Консультация для родителей на тему: «Что такое самооценка ребёнка?»
Самооценка дошкольника складывается в процессе его интеллектуального развития, а если конкретнее, то способность оценивать себя в дошкольном возрасте только зарождается. Это очень сложная функция сознательной деятельности, требующая базовых знаний о мире людей, эмоционально-ценностного отношения к себе и умения посмотреть на себя со стороны, и социализации в обществе. Безусловно, ребенок-дошкольник делает только первые шаги в развитии самооценки.
Каковы предпосылки формирования самооценки у дошкольников?
Потребность в самооценивании появляется у ребенка после того, когда сложится система Я. Чтобы в чем-то оценить себя, нужно иметь представление о себе хотя бы в общих чертах. Это самосознание.
Самосознание, другими словами осознание себя, формируется у ребенка постепенно с подачи взрослых, начиная с первых месяцев жизни. «Мое солнышко», «Моя радость и счастье» — нежно произносит мама, ласково глядя на малыша, и тот в ответ улыбается (комплекс оживления в первое время, постепенная осознанная улыбка как эмоциональная реакция на голос, осознанная улыбка на ласково звучащее слово), и каким-то десятым чувством улавливает, какой он замечательный.
До самооценки, а тем более осознанной, еще очень далеко. Сначала должен сформироваться образ себя, а он собирается в детстве по крупицам из слов, обращений, взглядов, конечно же, голоса и непосредственного контакта с родителями. Самооценка начинает проявляться с того момента, как ребенок обретет способность освобождаться от мнения взрослых о нем. Вспомните слова ребенка «Я сам!»
Как правило, психологи считают, что первые ростки самооценки пробиваются в период кризиса 3 лет, когда ребенок из раннего возрастного периода переходит в дошкольное детство. Это и есть тот самый период «самости».
К началу дошкольного возраста малыш еще очень мало знает о себе, но он многократно слышит от взрослых слова похвалы и положительные характеристики: добрый, ласковый, хороший, красивый, умный и т.д. Все эти качества ребенок приписывает себе, не имея представления, насколько они ему присущи. Так в центре образа самого себя накапливаются знания ребенка о себе как о личности, что является основой самооценки.
Составляющие самооценки.
Выделяют два компонента, лежащих в основе психологического механизма самооценивания:
- когнитивный,
- эмоциональный.
Когнитивный компонент представляет базу знаний о том, каким может быть человек, какими качествами он может обладать в принципе. Сюда же входят и нравственные характеристики, и достижения в деятельности, и то, как человек проявляется в общении.
Например, дошкольник знает, что человек может быть добрым или злым. Он примеряет к себе обе характеристики и делает вывод, что он, конечно же, добрый.
Очевидно, что 3-летний карапуз имеет настолько малый опыт в познании людей, что его представления о человеке ограничиваются тем, что ему говорят близкие. Развитие познавательных процессов ребенка и расширение круга общения постепенно сослужат ему неоценимую службу в накоплении знаний о личности.
К тому времени, когда подойдет время поступления в школу, дошкольник уже будет всесторонне информирован о личностных качествах, и много знать о том, как может проявить себя он сам в той или иной ситуации.
Эмоциональный компонент самооценки (или аффективный) накапливается благодаря общению с окружающими. Расширяется социальный круг – обогащается аффективная составляющая образа себя. Мама называет «мое счастье», «красотуля», «ласковый котенок», а чужая тетя заявила: «Какой капризный ребенок». В сознании ребенка откладывается новая характеристика. Спустя некоторое время он начинает понимать, в каких ситуациях ведет себя капризно.
Оценочные высказывания взрослых содержат эмоциональные составляющие, направляют внимание дошкольника на его поведение, благодаря чему ребенок получает модель для формирования представлений о себе.
Развитие самооценки в раннем дошкольном возрасте.
Первичный пласт самооценки ребенка можно сравнить с пушистым облаком – эмоциональным и позитивным. Каждый малыш видит себя глазами и словами, интонациями и прикосновениями любящих родителей.
Виды и критерии оценок дошкольник усваивает в общении со взрослыми. Ребенок слышит, как оценивают его поступки и деятельность, обращает внимание на оценивание других и применяет это к себе.
Дошкольник стремится соответствовать требованиям взрослых. Он чувствителен к замечаниям «это хорошо» и «так нельзя», «это плохо».
В продуктивной деятельности и в трудовых действиях дети открывают для себя собственные возможности, благодаря чему у них формируется самооценка своих достижений.
В самостоятельной деятельности самооценка проявляется как умение соотнести полученный результат с тем, который предполагался ребенком. Видя несоответствие результата начальному замыслу, одни дошкольники бросают свою затею. Но многие упорно пытаются переделать свою работу и добиться лучшего. В обоих случаях задействуется самооценивание. Хотя вера в свои способности и умения проявляется только во втором случае. И здесь важна помощь родителей, взрослых.
Самооценка дошкольника формируется под влиянием оценок значимых взрослых. Если ребенок слышит отрицательные высказывания о результатах своих стараний, то он также будет занижать свои способности. А это нисколько не способствует стремлению переделать работу и добиться лучшего результата. Укрепляет веру в себя и свою умелость общая положительная оценка взрослого с вкраплением точечных замечаний, где и что ребенок способен подправить.
Формирование самооценки у младших и средних дошкольников.
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от взрослых признания своих достижений. Вылепил из пластилина колобок или застегнул пуговицы – не важно, насколько значителен результат, — малыш хочет услышать от окружающих слова восхищения. Он еще не может задать критерии успешности, или наоборот неуспешности, своих действий. Взрослые восторгаются и хвалят – вот ребенок и считает себя успешным.
К примеру, услышав от мамы «Как красиво ты нарисовал!», ребенок без сомнений посчитает и свой рисунок хорошим, и себя умелым в рисовании. А став свидетелем похвалы других детей, — «Какой же Дима молодец! Все игрушки сложил!» — дошкольник пытается проявить себя в каком-то деле, чтобы тоже стать «молодцом».
Чувство гордости за свои достижения является психологическим новообразованием младшего дошкольного возраста и составляет прочный фундамент в формировании самооценки.
В 4 года дети связывают самооценку не со своим успешным или неудачным опытом. Они полностью ориентируются на оценочные высказывания окружающих.
К 5-ти годам дошкольники считают себя хорошим, указывая на свои положительные качества: делюсь игрушками, слушаюсь маму и пр. В этом возрасте дети оценивают себя, сравнивая со сверстниками.
Самооценка старшего дошкольника.
С каждым годом у дошкольника расширяются представления о своих личностных качествах и возможностях. Несколько лет ребенок учился смотреть на себя и свою деятельность глазами взрослого. Мнение о себе у старшего дошкольника также напрямую зависит от того, как его оценивает взрослый. Но в 6-7 лет ребенок ждет от старших опытных людей адекватной оценки своих поступков и результатов деятельности.
В этом возрасте у детей может проявляться как завышенная, так и заниженная самооценка.
Завышенная самооценка, несмотря на искажение представлений дошкольника о своих возможностях, приносит больше пользы. Ребенок не боится новой для него деятельности, не смущается в общении, с энтузиазмом первым включается в различные игры и занятия, проявляет инициативу.
Заниженная самооценка порождает неуверенность ребенка. Он сомневается в том, что сможет быть успешным. В зависимости от типа темперамента такой ребенок может быть либо слишком робким, либо хулиганистым, чтобы скрыть свой страх неуспешности.
Поскольку развитие самооценки дошкольников в буквальном смысле направляют значимые взрослые, они должны знать, что самый большой вред наносят предвосхищающие негативные оценки. «Не возьму тебя в магазин, ты там опять истерику закатишь!», «Зачем тебе новые пазлы? Ты же их только раскидываешь, а картинки не собираешь», — вынося подобные вердикты, взрослые ошибочно думают, что они стимулируют ребенка исправиться. В действительности, они внушают ребенку, что он не способен к одобряемым положительным действиям.
Неверна и современная тенденция, когда родители, взглянув на работу своего дитя, заявляют: «Ты можешь лучше!». Эта холодная фраза не только не укрепляет веру ребенка в свои силы, но и подавляет стремление что-либо исправлять.
Дошкольник ждет в первую очередь эмоциональной поддержки и положительного оценивания своего труда. Получив желанное подкрепление, старший дошкольник проявит настойчивость, чтобы добиться лучшего результата. Тем более что у него уже есть представление о том, на что он способен.
