Консультация для родителей "Осторожно: антиигрушка!"

Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребёнка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и её развитие в целом.

Какая же она - современная игрушка? И какой она должна быть? Своим взглядом на эту проблему делится с нашими читателями Вера Абраменкова, доктор психологических наук, профессор.

Содержимое разработки







КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Осторожно: антиигрушка!»

(из статьи доктора психологических наук, профессора Веры Абраменковой)













Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребёнка? 
Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и её развитие в целом. 

Какая же она - современная игрушка? И какой она должна быть? Своим взглядом на эту проблему делится с нашими читателями Вера Абраменкова, доктор психологических наук, профессор. Возможно, её подход к этому вопросу, основанный на лучших традициях отечественной культуры и истории, на главных православных принципах, поможет родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек. Или хотя бы заставит задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребёнку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несёт в себе? Словом, поможет понять: игра - дело серьёзное. 


Немного истории.

В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям, Некоторые древние игры вошли в историю: бабки, горелки, свайка, жмурки, пятнашки и т.п. Во многих играх широко использовались особые игровые предметы-игрушки: верёвки, чижи, палочки, волчки, биты и др. 

Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. Более того, наделяли их магической силой. Считалось, что они могут способствовать урожаю, богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространённым обычаем - подарок приносил ребёнку здоровье и благополучие. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. 

Об игре в бирюльки.

Эта игра была достаточно популярна в русских, преимущественно крестьянских, семьях ещё в 30-40-х годах позапрошлого столетия. Имевшая свою «практическую задачу» - приучать детей к терпению, воспитывать способность концентрировать внимание, игра вместе с тем давала представление о сложности и взаимосвязи всех процессов, происходящих в мире. «Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок и соломенный крючочек. Идея состояла в том, что играющие из кучи по одной вытаскивали соломинки крючком, стараясь не задеть при этом весь ворох. Если он всё-таки рассыпался, то следующую попытку делал другой игрок. Игра воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, а главное- с помощью вороха соломинок ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о том, как трудно изменить часть, не разрушив целого,- всю сложную систему взаимосвязей. 

О погремушках, побрякушках, тарахтушках. 

С давних пор существует обычай давать грудным детям погремушки. Этим игрушкам несколько тысяч лет. А более ста лет назад вокруг них возникли жаркие научные споры. Против погремушки «восстали» некоторые педагоги, имевшие непомерное стремление к научной подготовке детей с самых малых лет и серьёзно уверявшие, что скрытый внутри погремушки предмет, производящий при движении шум, приучает ребёнка к бездумности, так как причина шума ему не видна. Но другие возражали, что всякий шум сам по себе нравится ребёнку. Что уже очень важно. Шум, шелест, стук знакомят с понятиями «звук, тон, громкость», приучают регулировать качество и силу их воспроизведения. 

Что же касается влияния традиционной игрушки на сознание ребёнка, то она воздействовала на все уровни ощущений - тактильный, звуковой, визуальный. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, тёплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов. 

А вот древние игрушечные «свистелки», по представлению наших предков призванные отгонять от ребёнка нечистую силу, злых духов, были и первыми «музыкальными инструментами», с которыми сталкивался ребёнок. 

ЗАЧЕМ НУЖНА ИГРА? 

Во-первых, игра – это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребёнка стоять смирно – он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните: « Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» Ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке. 

Во-вторых, игра – школа морали в действии. Можно сколь угодно долго объяснять ребёнку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. 

В-третьих, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. 

По мнению русского историка и философа Василия Зеньковского, «игра – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке», средство проникновения в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца. 

Ещё К.Д.Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребёнок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста – это серьёзный сигнал для взрослого: такой ребёнок требует особого внимания, это «особенный» ребёнок – может быть гений, а может, неблагополучный… 

С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия. 

ЧТО ТАКОЕ ИГРУШКА? 

Игра и игрушка, по мнению учёных, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. 

Игрушка – культурное орудие, посредством которого в особой «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры (цивилизации), направление движения: к жизни или к смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребёнку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. 

