Городской округ город Выкса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»
Консультация педагогам ДОУ
В рамках реализации исследовательского проекта
«Звуки вокруг нас»
По музыкально-экспериментальной деятельности
«ИГРА НА ДМИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Тарбаева Елена Валерьевна
2021г.
СЛАЙД 1 название
Вопрос о важности музыкального воспитания детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Общие исследования последних лет в области физиологии (Т.М. Марютина, О.Ю.Ермолаева, А.Л.Сиротюк и др.) мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой помогает детям в усвоении математики и языков.
Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными руководителями задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми, которое может рассматриваться только через систему позитивных отношений. С одной стороны, отношения выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, а с другой — дают возможность детям выразить свои чувства, эмоциональные стремления, проявить активность, творчество.
Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке, что принципиально разные вещи. Поэтому занятия с детьми необходимо строить исходя из принципа "обучение в действии". Действие всегда являлось единственно надёжной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна ещё древними китайцами, она проста, несмотря на свою глубину: "Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю".
В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие.
Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему пальцами, ладошкой, различение звуков, любования ими - всё это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примерными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
СЛАЙД2-цели задачи.
Основной целью музыкальной экспериментальной деятельности является воздействие на эстетические чувства, нравственные переживания. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, вырабатывать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами, развитие сознательного отношения к музыкальному миру.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
СЛАЙД3
Формы организации музыкальной деятельности
Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический , ритмический и тембровый слух , музыкальную память, познавательную , волевую сферы ребёнка.
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах
осуществляется через разные формы организации муз.деятельности, они представлены на слайде… В процессе реализации исследовательского проекта, как наиболее понятный и эффективный способ , я использовала , в работе с детьми «Шумовой оркестр»
СЛАЙД 4
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда ( наряду с движениями , речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной , яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.
Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы ,интересы, и привыкают действовать в коллективе согласованно. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. В свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки. При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп;
СЛАЙД 5
С помощью занимательных сказок – шумелок, дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания: громкость, продолжительность, тембр, ритм.
Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.
СЛАЙД-6 Масстер-класс (в исполнении воспитателей)
Сказка-шумелка "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ”
аудио и текст Е.Железновой
(в исполнении воспитателей)
СЛАЙД 7 –Спасибо за внимание.