Оценочный лист по химии №2 по теме «Металлы и неметаллы»
Выполните задания. После выполнения каждого задания оцените себя по соответствующим баллам.
5 – всё знаю и всё умею.
4 – достаточно хорошо знаю и умею.
3 – не уверен, что выполнил задание верно.
2 – требуется помощь для выполнения задания.
1 – совсем не знаю и не умею.
Критерии (предметные и УУД) | Задание | Самооценка учащегося | Оценка учителя | |||||||||||||||
Предметные: Умение определять основные химические понятия. Регулятивные Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Личностные: самоотношение и самооценка. |
1.1. Установите соответствие: Схема строения атома: Положение элемента Название элемента: в Периодической системе : А) 2e, 8e, 5e 1) 3-й период, VА группа а) железо Б) 2e, 4e 2) 2-й период, IVА группа б) фосфор В) 2e,8e, 2e 3) 4-й период, VIIIВ группа в) углерод Г) 2e, 8e, 14е, 2е 4) 3-й период, IIА группа г) магний 1.2. Какие степени окисления проявляет хлор в соединениях: NaClO3, Ca(ClO)2, Al(ClO4)3, KClO2, FeCl3 1.3. Из перечисленных ниже физических свойств веществ, выберите характерные для алюминия. Не пластичность Электропроводность Металлический блеск Растворимость в воде Хрупкость
Ответ запишите в виде последовательности букв. |
|
| |||||||||||||||
Предметные: Умение характеризовать физические и химические свойства металлов и неметаллов. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. Метапредметные: умение определять понятия, находить ошибки. Личностные: самоотношение и самооценка.
| 2. Установите соответствие между продуктами реакции и реагирующими веществами.
|
|
| |||||||||||||||
Предметные: умение осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. Личностные: самоотношение и самооценка. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | 3. Установите соответствие между описанием реакции и её типом.
Напишите соответствующие реакции этих процессов. |
|
| |||||||||||||||
Предметные: умение осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 4. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. 5. Личностные: самоотношение и самооценка. | 4. Прочитайте инструкцию к опыту. «Взять алюминиевую ложку и тщательно очистить её наждачной бумагой и обезжирить, опустив на 10 минут в ацетон. После этого опустить ложку на несколько секунд в раствор нитрата ртути(II). Как только поверхность ложки станет серой, вынуть ее из раствора, обмыть водой и высушить, промокая фильтровальной бумагой. Сразу поместить ложку в дистиллированную воду. На поверхности появятся пузырьки газа и чешуйки белого вещества». Поясните, почему активный в химическом отношении металл алюминий, при обычных условиях на воздухе не реагирует с водой Сделайте вывод из описанных наблюдений Составьте уравнения реакции алюминия с водой.
|
|
| |||||||||||||||
Предметные: умение владеть понятийным аппаратом и символическим языком химии, прогнозировать продукты химических реакций по формулам исходных веществ, выполнять простейшие расчеты. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достиженияцелей, в том числе альтернативные, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: умение структурировать знания, синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. Личностные:самоотношение и самооценка. | 5. Серебристо-белый металл на воздухе горит ослепительным пламенем. При этом образуется твердое вещество белого цвета. Горение не прекращается даже если горящий металл внести в сосуд, заполненный углекислым газом. В этом случае, кроме белого продукта реакции образуется еще и черный. При растворении металла в соляной кислоте наблюдается очень бурное выделение водорода. А при добавлении к полученному после растворения металла раствора щелочи в достаточном количестве, наблюдается выпадение белого осадка. При прокаливании этого осадка образуется твердое бинарное вещество белого цвета, что и при горении металла. Запишите пять уравнений описанных реакций.
|
|
| |||||||||||||||
Предметные: умение осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достиженияцелей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные:умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), устанавливать причинно-следственных связи. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. Личностные:самоотношение и самооценка. | 6. Жесткость воды – это совокупность свойств, обусловленная содержанием в воде ионов кальция и магния. Различают временную и постоянную жесткость, из которых складывается общая жесткость воды. Временная жесткость – карбонатная, вызвана присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния. При кипячении гидрокарбонаты разрушаются, и образовавшиеся малорастворимые карбонаты выпадают в осадок. Постоянная жесткость – некарбонатная жесткость, обусловлена присутствием в воде кальциевых и магниевых солей сильных кислот, сульфатов и хлоридов. При введении в воду карбонатов натрия ( сода), гидроксида кальция (гашеной извести) исчезает общая жесткость воды. Карбонатная жесткость при этом устраняется известью, а некарбонатная содой». …Сами по себе соли кальция и магния особого вреда живым организмам не приносят, однако постоянное употребление жёсткой воды крайне нежелательно. …Для некоторых областей применения воды жесткость не играет никакой роли. Например, при поливке газонов, тушении пожаров. Но, к сожалению, жесткость воды - это проблема не только воды для питья и приготовления пищи, но и воды, используемой в быту для стирки, мытья посуды и т. д. А для современной бытовой техники, автономных систем горячего водоснабжения и отопления, новейших образцов сантехники – жесткость воды – катастрофа. Поэтому борьба с ней крайне актуальна
Задание: 1) Прочитайте текст, преобразуйте его в таблицу.
2) Предложите способы очистки в домашних условиях элекстрического чайника. Объясните происходящие процессы. 3) Какого влияние жесткой воды на организм человека? 4) Напишите уравнения реакции устранения временной и постоянной жесткости. |
|
| |||||||||||||||
Итого (сумма баллов) |
|
|
| |||||||||||||||
Уровень работы |
|
|
|
Задание |
Ответы и решения | |||||||||||||||
.1. Установите соответствие: Схема строения атома: Положение элемента Название элемента: в Периодической системе : А) 2e, 8e, 5e 1) 3-й период, VА группа а) железо Б) 2e, 4e 2) 2-й период, IVА группа б) фосфор В) 2e,8e, 2e 3) 4-й период, VIIIВ группа в) углерод Г) 2e, 8e, 14е, 2е 4) 3-й период, IIА группа г) магний 1.2. Какие степени окисления проявляет хлор в соединениях: NaClO3, Ca(ClO)2, Al(ClO4)3, KClO2, FeCl3 1.3. Из перечисленных ниже физических свойств веществ, выберите характерные для алюминия. Не пластичность Электропроводность Металлический блеск Растворимость в воде Хрупкость
Ответ запишите в виде последовательности букв. | – А1б Б2в В4г Г3а - +5, +1, +7, +3, -1 – б,в по 0,5 за каждый правильный ответ. Итого: 1,5 балла | |||||||||||||||
2. Установите соответствие между продуктами реакции и реагирующими веществами.
| 2.А-2 Б-4 В-1 Г-4 По 0,5 баллов за правильный ответ Итого: 2 балл.
| |||||||||||||||
3. Установите соответствие между описанием реакции и её типом.
Напишите соответствующие реакции этих процессов. | 1-В 2-Б 3-А 4-Б За код ответов 1 балл 2Мg + O2 = 2MgO (CuOH)2CO3 = 2CuO + CO2+ H2O Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4 4Fe(OH)3 = 2 Fe2O3+ 6H2O За каждое уравнение по 0,5 баллов Итого: 3 баллов | |||||||||||||||
4. Прочитайте инструкцию к опыту. «Взять алюминиевую ложку и тщательно очистить её наждачной бумагой и обезжирить, опустив на 10 минут в ацетон. После этого опустить ложку на несколько секунд в раствор нитрата ртути(II). Как только поверхность ложки станет серой, вынуть ее из раствора, обмыть водой и высушить, промокая фильтровальной бумагой. Сразу поместить ложку в дистиллированную воду. На поверхности появятся пузырьки газа и чешуйки белого вещества». Поясните, почему активный в химическом отношении металл алюминий, при обычных условиях на воздухе не реагирует с водой Сделайте вывод из описанных наблюдений Составьте уравнения реакции алюминия с водой. Предложите свой способ очистки алюминия от оксидной пленки.
| 1) Алюминий покрыт прочной металлоподобной пленкой окида алюминия, поэтому он неактивен и при обычных условиях не реагирует с водой. (1б) 2) Раствор ртути необходим для разрушения оксидной пленки. Этот процесс называется амальгамированием. (1б) 3) 2Al + 6H2O =2 Al(OH)3 + 3H2 (1б) 4) оксид алюминия – амфотерный оксид, поэтому он может реагировать с кислотами и щелочами. Можно обработать поверхность алюминиевой ложки кислотой или щелочью. 2Al +6HCl = 2AlCl3 + 3H2 (1б) Итого: 4 баллов | |||||||||||||||
5. Серебристо-белый металл на воздухе горит ослепительным пламенем. При этом образуется твердое вещество белого цвета. Горение не прекращается даже если горящий металл внести в сосуд, заполненный углекислым газом. В этом случае, кроме белого продукта реакции образуется еще и черный. При растворении металла в соляной кислоте наблюдается очень бурное выделение водорода. А при добавлении к полученному после растворения металла раствора щелочи в достаточном количестве, наблюдается выпадение белого осадка. При прокаливании этого осадка образуется твердое бинарное вещество белого цвета, что и при горении металла. Запишите пять уравнений описанных реакций. | 2Mg + O2 = 2MgO 2 Mg +CO2 = 2MgO + C Mg + 2 HCl = MgCl2 + H2 MgCl2 +2KOH = Mg(OH)2+2 KCl Mg(OH)2 = MgO + H2O Итого: 5 баллов | |||||||||||||||
6. Жесткость воды – это совокупность свойств, обусловленная содержанием в воде ионов кальция и магния. Различают временную и постоянную жесткость, из которых складывается общая жесткость воды. Временная жесткость – карбонатная, вызвана присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния. При кипячении гидрокарбонаты разрушаются, и образовавшиеся малорастворимые карбонаты выпадают в осадок. Постоянная жесткость – некарбонатная жесткость, обусловлена присутствием в воде кальциевых и магниевых солей сильных кислот, сульфатов и хлоридов. При введении в воду карбонатов натрия ( сода), гидроксида кальция (гашеной извести) исчезает общая жесткость воды. Карбонатная жесткость при этом устраняется известью, а некарбонатная содой». …Сами по себе соли кальция и магния особого вреда живым организмам не приносят, однако постоянное употребление жёсткой воды крайне нежелательно. …Для некоторых областей применения воды жесткость не играет никакой роли. Например, при поливке газонов, тушении пожаров. Но, к сожалению, жесткость воды - это проблема не только воды для питья и приготовления пищи, но и воды, используемой в быту для стирки, мытья посуды и т. д. А для современной бытовой техники, автономных систем горячего водоснабжения и отопления, новейших образцов сантехники – жесткость воды – катастрофа. Поэтому борьба с ней крайне актуальна
Задание: 1) Прочитайте текст, преобразуйте его в таблицу.
2) Предложите способы очистки в домашних условиях элекстрического чайника. Объясните происходящие процессы. 3) Какого влияние жесткой воды на организм человека? 4) Напишите уравнения реакции устранения временной и постоянной жесткости. | Итого: 6 балла 1балл 1балл 1 балл 3 балла |