Консультация для родителей
«Речевые игры с детьми дома»
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. Даже если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам, родителям и в этом случае не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Как проводить домашние занятия по развитию речи? Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать).
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему игры на обогащение словаря:
«Давай искать на кухне слова».
Какие слова можно вынуть из борща? (винегрета?, кухонного шкафа?, плиты?.). Называйте свойства предметов (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
«Угощаю».
Вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусные» слова и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
По дороге из детского сада (в детский сад):
«Я заметил»
Давай проверим. Кто из нас внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим ; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Доскажи словечко».
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её: «Ворона каркает, а воробей …(чирикает); сова летает, а заяц …(бегает, прыгает) и т.п.»
Полезно также проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Итак, для того чтобы Ваш ребёнок имел богатый словарный запас, надо проводить следующую работу:
Много рассказывать и показывать детям. Читать им художественную литературу.
Обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают.
В повседневной жизни закреплять и расширять употребление обобщающих понятий – овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда и т.д.
Задавать ребёнку различные вопросы: кто?, что?, что делает?, какой? и т.д.
Обращаясь к ребёнку, Вы побуждаете его отвечать, а он имеет возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.