Игра и игрушка – специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. 
Игрушка – тот же носитель информации для ребёнка, что газета или Интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несёт? 
Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре – подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара – Солнца или Земли. Пирамидка – иерархическое мироустроение. 

Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию – помогала ребёнку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью деревянного меча – орудия его преодоления. Иногда ребёнок сам находит «игрушки» - предметы-функционеры, отвечающие определённым, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка, птичье перо и пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаясь навести порядок в детском уголке или выворачивая карманы детской одежды перед стиркой. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребёнка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, всё же лучше камешек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? 
Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. 

Таковы ли современные игрушки? 

СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА-ЧТО ЭТО? 

Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребёнка. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Для девочек и мальчиков игра - жизненная необходимость и условие для развития. 

Современный ребёнок живёт в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже триста лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома- фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Мы все и наши дети живём в мире, заполненном до отказа разнообразными и…недолговечными предметами: одноразовая посуда, бельё, одежда и пр. А игрушки покупаются чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются. 

Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребёнок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда- новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. 

Чем же должна быть игрушка для ребёнка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребёнок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребёнок с детства окружён представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нём атрофирована, быть может навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира. 

Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру, красоте, мудрости и сорадости. 

Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. 
Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребёнка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. 

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребёнка в волшебстве и сказке! Взрослые словно забыли, что игрушка это не просто забава. Она закладывает в душу ребёнка первоначальные понятия добра и зла.

И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причём опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа. Любое проигранное ребёнком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребёнок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведёт само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребёнка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несёт. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антиигрушкой. 

В традиционной народной игрушке заложены простодушная любовь взрослого к ребёнку, признание его права на особое игровое пространство. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и прежде всего в ребёнке) такие личностные свойства, как расслабленность воли, непытливость ума, потребительство. 

Почему кукла Барби – антиигрушка? 

Играя в Барби, ребёнок приходит как бы « на всё готовое» (слишком всё предопределено). Ребёнок оказывается в путах стереотипов и навязывания определённого образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. 

Четыре года – это возраст, когда ребёнок осваивает своё тело в гармоничном движении. Игрушки должны предоставлять возможность для динамики, танца ( муз. шкатулки, мячи, шары, ленты на палочках и пр.) В девочках этого возраста силён инстинкт материнства, он находит своё воплощение в игре с куклой. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби – это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Её можно одевать, раздевать, приобретать всё новые вещи для неё. Через Барби транслируется образ жизни – бесконечные наряды, развлечения, смены партнёров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребёнка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы. «Красота» Барби выдумана и навязана детям взрослыми, в понимании ребёнка представления о красоте вообще часто не совпадает с эстетическими воззрениями взрослых.  

ПОДВЕДЁМ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ 

Современные игры и игрушки в своём подавляющем большинстве есть антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности, стяжательству. Это свидетельствует об очевидных трансформациях картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизации детского сознания, выражающейся в преувеличенном отношении к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом, приобретении финансовой самостоятельности любой ценой. Во-вторых, вестернизации как ориентации на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни и пр. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации – мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы и т.п.(игрушки: трансформеры, куклы-киллеры, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров» и аналогичные им. 


АНТИИГРУШКА – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. 

АНТИИГРУШКА – это не просто плохая игрушка, т.е. некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Но какие психические процессы и личностно-смысловые отношения проявляются во взаимодействии ребёнка с антиигрушкой? Современные антиигрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребёнок, окружённый пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребёнок чаще всего отождествляет себя с ней, её «повадками», внешностью, её скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. 

УМНАЯ И ДОБРАЯ ИГРУШКА 

Но не всё так плохо. У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Они учат малышей добру и справедливости во время своих вечерних встреч. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И всё это рассказывается в понятной для детей форме. Эти положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. 

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолётов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков – столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Любая игрушка, изготовленная своими руками, самая лучшая для ребёнка. А ещё есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камешков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии. 





















Сохранить у себя:
Консультация для родителей "Осторожно: антиигрушка!"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки