Контрольно-измерительные материалы по химии для 11 класса

Контрольно измерительные материалы по химии для 11 класса по общеобразовательной программе

Содержимое разработки

Оценочный лист по химии №2 по теме «Металлы и неметаллы»

Выполните задания. После выполнения каждого задания оцените себя по соответствующим баллам.

5 – всё знаю и всё умею.

4 – достаточно хорошо знаю и умею.

3 – не уверен, что выполнил задание верно.

2 – требуется помощь для выполнения задания.

1 – совсем не знаю и не умею.

Критерии

(предметные и УУД)

Задание

Самооценка учащегося

Оценка учителя

  1. Предметные: Умение определять основные химические понятия.

  2. Регулятивные Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

  3. Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  4. Личностные: самоотношение и самооценка.


1.1. Установите соответствие:

Схема строения атома: Положение элемента Название элемента:

в Периодической системе :

А) 2e, 8e, 5e 1) 3-й период, VА группа а) железо

Б) 2e, 4e 2) 2-й период, IVА группа б) фосфор

В) 2e,8e, 2e 3) 4-й период, VIIIВ группа в) углерод

Г) 2e, 8e, 14е, 2е 4) 3-й период, IIА группа г) магний

1.2. Какие степени окисления проявляет хлор в соединениях:

NaClO3, Ca(ClO)2, Al(ClO4)3, KClO2, FeCl3

1.3. Из перечисленных ниже физических свойств веществ, выберите характерные для алюминия.

  1. Не пластичность

  2. Электропроводность

  3. Металлический блеск

  4. Растворимость в воде

  5. Хрупкость


Ответ запишите в виде последовательности букв.



















  1. Предметные: Умение характеризовать физические и химические свойства металлов и неметаллов.

  2. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

  3. Метапредметные: умение определять понятия, находить ошибки.

  4. Личностные: самоотношение и самооценка.


2. Установите соответствие между продуктами реакции и реагирующими веществами.

Продукты взаимодействия

Реагирующие вещества

1) K2CO3

А. CO2+ KOH (изб) =

2) K2CO3 + H2O

Б. CO2(изб)+ KOH =

3) K2CO3 +H2

В. CO2+ K2O =

4) KHCO3

Г. K2CO3 + CO2 + H2O=

5) KHCO3 + H2O


6) KHCO3 +H2





  1. Предметные: умение осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

  2. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

  3. Личностные: самоотношение и самооценка.

  4. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

3.

Установите соответствие между описанием реакции и её типом.

1. Магний сожгли на воздухе

А. замещение

2. Мрамор прокалили в пламени горелки

Б. разложение

3. Железную пластину опустили в раствор медного купороса

В. соединение

4.Гидроксид железа (III) прокалили на воздухе

Г. обмен


Напишите соответствующие реакции этих процессов.



  1. Предметные: умение осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

  2. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

4. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

5. Личностные: самоотношение и самооценка.

4. Прочитайте инструкцию к опыту.

«Взять алюминиевую ложку и тщательно очистить её наждачной бумагой и обезжирить, опустив на 10 минут в ацетон. После этого опустить ложку на несколько секунд в раствор нитрата ртути(II). Как только поверхность ложки станет серой, вынуть ее из раствора, обмыть водой и высушить, промокая фильтровальной бумагой. Сразу поместить ложку в дистиллированную воду. На поверхности появятся пузырьки газа и чешуйки белого вещества».

  1. Поясните, почему активный в химическом отношении металл алюминий, при обычных условиях на воздухе не реагирует с водой

  2. Сделайте вывод из описанных наблюдений

  3. Составьте уравнения реакции алюминия с водой.




  1. Предметные: умение владеть понятийным аппаратом и символическим языком химии, прогнозировать продукты химических реакций по формулам исходных веществ, выполнять простейшие расчеты.

  2. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достиженияцелей, в том числе альтернативные, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Познавательные: умение структурировать знания,

синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

  1. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

  2. Личностные:самоотношение и самооценка.

5. Серебристо-белый металл на воздухе горит ослепительным пламенем. При этом образуется твердое вещество белого цвета. Горение не прекращается даже если горящий металл внести в сосуд, заполненный углекислым газом. В этом случае, кроме белого продукта реакции образуется еще и черный. При растворении металла в соляной кислоте наблюдается очень бурное выделение водорода. А при добавлении к полученному после растворения металла раствора щелочи в достаточном количестве, наблюдается выпадение белого осадка. При прокаливании этого осадка образуется твердое бинарное вещество белого цвета, что и при горении металла.

Запишите пять уравнений описанных реакций.





  1. Предметные: умение осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

  2. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достиженияцелей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Познавательные:умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), устанавливать причинно-следственных связи.

  4. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

  5. Личностные:самоотношение и самооценка.

6. Жесткость воды – это совокупность свойств, обусловленная содержанием в воде ионов кальция и магния. Различают временную и постоянную жесткость, из которых складывается общая жесткость воды. Временная жесткость – карбонатная, вызвана присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния. При кипячении гидрокарбонаты разрушаются, и образовавшиеся малорастворимые карбонаты выпадают в осадок. Постоянная жесткость – некарбонатная жесткость, обусловлена присутствием в воде кальциевых и магниевых солей сильных кислот, сульфатов и хлоридов. При введении в воду карбонатов натрия ( сода), гидроксида кальция (гашеной извести) исчезает общая жесткость воды. Карбонатная жесткость при этом устраняется известью, а некарбонатная содой».

…Сами по себе соли кальция и магния особого вреда живым организмам не приносят, однако постоянное употребление жёсткой воды крайне нежелательно.
Соли жёсткости откладываются в органах, костях и внутри сосудов, забивая их и нарушая нормальной кровоток.

…Для некоторых областей применения воды жесткость не играет никакой роли. Например, при поливке газонов, тушении пожаров. Но, к сожалению, жесткость воды - это проблема не только воды для питья и приготовления пищи, но и воды, используемой в быту для стирки, мытья посуды и т. д. А для современной бытовой техники, автономных систем горячего водоснабжения и отопления, новейших образцов сантехники – жесткость воды – катастрофа. Поэтому борьба с ней крайне актуальна


Задание: 1) Прочитайте текст, преобразуйте его в таблицу.

Состав жесткой воды

Виды жесткости воды

Способы устранения (уравнения реакций)











2) Предложите способы очистки в домашних условиях элекстрического чайника. Объясните происходящие процессы.

3) Какого влияние жесткой воды на организм человека?

4) Напишите уравнения реакции устранения временной и постоянной жесткости.



Итого (сумма баллов)




Уровень работы













Задание








Ответы и решения

.1. Установите соответствие:

Схема строения атома: Положение элемента Название элемента:

в Периодической системе :

А) 2e, 8e, 5e 1) 3-й период, VА группа а) железо

Б) 2e, 4e 2) 2-й период, IVА группа б) фосфор

В) 2e,8e, 2e 3) 4-й период, VIIIВ группа в) углерод

Г) 2e, 8e, 14е, 2е 4) 3-й период, IIА группа г) магний

1.2. Какие степени окисления проявляет хлор в соединениях:

NaClO3, Ca(ClO)2, Al(ClO4)3, KClO2, FeCl3

1.3. Из перечисленных ниже физических свойств веществ, выберите характерные для алюминия.

  1. Не пластичность

  2. Электропроводность

  3. Металлический блеск

  4. Растворимость в воде

  5. Хрупкость


Ответ запишите в виде последовательности букв.

    1. – А1б

Б2в

В4г

Г3а

    1. - +5, +1, +7, +3, -1

    2. – б,в

по 0,5 за каждый правильный ответ.

Итого: 1,5 балла

2. Установите соответствие между продуктами реакции и реагирующими веществами.

Продукты взаимодействия

Реагирующие вещества

1) K2CO3

А. CO2+ KOH (изб) =

2) K2CO3 + H2O

Б. CO2(изб)+ KOH =

3) K2CO3 +H2

В. CO2+ K2O =

4) KHCO3

Г. K2CO3 + CO2 + H2O=

5) KHCO3 + H2O


6) KHCO3 +H2



2.А-2

Б-4

В-1

Г-4

По 0,5 баллов за правильный ответ

Итого: 2 балл.


3. Установите соответствие между описанием реакции и её типом.

1. Магний сожгли на воздухе

А. замещение

2. Мрамор прокалили в пламени горелки

Б. разложение

3. Железную пластину опустили в раствор медного купороса

В. соединение

4.Гидроксид железа (III) прокалили на воздухе

Г. обмен


Напишите соответствующие реакции этих процессов.

1-В

2-Б

3-А

4-Б

За код ответов 1 балл

  1. g + O2 = 2MgO

  2. (CuOH)2CO3 = 2CuO + CO2+ H2O

  3. Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4

  4. 4Fe(OH)3 = 2 Fe2O3+ 6H2O

За каждое уравнение по 0,5 баллов

Итого: 3 баллов

4. Прочитайте инструкцию к опыту.

«Взять алюминиевую ложку и тщательно очистить её наждачной бумагой и обезжирить, опустив на 10 минут в ацетон. После этого опустить ложку на несколько секунд в раствор нитрата ртути(II). Как только поверхность ложки станет серой, вынуть ее из раствора, обмыть водой и высушить, промокая фильтровальной бумагой. Сразу поместить ложку в дистиллированную воду. На поверхности появятся пузырьки газа и чешуйки белого вещества».

  1. Поясните, почему активный в химическом отношении металл алюминий, при обычных условиях на воздухе не реагирует с водой

  2. Сделайте вывод из описанных наблюдений

  3. Составьте уравнения реакции алюминия с водой.

  4. Предложите свой способ очистки алюминия от оксидной пленки.


1) Алюминий покрыт прочной металлоподобной пленкой окида алюминия, поэтому он неактивен и при обычных условиях не реагирует с водой. (1б)

2) Раствор ртути необходим для разрушения оксидной пленки. Этот процесс называется амальгамированием. (1б)

3) 2Al + 6H2O =2 Al(OH)3 + 3H2 (1б)

4) оксид алюминия – амфотерный оксид, поэтому он может реагировать с кислотами и щелочами. Можно обработать поверхность алюминиевой ложки кислотой или щелочью.

2Al +6HCl = 2AlCl3 + 3H2 (1б)

Итого: 4 баллов

5. Серебристо-белый металл на воздухе горит ослепительным пламенем. При этом образуется твердое вещество белого цвета. Горение не прекращается даже если горящий металл внести в сосуд, заполненный углекислым газом. В этом случае, кроме белого продукта реакции образуется еще и черный. При растворении металла в соляной кислоте наблюдается очень бурное выделение водорода. А при добавлении к полученному после растворения металла раствора щелочи в достаточном количестве, наблюдается выпадение белого осадка. При прокаливании этого осадка образуется твердое бинарное вещество белого цвета, что и при горении металла.

Запишите пять уравнений описанных реакций.


2Mg + O2 = 2MgO

2 Mg +CO2 = 2MgO + C

Mg + 2 HCl = MgCl2 + H2

MgCl2 +2KOH = Mg(OH)2+2 KCl

Mg(OH)2 = MgO + H2O

Итого: 5 баллов

6. Жесткость воды – это совокупность свойств, обусловленная содержанием в воде ионов кальция и магния. Различают временную и постоянную жесткость, из которых складывается общая жесткость воды. Временная жесткость – карбонатная, вызвана присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния. При кипячении гидрокарбонаты разрушаются, и образовавшиеся малорастворимые карбонаты выпадают в осадок. Постоянная жесткость – некарбонатная жесткость, обусловлена присутствием в воде кальциевых и магниевых солей сильных кислот, сульфатов и хлоридов. При введении в воду карбонатов натрия ( сода), гидроксида кальция (гашеной извести) исчезает общая жесткость воды. Карбонатная жесткость при этом устраняется известью, а некарбонатная содой».

…Сами по себе соли кальция и магния особого вреда живым организмам не приносят, однако постоянное употребление жёсткой воды крайне нежелательно.
Соли жёсткости откладываются в органах, костях и внутри сосудов, забивая их и нарушая нормальной кровоток.

…Для некоторых областей применения воды жесткость не играет никакой роли. Например, при поливке газонов, тушении пожаров. Но, к сожалению, жесткость воды - это проблема не только воды для питья и приготовления пищи, но и воды, используемой в быту для стирки, мытья посуды и т. д. А для современной бытовой техники, автономных систем горячего водоснабжения и отопления, новейших образцов сантехники – жесткость воды – катастрофа. Поэтому борьба с ней крайне актуальна


Задание: 1) Прочитайте текст, преобразуйте его в таблицу.

Состав жесткой воды

Виды жесткости воды

Способы устранения (уравнения реакций)











2) Предложите способы очистки в домашних условиях элекстрического чайника. Объясните происходящие процессы.

3) Какого влияние жесткой воды на организм человека?

4) Напишите уравнения реакции устранения временной и постоянной жесткости.

Итого: 6 балла

  1. 1балл

  2. 1балл

  3. 1 балл

  4. 3 балла




















Сохранить у себя:
Контрольно-измерительные материалы по химии для 11 класса

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки