЯ» 8 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна

Вид контроля: годовая контрольная работа

Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе

Код содержательного

блока

Код контролируемого

элемента

Элементы содержания

1

Вещество


1.1.

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева


1.2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева


1.2.1

Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента


1.2.2.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева


1.3.

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.


1.4.

4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.


1.5.

Чистые вещества и смеси


1.6.

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений

2

Химическая реакция


2.1.

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические

уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях


2.2.

Классификация химических реакций по различным

признакам: числу и составу исходных и полученных

веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии


2.3.

Электролиты и неэлектролиты


2.4.

Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация

кислот, щелочей и солей (средних)


2.5.

Реакции ионного обмена и условия их осуществления



2.6.

Окислительно-восстановительные реакции.

Окислитель и восстановитель

3

Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах


3.1.

Химические свойства простых веществ


3.1.1.

Химические свойства простых веществ-металлов:

щелочных и щелочноземельных металлов,

алюминия, железа


3.1.2.

Химические свойства простых веществ-неметаллов:

водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния


3.2.

Химические свойства сложных веществ


3.2.1.

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных


3.2.2.

Химические свойства оснований


3.2.3.

Химические свойства кислот


3.2.4.

Химические свойства солей (средних)


3.3.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ


3.4.

Первоначальные сведения об органических веществах


3.4.1.

Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен


3.4.2.

Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая)


3.4.3.

Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы

4

Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии


4.1.

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов


4.2.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония)


4.3.

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)


4.4.

Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ


4.5.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций


4.5.1.

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе


4.5.2.

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе


4.5.3.

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции

5

Химия и жизнь


5.1.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни


5.2.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия


5.3.

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций







Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

Код

требований

Описание требований к уровню подготовки,

1

Знать/понимать:

1.1.

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

1.2.

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь,

электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;

1.2.1.

характерные признаки важнейших химических понятий;

1.2.2.

о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;

1.3.

смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева

1.4.

первоначальные сведения о строении органических веществ

2.

Уметь:

2.1.

Называть:

2.1.1

химические элементы;

2.1.2

соединения изученных классов неорганических веществ;

2.2

Объяснять:

2.2.1

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит;

2.2.2

закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов

2.2.3

сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

2.3

Характеризовать:

2.3.1

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

2.3.2

взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;

2.3.3

химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей);

2.3.4

взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ

2.4

Определять/классифицировать:

2.4.1

состав веществ по их формулам;

2.4.2

валентность и степень окисления элемента в соединении;

2.4.3

вид химической связи в соединениях;

2.4.4

принадлежность веществ к определенному классу соединений;

2.4.5

типы химических реакций;

2.4.6

возможность протекания реакций ионного обмена;

2.4.7

возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями

2.5

Составлять:

2.5.1

схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева;

2.5.2

формулы неорганических соединений изученных классов;

2.5.3

уравнения химических реакций

2.6

Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием

2.7

Проводить опыты / распознавать опытным путем:

2.7.1

подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

2.7.2

по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ;

2.7.3

газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;

2.7.4

растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

2.7.5

кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония__

2.8

Вычислять:

2.8.1

массовую долю химического элемента по формуле соединения;

2.8.2

массовую долю вещества в растворе;

2.8.3

количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

2.9

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

2.9.1

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

2.8.2

массовую долю вещества в растворе;

2.8.3

количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

годовая контрольная работа I вариант

Часть 1

1. Четыре энергетических уровня содержит электронная оболочка атома:


а) калия

б) бериллия в)

кремния г) гелия


2. Шесть электронов находятся на внешнем энергетическом уровне атома:

а) золота

б) углерода

в) хром

г) кислорода


3. Выберите соединение с ковалентной полярной связью:

а) H2 б) H2S


в) NaI г) N2

4. Выберите формулу соединения серы, в котором она проявляет степень окисления -2

а) SO2

б) SO3

в) MgS

г) SF6


5. Выберите формулу оксида железа (III):