В старшем дошкольном возрасте дети отделяют самооценку от оценки других людей. Если мнение постороннего не совпадает с тем, что думает о себе ребенок, то он чаще всего протестует. И остается при своем мнении.
Не стоит ждать от дошкольника адекватной самооценки. Сколько бы ни было лет ребенку, он видит в себе те качества, которые являются социально значимыми и одобряемыми с нравственной точки зрения. Это абсолютно нормальная позиция. Приписывая себе положительные качества, дошкольник видит модель, каким он должен быть.
Достижением к концу дошкольного возраста является то, что ребенок отделяет общую положительную самооценку от оценивания конкретного результата («Вообще я многое умею, только рисовать людей у меня не получается»). Это происходит благодаря внеситуативно-личностной форме общения со взрослым. Именно такое дифференцирование приводит в последствии к формированию адекватной самооценки.
Обобщая информацию, можно сказать, что самооценка человека формируется с пеленок и влияет на всю его дальнейшую жизнь. Развивать её у ребёнка могут только родители и никто другой.
И тут возникает множество вопросов. И что же делать родителям? Как не переусердствовать с развитием? Ведь можно воспитать слишком самоуверенного человека или наоборот – слишком зажатого. Попробуем выбрать, что называется, золотую середину.
Зачастую мы не замечаем случайно сказанных фраз, адресованных своему ребёнку, а эти высказывания очень сильно влияют на его дальнейшую судьбу. Если мы будем поддерживать своих детей, хвалить за успехи, то в дальнейшем ему будет легко в самых трудных делах, он будет уверенно идти к цели. Но хвалить надо не за то, что он здоров или красив, а за реальные поступки, сделанные самостоятельно.
Если родители внушают ежедневно и ежечасно своим сыну или дочери, что он ничего не может и у него ничего не получается, то этим самым они растят человека с низкой самооценкой и во взрослой жизни ему будет очень трудно добиться каких-либо успехов.
Большую роль в формировании самооценки играет умение ребёнка адекватно оценивать свои действия, поступки. А этому он учится у родителей. Если в семье принято жаловаться на жизнь, на свои неудачи, то эту манеру поведения наверняка перетянет на себя и ребёнок. Необходимо быть оптимистом, чтобы дети перенимали этот оптимизм от родителей. У вас не получилась поделка в детский сад? Рассмотрите с ребёнком вместе – где именно и что вам не очень нравится, что можно изменить или оставить. То, что не получилось или получилось не очень хорошо, можно исправить и в этом нет ничего страшного. И наоборот, если у вас получилась очень хорошая поделка и она вам очень нравится, то не стоит слишком заострять на этом внимания. Можно сказать, что у вас получилось неплохо и если ваша работа займёт призовое место, то не стоит зазнаваться – этим самым вы можете завысить планку в оценке способностей вас и вашего ребёнка.
Ещё одна ошибка взрослых – это сравнение своего ребёнка с другими детьми. Ваша дочь или ваш сын – индивидуальность у него свои успехи, а если он не достигает поставленных вами целей – это полностью ваша вина.
Многие родители ставят слишком завышенные цели для своих детей, поэтому дети и не справляются с поставленными задачами. Разберитесь, помогите стать вашему ребёнку лучше, но не через крики, упрёки или сравнения, а в совместной работе над ошибками.
Для повышения самооценки необходимо разнообразие в деятельности детей – слушание музыки, чтение сказок, проведение экспериментов. И при этом необходимо обсуждать всё, что ему интересно, отвечать на вопросы, не оставляя их без ответов. Не нужно ограничивать его, предоставлять право выбора. Больше давайте ему самостоятельности, не оберегайте излишне.
Не отыгрывайтесь на ребёнке, если у вас плохое настроение или что-то не получается на работе. Не стоит перекладывать на детей свои проблемы – споры с супругом, начальником, соседом. Показывайте себя с положительной стороны, подавайте пример и тогда вопрос о самооценке вашего ребёнка не потревожит вас.
Материал подобран с опорой на сайты сети интернет:
https://alldoshkol.ru/vospitanie/samootsenka-doshkolnika
http://raguda.ru/ou/samoocenka-doshkolnikov