Консультация для родителей:
«Логопедические игры с чистоговорками»
После 2 лет у малышей происходит быстрое пополнение словарного запаса, а затем начинается процесс улучшения звукового оформления слов.
В этом возрасте многие родители видят своей задачей научить ребенка четко и правильно произносить звуки. На помощь этому приходят логопедические упражнения. Одни из самых действенных для восприятия детей дошкольного возраста - прослушивание, проговаривание и логопедические игры с чистоговорками.
Чистоговорки – это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний. Их следует использовать только тогда, когда ребёнок уже может произносить правильно основной звук.
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);
чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
чистоговорки помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;
чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;
чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Начинать использовать чистоговорки можно где-то после года, сразу же после того, как ребенок начинает делать попытки произнесения слов. Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы. На первом этапе главная цель не заставить ребенка повторять за взрослым, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. Педагог показывает карточку с картинкой, и четко произносит чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять, вернуться к прочтению чистоговорки. Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за взрослым. Можно превратить игру в загадывание загадки. Играя, нужно побуждать проговаривать первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку.
В 2,5-3 года можно с карточками играть в логопедические игры.
Пример игры:
1. Произнести чистоговорку громко, шёпотом: прореветь чистоговорку, как медведь; пропищать чистоговорку, как мышонок и т.п.
2. Произнести чистоговорку медленно - быстро;
3. Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И начинаем задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са. Какая коса?» «Са-са-са. У кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой.
В районе 3 лет можно усложнять игры.
- Называть чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
- Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
- Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
- Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
С детьми старшего возраста усложняем работу с чистоговоркой и совершенствуем лексико-грамматические категории и связную речь
(изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы).
-изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.
-отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора
-подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла
-называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
-называем слова «ласково»:
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.
-придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.
-интонационно выделяем слова в чистоговорке.
Учим интонационно выделять слова в чистоговорке.
Взрослый говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ
ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?
ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.
ВОПРОС: ЧТО МЫ ДАЛИ КОЗЕ?
ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.
-пропеваем чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.
Развиваем фонематический слух.
Взрослый пропевает чистоговорку и просит ребёнка повторить или пропеть по-другому.
ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА
-инсценировка чистоговорки.
Закрепляем произношение звука.
Взрослый произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее.
ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок может пробежаться с разведенными в сторону руками-«крыльями» и пожужжать).
-закончи чистоговорку.
Учимся подбирать слово с заданным звуком.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит закончить ее словом подходящим по смыслу:
ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)
-прием «ЭХО»
Упражняем в четком произношении звуков в словах.
Взрослый произносит чистоговорку, а ребёнок подговаривает только последний слог:
ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.
ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.
ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ- ВЫХОДИ ИЗ КАМЫШЕЙ.
ШАХ-ШАХ-ШАХ – НЕТ УЖ УТКИ В КАМЫШАХ.
ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?
-проговори и прохлопай.
Упражняем в четком произношении звуков в слогах и словах.
Взрослый проговаривает чистоговорку – ребёнок проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:
АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ
-проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.
Упражняем в четком произношении звуков в слогах и словах.
Взрослый произносит чистоговорку – ребёнок повторяет, подбрасывая мяч вверх.
РА-РА-РА – ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ИГРА
-проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.
Упражняем в четком произношении звуков в слогах и словах.
Взрослый произносит чистоговорку – ребёнок повторяет, перекладывая мяч из одной руки в другую.
ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРТЕ ТРИ КОРЖА
-скажи, какой или какая?
Автоматизируем звук во фразовой речи.
Взрослый проговаривает чистоговорку и задает вопрос. Ребенок отвечает чистоговоркой, вставив подходящее прилагательное.
ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?
ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА. (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ЗВУЧАЩАЯ и т. д
-составь чистоговорку по картинке.
Учим составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.
Взрослый просит посмотреть на картинку и придумать к ней чистоговорку:
ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.
ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.
РЫ-РЫ-РЫ - РОМА КАТИТСЯ С ГОРЫ.
РА-РА-РА - ОЧЕНЬ РАДА ДЕТВОРА.
-скажи где?
Учим употреблять предлоги, четко проговаривая звуки в словах.
Взрослый перемещает игрушку в пространстве, задавая вопрос о ее местонахождении в форме чистоговорки. Ребенок отвечает чистоговоркой.
Воспитатель: ИК-ИК-ИК – ГДЕ ШАРИК?
Ребенок: ИК-ИК-ИК – НА СТОЛЕ ШАРИК.
ИК-ИК-ИК – ЗА ШКАФОМ ШАРИК.
ИК-ИК-ИК – ПОД СТУЛОМ ШАРИК.
ИК-ИК-ИК – В РУКЕ У МАШИ ШАРИК.
-посчитай.
Учим согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.
Взрослый показывает ребенку предмет и говорит чистоговорку:
АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.
Потом показывает много предметов и просит их сосчитать:
АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ.
ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…
ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕЙ
-выложи фишками.
Учим выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить.
Взрослый произносит чистоговорку, а ребёнок выкладывает ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.
ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО
Чистоговорки обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Их можно использовать на занятиях, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.