а) FeO

б) FeCl3

в) Fe2O3

г) ОF2

6. Выберите ряд формул, в котором все вещества являются основаниями:

а) Fe2O3, ZnO, Cu(OH)2

б) Ba(NO3)2, Ba(OН)2, Н2SО4

в) КОН, Fe(OH)3, NaОН

г) Zn(OН)2, НCl, H2O

7. Оксид кальция СаО реагирует с:

а) HNO3

б) Li2O

в) Cu

г)MgSO4

8.Сумма коэффициентов в уравнении реакции CuO + Al → Cu + Al2O3 равна

1)

7

2) 5

3)

8

4)

9

9. Уравнение реакции замещения:

а) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

б) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O

в) Cu(OH)2 = CuO + H2O

г) Fe + S = FeS

10. Выберите уравнение электролитической диссоциации для Ba(NO3)2:

а) Ba(NO3)2 = Ba2+ + NO3-

б) Ba(NO3)2 = Ba + 2 NO3

в) Ba(NO3)2 = Ba2+ + 6 NO-

г) Ba(NO3)2 = Ba2+ + 2 NO3-

11. Выберите краткое ионное уравнение для реакции 2КОН + Н2SО4 = К2SО4 + 2Н2О

а) ОН- + Н+= Н2О

б) 2КОН + 2 Н+= 2К++ 2Н2О

в) 2ОН- + 2Н+= 2Н2О

г) 2К++ 2ОН-+ 2 Н++ SО42-= 2К++SО42-+2Н2О


в задании 12.13 на установление соответствия запишите напротив цифр букву

12. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.

Класс веществ: Формула вещества:

1)оксиды а) HNO2

2)основания б) P2O5

3)кислоты в) Fe(OH)3

4) соли г) Mg(NO3)2

13. Установите соответствие между уравнением реакции и типом химической реакции

УРАВНЕНИЕ




ТИП РЕАКЦИИ

1)

O2 + 4NO2 + 2H2O =

4HNO3

А) реакция разложения

2)

AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3

Б) реакция соединения

3)

CaCO3 = CaO + CO2



В) реакция замещения

4)

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

Г) реакция обмена

Часть 2

14. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций.Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде.

1. Cu + O2 =

2. CuO + H2O =

3. CuO + H2SO4 =

4. CuSO4 + NaOH =

15. Составьте уравнение реакции горения кальция. Вычислите, какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 20 г кальция.

годовая контрольная работа 2 вариант

Часть 1

1. Шесть энергетических уровней содержит электронная оболочка атома:


а) калия

б) золота

в) кремния

г) гелия

2. Четыре электрона находятся на внешнем энергетическом уровне атома:

а) золота б) углерода в) хром г) кислород

3. Выберите соединение с ковалентной неполярной связью:

а) H2 б) H2S

в) NaI г) N2


4. Вещество, в котором сера проявляет степень окисления +4, имеет формулу:

а) H2S

б) SO2

в) SO3

г) Na 2S


5. Вещество, имеющее формулу NaNO3, называется:

а) карбонат натрия

б) нитрит натрия

в) хлорид натрия

г) нитрат натрия

6. Ряд формул, в котором все вещества являются оксидами:

а) ZnO, ZnCl2 , HCl

б) SO3 , MgO, CuO

в) KOH, K 2O, MgO

г) HNO3 , P2O5 , NaCl

7. Серная кислота реагирует с а) HNO3 б) СO в) Cа г)MgSO4

8. Уравнение реакции разложения:

а) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

б) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O

в) Cu(OH)2 = CuO + H2O

г) Fe + S = FeS

9.Сумма коэффициентов в уравнении реакции CuO + Мg → Cu + MgO равна

1)

7

2) 4

3)

8

4)

9

10. Выберите уравнение электролитической диссоциации для сульфата хрома (3) Cr2(SO4)3:

а) Cr2(SO4)3 = Cr3+2 + (SO4)32-

б) Cr2(SO4)3 = 2Cr3+ + SO42-

в) Cr2(SO4)3 = Cr3++ 3SO42-

г) Cr2(SO4)3 = 2Cr3+ + 3SO42-

11. Какое краткое ионное уравнение отображает сущность процесса NaOH + HCl = NaCl + H2O

а) H+ + OH-= H 2O

б) NaOH + H+ = Na+ + H 2O

в) 2H++ 2OH- = 2 H2 O

г) OH- + HCl = Cl-+ H 2O

В задании 12.13 на установление соответствия запишите напротив цифры букву

12. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.

Класс веществ: Формула вещества:

1) оксиды а) NaOH г) NaNO3

2) основания б) HCl д) H2

3) кислоты в) CaO

4) соли

13 . Установите соответствие между уравнением реакции и типом химической реакции

1)

CaO2 + 2H2O =Ca(OH)2


А) реакция разложения

2)

AgNO3 + CаCl2 = AgCl + Са(NO3)2

Б) реакция соединения

3)

MgCO3 = MgO + CO2



В) реакция замещения

4)

Fe + HgSO4 = FeSO4 + Hg

Г) реакция обмена

Часть 2 14. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций. Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде.

1. Mg + O2 = 2. MgO + H2SO4 =

3. MgSO4 + NaOH = 4. Cu + HCl =

15. Составьте уравнение реакции горения магния. Вычислите, какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 40 г магния.

Ответы по итоговой работе

Часть 1

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ввариант 1

а

г

б

в

в

в

а

4

а

г

в

Вариант 2

б

б

г

б

г

б

в

в

2

г

а


Часть 2

№ задания

12

13

Ввариант 1

1б, 2в, 3а, 4г

1б, 2г, 3а, 4в

Вариант 2

1в, 2а, 3б, 4г

1б, 2г, 3а, 4в


Часть 2

1 вариант

Задание 14

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

2Cu + O2 = 2CuO

1

CuO + H2SO4= CuSO4 +H2O

1

CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2

Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

2

Максимальный балл

4

2 вариант


Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

2Mg + O2 = 2MgO

1

MgO + Н2SО4 = MgSО4 + Н2O

1

MgSО4 + 2NaOH = Mg(OH)2↓ + Na2SО4

Mg2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = Mg(OH)2↓+2Na+ + SO42-

Mg2+ + 2OH- = Mg(OH)2

2

Максимальный балл

4






















практикум 1

Фамилия Имя___________________________________________ Класс __________


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

ПРИЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: познакомиться с лабораторной посудой и оборудованием, применяемыми на уроках химии и их значением.

I Ознакомление с химической посудой и лабораторными принадлежностями

Познакомьтесь с лабораторным оборудованием на рабочем месте. Зарисуйте в таблицу химическую посуду, оборудование и разберите их назначение.

Рисунки химической посуды и лабораторного оборудования

Назначение химической посуды и лабораторного оборудования

1.

Химическая пробирка - используется для проведения опытов и как деталь собираемых приборов



2.

Химический стакан – используется для проведения различных химических операций, служит для хранения жидких и твердых веществ


3.

Колба коническая - используется для проведения различных химических операций, служит для хранения жидких и твердых веществ

4.

Колба круглодонная – используется для проведения разнообразных химических операций при нагревании



5.

Воронка конусообразная – используется для переливания жидкостей и фильтрования

6.

Мерный цилиндр – используется для измерения объема жидкостей




7.

Стеклянная палочка – используется для размешивания веществ в химической посуде. Для предохранения посуды от случайного растрескивания при перемешивании веществ на конец стеклянной палочки надевают кусочек резиновой трубки.

8.

Ложка, шпатель – используются для взятия твердых и сыпучих веществ


9.

Фарфоровая чашка (выпарительная) – применяется для выпаривания жидкостей



10.

Ступка с пестиком – служит для размельчения и растирания твердых веществ


11.

Пробиркодержатель (зажим пробирочный) - используется для закрепления пробирки, если вещество в пробирке требуется нагреть в пламени





II Приемы обращения с лабораторным штативом


Используя рисунок, напишите назва­ния деталей лабораторного штатива:

1. ______________________________________

2. _______________________________________

3. _____________________________________

4. _____________________________________

5. ______________________________________


Покажите на рисунке закрепление в лапке штатива пробирки:

а) в вертикальном положении б) в горизонтальном положении













ВНИМАНИЕ! Пробирка закреплена правильно, если она не выпадает из лапки и может быть слегка повернута вокруг своей оси. Пробирка закрепляется у ранта (горлышка) с тем, чтобы ее можно было нагревать по всей длине.

III Изучение строения пламени

Оборудование: парафиновая свеча, фарфоровая чашка, стеклянная трубка с оттянутым

концом, тигельные щипцы, лучинка, спички, резиновая груша

  1. Зажгите свечу и внимательно рассмотрите ее пламя. Обратите внимание на три части пламени, различающиеся по окраске.

Строение пламени:

1 – внутренняя часть: __________________________________

2 – средняя часть: ________________________________________________

3 – наружная часть: _______________________________________________

  1. Исследование внутренней части пламени свечи

Во внутренней части пламени горючие вещества разогреваются и испаряются. Их можно вывести через стеклянную трубку. При помощи тигельных щипцов внесите один конец стеклянной трубки как можно ближе к фитилю. Поднесите горящую лучинку к другому концу трубки. Что наблюдаете?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование средней части пламени свечи

Средняя (светящаяся) часть пламени содержит раскаленные, но не полностью сгоревшие частицы парафина.

Тигельными щипцами возьмите фарфоровую чашку и внесите ее в среднюю (светящуюся) часть пламени свечи. Внимательно наблюдайте за тем, что происходит с поверхностью чашки. Что обнаружили?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте стеклянную трубку с оттянутым концом в резиновую грушу. Сжимая ее рукой, продуйте в светящееся пламя горящей свечи воздух . Как изменилась яркость пламени?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование внешней части пламени

Наружная часть пламени почти бесцветна, в ней полностью сгорают частички парафина.

Поместите лучинку горизонтально так, чтобы она пересекала все зоны пламени. Что вы наблюдаете?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поместите одновременно две спички головками в различные зоны пламени. Что наблюдаете?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:

  1. Самая горячая часть пламени _____________________________________

  2. Нагревать вещества нужно ___________________________ части пламени.

IV Приемы обращения со спиртовкой

1. Спиртовка




1 __________________________________

2___________________________________

3___________________________________

4___________________________________

2. Проверьте:

правильность заполнения спиртовки (не менее чем на 2/3 ее объема) спиртом; емкость спиртовки чаще всего равна 100-150 мл;

состояние фитиля: ровно подрезан, его длина 1,5 см над диском;

положение фитиля в трубке: он должен неплотно прилегать, но и не выпадать из трубки;

положение диска с трубкой: он должен плотно прикрывать отверстие резервуара спиртовки.

Помните!

При пользовании спиртовкой запрещается:

- передача зажженной спиртовки;

- зажигание одной спиртовки от другой.

- не дуйте на пламя спиртовки, если вы хотите ее погасить. Гасите спиртовку, только накрывая пламя колпачком.

3. Отработайте приемы зажигания спиртовки спичкой и ее ту­шения колпачком .

4. Правила нагревания:

нагреваемый предмет держат в верхней, самой горячей части пламени; пробирку с веществом сначала слегка прогревают всю, а затем греют в нужном месте, не вынимая из пламени;

нельзя нагревать пробирку в том месте, где находится уровень жидкости;

при нагревании жидкости в открытой пробирке отверстие ее следует направлять в сторону от себя и от товарищей: кипящая жидкость может быть выброшена из про­бирки;

не следует нагревать в пробирке большие количества веществ; жидкости можно на­ливать не более '/з объема пробирки.

5. Пользуясь спиртовкой, нагрейте в пробирке небольшой объем воды:

налейте в пробирку 1 мл воды (примерно 20 капель);

поместите пробирку в пробирочный зажим (зажимная часть его должна находиться у ранта (отверстия) пробирки);

внесите пробирку в самую горячую часть пламени и нагрейте ее по всей длине двумя-тремя движениями в пламени спир­товки;

не вынимая из пламени, нагрейте то место, где находится вода;

направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседа по парте, избегая выбрасывания жидкости;

чтобы вода не выплеснулась из пробирки, проводите все вре­мя круговые движения, но не прикасайтесь ее дном к фитилю, так как пробирка может лопнуть от соприкосновения с отно­сительно холодным и мокрым фитилем;

не наклоняйтесь над нагревательным сосудом (пробиркой);

когда закипит вода, прекратите нагревание.

Спиртовку закройте колпачком. Нагретую пробирку поставьте в штатив для пробирок.

6. Приведите свое рабочее место в порядок



Фамилия, имя _____________________________________ класс ______________


Практическая работа № 2

Очистка загрязненной поваренной соли от примесей

Цель работы:

  • ознакомиться со способами разделения смесей, используя различия в физических свойствах составляющих их компонентов;

  • освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование и выпаривание;

  • научиться выполнять практическую работу по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.

Поваренная соль, которой мы обычно пользуемся, прошла длинный путь от место­рождения, где ее добыли, до прилавка магазина, в котором ее купили. Природная соль (бузун) содержит много примесей, от которых ее нужно очистить. Попробуем смоделиро­вать этот процесс в лаборатории.

План работы

  1. Рассмотрите выданную вам смесь поваренной соли и речного песка (бузун).

  2. Вспомните, какими физическими свойствами (агрегатное состояние при обычных условиях, запах, цвет, растворимость в воде) обладают поваренная соль и речной песок.

  3. Подумайте, как разделить компоненты смеси, используя различия в их физиче­ских свойствах. Какое оборудование вам потребуется для очистки поваренной соли?

ОБОРУДОВАНИЕ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

РЕАКТИВЫ: _________________________________________________________________



ЭТАПЫ РАБОТЫ



I. ___________________________________________________________________________

Наблюдения:

Внешний вид смеси: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отношение смеси к воде:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

1. Полученная смесь (гомо- или гетерогенная)______________________________________

2. Выданная смесь состоит из (по растворимости) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

II.___________________________________________________________________________

ВНИМАНИЕ!

  1. сложите вчетверо круг фильтровальной бумаги и расправьте его так, чтобы образовался конус

  2. вложите фильтр в воронку так, чтобы он плотно прилегал к ее стенкам и не доходил до края воронки на 0,5 см

  3. смочите фильтр водой, удерживая воронку наклонно и вращая ее над стаканом или чашкой

  4. наливайте фильтруемую жидкость на фильтр по стеклянной палочке, направив ее нижний конец к стенке воронки, а не в середину фильтра, чтобы не порвать его.


Наблюдения:

а) Внешний вид фильтра ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Внешний вид фильтрата__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

(основываясь, на каких свойствах веществ можно разделить смесь (гомо- или гетерогенную) данным способом) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


III. _______________________________________________________________________

ВНИМАНИЕ!

  1. фильтрат в фарфоровой чашке должен занимать не более 1/3 ее объема

  2. постоянно помешивайте раствор

  3. после появления в чашке кристаллов соли нагревание прекратите

  4. снимайте горячую чашку с кольца тигельными щипцами; ставьте ее на огнезащитную прокладку

Наблюдения:

По мере испарения воды, что остается на стенках чашки? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

(основываясь, на каких свойствах веществ можно разделить смесь (гомо- или гетерогенную) данным способом) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД: Гомогенные смеси можно разделить _____________________________________________________________________________

Гетерогенные смеси можно разделить _____________________________________________________________________________
Приведите в порядок свое рабочее место: демонтируйте штатив, разместите на своих местах принадлежности и посуду.




Химический практикум «Признаки химических реакций». (8 класс.)

Цели: 1) закрепить на практике знание признаков химических реакций;

2) научить записывать уравнения проделанных реакций и определять их тип;

3) продолжить формирование умений наблюдать и описывать проведённые химические реакции;

4) трансформировать знания обращения с лабораторным оборудованием в практические умения.

Реактивы и оборудование: медная проволока, тигельные щипцы, спиртовка, спички, пробирки; мрамор (кусочки) – СаСО3, азотная кислота – HNO3, фенолфталеин; карбонат натрия – Na2CO3, хлорид кальция – CaCl2, сульфат меди (II) – CuSO4, гидроксид калия – КОН.

Ход урока.

Организационный момент.

Вводная часть:

Т. Б. обращение с лабораторным оборудованием; отбор сухих реактивов и растворов; обращение со спиртовкой; правила поведения во время практических занятий.

3. Цель, содержание работы.

4. Выполнение практической работы.

5. Заполнение таблицы.

6. Сбор тетрадей на проверку.

7. Итог урока.

8. Д/з повторить 25-33. (П. р. «Получение водорода»).

Порядок выполнения работы (заполнение таблицы):

1. Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II)с азотной кислотой.

Тигельными щипцами внесите в пламя горелки медную проволоку. Что наблюдаете? (Опыт повторить несколько раз). Напишите уравнение реакции, укажите её тип.

Очистите чёрный налёт на лист бумаги. Собрав достаточное количество оксида меди, поместите его в пробирку с азотной кислотой. Смесь подогрейте. Что наблюдаете? (Запишите уравнение реакции в таблицу, укажите её тип).

Какие признаки химических реакций вы наблюдали? (Ответ запишите в виде вывода).

2. Взаимодействие мрамора с кислотой.

В небольшой стакан положите 1-2 кусочка мрамора. Прилейте в стакан азотной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки. Зажгите лучинку и внесите её в стакан.

Что наблюдаете? Укажите признаки химической реакции. Заполните таблицу.

3. Взаимодействие щёлочи и кислоты – реакция нейтрализации.

В пробирку налейте 2 мл щёлочи (NaOH), добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? О чём говорит изменение окраски раствора? Прилейте в эту пробирку по каплям азотной кислоты до исчезновения окраски.

Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, её тип и признак.

4. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция.

В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия. Затем добавьте несколько капель раствора хлорида кальция.

Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, её тип и признак.

5. Получение гидроксида меди (II) и его взаимодействие с азотной кислотой.

1). В пробирку налейте 2 мл раствора сульфата меди (II) и добавьте 1 мл раствора гидроксида калия.

Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, её тип и признак.

2). К полученному осадку прилейте немного азотной кислоты, пробирку осторожно встряхните.

Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, её тип, укажите признак реакции.

Результаты всех опытов, наблюдений и выводов оформите в виде таблицы.

Исходные

вещества

Что делали?

Что наблюдали?

Уравнения

реакций

Выводы

№1. Медь, воздух

(кислород).




№2. Мрамор -

(СаСО3), азотная

кислота – HNO3




№3. KOH, HNO3,

фенолфталеин




№4. Na2CO3,

CaCl2




№5. CuSO4, KOH,

HNO3





Инструкция по проведению практической работы

«Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей»

Цель работы: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.

Оборудование: весы, мерный цилиндр, ложечка, химический стакан, стеклянная палочка, вода, сахар.

Примечание: 1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, процессы растворения, формулы для расчета.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Расчетная часть.

Получив задание от учителя, произведи расчет для выполнения практической работы.

Приготовить 180 г 3% раствора сахара

Приготовить 150 г 4% раствора сахара

Приготовить 120 г 2% раствора сахара

2. этап работы: Рассчитайте массу сахара и массу воды, необходимые для приготовления необходимого вам раствора используя формулы:

m(вещества) = m(раствора) · ω(вещества) m(H2O) = m(раствора) - m(вещества)

На весах взвесьте требуемую навеску сахара, и высыпьте ее в химический стакан.

3. этап работы: Определите объем воды, соответствующий вычисленной массе, используя формулу: V = m · ρ. Помните, что для воды ρ = 1 г/мл.

1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в стакан с сахаром.

4. этап работы: Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей сахара. Перемешайте стеклянной палочкой сахар с водой до полного его растворения.

Заключение:

1.Обратите внимание на оформление задачи в тетради, правильные расчеты.

2. Сделайте вывод о том, что необходимо для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

3. Уберите свое рабочее место.

Оформление в тетради:

Практическая работа №3

«Приготовление раствора сахара с определенной массовой долей»

Цель: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.

Оборудование и реактивы: химический стакан, палочка для перемешивания, мерный цилиндр, лабораторные весы, разновесы; сахар, вода.

С правилами техники безопасности при выполнении практической работы ознакомлен(а):________


Ход работы

Отчет составляется по пунктам «Инструкции выполнения работы».

Этап

Оборудование

Действия, расчеты

 

 

 

Вывод формулируется на основании выполненной работы.






Практическая работа Химия 8 класс.

Получение водорода и его сжигание.

Цель: научиться получать водород, изучать физические и химические свойства водорода, совершенствовать приемы работы с лабораторным оборудованием и с веществами;

воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность, прилежность, внимание;

учащиеся должны уметь собирать установку для получения водорода, проверять на чистоту, уметь оформлять результаты практической работы, делать правильные выводы из наблюдаемых опытов.

Приборы: пробирки, газоотводная трубка, спички, штатив.

Реактивы: цинк, соляная кислота.

Требование безопасности при работе: осторожно с кислотой, с огнём, стеклянной посудой, вещества брать в малой дозе, соблюдать порядок и тишину, не мешать соседа.

Ход работы:

Что делаю

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

1.Получение водорода.

Осторожно опускаем в пробирку 3-4 кусочков цинка, закрепим пробирку в штативе. Наливаем соляную кислоту (2–3 см.). Пробирку закрываем пробкой с газоотводной трубкой. На верхний конец трубки надеваем сухую пробирку.

2.Проверка водорода на чистоту. Через минуту снимаем пробирку с трубки и, не переворачивая, поднесем её отверстием к пламени.

3.Горение водорода.

Поднесем горящую спичку к концу газоотводной трубки.

4.Над пламенем горящего водорода держим перевёрнутый вверх дном стакан.

1.Выделяется газ. Так как газ легче воздуха, поэтому пробирку-приемник устанавливаем вверх дном.

2. Если водород сгорит с легким глухим хлопком, то это доказывает, что он чистый. Если раздастся свистящий звук, то водород смешан с кислородом воздуха. Поджигать такой водород нельзя. Он может взорваться.

3.Водород горючий газ, поэтому горит.

4. Внутренняя стенка стакана запотевает.

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

2H2+O2= 2H2O

Атомы металла вытеснили атомы водорода из молекулы кислоты.

При взаимодействии молекул водорода с молекулами кислорода образуется молекулы воды в виде пара.

Промышленный способ получения водорода. Реакция метана с водой при высокой температуре.CH4+2H2O=CO2+4H2 — 165кДж.

Лабораторный способ. Разложение воды электрическим током. 2H2O=2H2+O2

Вывод работы. Научились получать водород. Изучили физические и химические свойства водорода.



Практическая работа: «Получение и свойства кислорода».


Ход работы

Рисунок и наблюдения

Уравнения реакций

Вывод

1. ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА.

В пробирку поместить перманганат калия, вложить рыхлый комочек ваты и закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Проверить прибор на герметичность. Закрепить прибор в лапке штатива. Прогреть пробирку, нагревать вещество. Собрать кислород вытеснением воздуха. Банку с кислородом закрыть стёклышком.

Рис. ОСК блок II









1) ………………………..


t0

KMnO4 K2MnO4 +MnO2+ ……

  1. Из какого вещества получали кислород, какой реакцией?

  2. Каким методом можно собирать кислород? Почему?


2. ОБНАРУЖЕНИЕ КИСЛОРОДА.

Внести тлеющую лучинку в банку с кислородом.


Рис. ОСК блок III (1)



  1. …………………………..



_____________



Какое свойство кислорода иллюстрирует данный опыт?

3. ГОРЕНИЕ В КИСЛОРОДЕ УГЛЯ.

Раскалить в пламени спиртовки уголёк, держа его тигельными щипцами (или в ложечке для сгорания веществ) и внести в банку с кислородом.

Когда горение прекратиться прилить в банку немного известковой воды (Ca(OH)2) и взболтать.

Рис. ОСК блок III (2)






  1. ………………………

  2. ………………………



С + O2 ……


(CO2 + Ca(OH)2 CaCO3 + H2O)


  1. Свойство кислорода?

  2. Какое вещество образуется при горении угля?

  3. Как его обнаружить, с помощью какого реактива?









Практическая работа № 8

Свойства кислот, оснований, и солей

Цель работы: применить знания, полученные при изучении классификации и химических свойств оксидов, оснований, кислот для объяснения проделанных опытов. Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: разбавленная соляная кислота, гранула цинка, оксида меди (II); карбоната натрия, хлорида железа (III), гидроксида натрия, гидроксида калия.

Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими веществами. Оказание первой помощи при попадании щелочи или кислоты на кожу, глаза.

с техникой безопасности ознакомлен ___________________

2. Выполните опыты

3. Оформите таблицу

Что делали

Наблюдения

Выводы и ответы на вопросы.

Полное и сокращённое ионные уравнения реакции.

Опыт 1.

В пробирку с гранулой цинка прилили 1-2 мл соляной кислоты.

В пробирку добавили немного оксида меди (II), прилили 1-2 мл соляной кислоты, пробирку нагрели.

В пробирку добавили немного карбоната натрия, прилили 1-2 мл соляной кислоты.

В пробирку прилили 1-2 мл раствора гидроксида меди (II), прилили 1-2 мл соляной кислоты.



Опыт 2.

В пробирку налили 1-2 мл раствора хлорида железа (III), затем прилили по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадка. Осадок перенесли в три пробирки. В первую из них прилили разбавленную соляную кислоту, во вторую пробирку раствор гидроксида калия, третью пробирку нагрели.




4. Приведите в порядок своё рабочее место.











Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»»

Цель работы: изучить химические свойства основных классов неорганических соединений.

Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички, растворы индикаторов (фенолфталеин, метилоранж), растворы NaOH, H2SO4, CuSO4, гранулы цинка.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими веществами. Оказание первой помощи при попадании щелочи или кислоты на кожу, глаза.

с техникой безопасности ознакомлен ___________________

Оформление работы

Результаты выполнения работы записывают в таблицу:

Что делали

Что наблюдали

Выводы





Ход работы

Опыт 1. Действие индикаторов на растворы кислот и щелочей

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия NaOH, добавьте 2-3 капли раствора индикатора фенолфталеина. Как изменился цвет раствора?

В пробирку налейте 1 мл раствора серной кислоты H2SO4, добавьте 2-3 капли раствора индикатора метилоранжа. Как изменился цвет раствора?

В пробирку налейте 1 мл воды H2O, добавьте 2-3 капли раствора индикатора метилоранжа. Как изменился цвет индикатора?

Опыт 2. Реакция нейтрализации

В пробирку налейте 1 мл раствора серной кислоты H2SO4, добавьте 2-3 капли индикатора фенолфталеина, затем прилейте 1 мл раствора гидроксида натрия NaOH.

Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод, какие вещества образуются при взаимодействии кислоты и щелочи.

Опыт 3. Получение сульфата цинка

В пробирку с гранулой цинка добавьте 1 мл раствора серной кислоты H2SO4. Что происходит в пробирке?

Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод, какой газ можно получить взаимодействием кислоты и активного металла.

Опыт 4. Получение и свойства гидроксида меди (II)

а) В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди (II) CuSO4, добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия NaOH.

Отметьте цвет и характер выпавшего осадка. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод, взаимодействием каких веществ можно получить нерастворимое в воде основание.

б) Пробирку с полученным гидроксидом меди (II) Cu(OH)2 закрепите в держателе для пробирок, затем нагрейте в пламени спиртовки.

Что произошло с осадком? Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о том, что происходит при нагревании нерастворимых в воде оснований.




Сохранить у себя:
Контрольно-измерительный материал по химии 8 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки