Консультация для родителей: "Логопедические игры с чистоговорками"

Чистоговорки обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Их можно использовать на занятиях, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.

Содержимое разработки

Консультация для родителей:

«Логопедические игры с чистоговорками»

После 2 лет у малышей происходит быстрое пополнение словарного запаса, а затем начинается процесс улучшения звукового оформления слов.

В этом возрасте многие родители видят своей задачей научить ребенка четко и правильно произносить звуки. На помощь этому приходят логопедические упражнения. Одни из самых действенных для восприятия детей дошкольного возраста - прослушивание, проговаривание и логопедические игры с чистоговорками.

Чистоговорки – это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний. Их следует использовать только тогда, когда ребёнок уже может произносить правильно основной звук.

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);

чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;

чистоговорки помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;

чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;

чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Начинать использовать чистоговорки можно где-то после года, сразу же после того, как ребенок начинает делать попытки произнесения слов. Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы. На первом этапе главная цель не заставить ребенка повторять за взрослым, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. Педагог показывает карточку с картинкой, и четко произносит чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять, вернуться к прочтению чистоговорки. Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за взрослым. Можно превратить игру в загадывание загадки. Играя, нужно побуждать проговаривать первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку.

В 2,5-3 года можно с карточками играть в логопедические игры. 

Пример игры:

1. Произнести чистоговорку громко, шёпотом: прореветь чистоговорку, как медведь; пропищать чистоговорку, как мышонок и т.п.

2. Произнести чистоговорку медленно - быстро;

 3. Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И начинаем задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са. Какая коса?» «Са-са-са. У кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой.

В районе 3 лет можно усложнять игры.

- Называть чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)

- Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)

- Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

- Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

С детьми старшего возраста усложняем работу с чистоговоркой и совершенствуем лексико-грамматические категории и связную речь

(изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы).

-изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора

-подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

 -отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла

 -называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

 -называем слова «ласково»: 

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

-придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.
-интонационно выделяем слова в чистоговорке.

Учим интонационно выделять слова в чистоговорке.

Взрослый говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ

ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

ВОПРОС: ЧТО МЫ ДАЛИ КОЗЕ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

-пропеваем чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.

Развиваем  фонематический слух.

Взрослый пропевает чистоговорку и просит ребёнка повторить или пропеть по-другому.

ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА

-инсценировка чистоговорки.

Закрепляем произношение звука.

Взрослый произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок может пробежаться с разведенными в сторону руками-«крыльями» и пожужжать).

-закончи чистоговорку.

Учимся подбирать слово с заданным звуком.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит закончить ее словом подходящим по смыслу:

ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)

-прием «ЭХО»

Упражняем в четком произношении звуков в словах.

Взрослый произносит чистоговорку, а ребёнок подговаривает только последний слог:

ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ- ВЫХОДИ ИЗ КАМЫШЕЙ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – НЕТ УЖ УТКИ В КАМЫШАХ.

ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?

-проговори и прохлопай.

Упражняем в четком произношении звуков в слогах и словах.

Взрослый проговаривает чистоговорку – ребёнок проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:

АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ

-проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.

Упражняем в четком произношении звуков в слогах и словах.

Взрослый произносит чистоговорку – ребёнок повторяет, подбрасывая мяч вверх.

РА-РА-РА – ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ИГРА

-проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.

Упражняем в четком произношении звуков в слогах и словах.

Взрослый произносит чистоговорку – ребёнок повторяет, перекладывая мяч из одной руки в другую.

ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРТЕ ТРИ КОРЖА

-скажи, какой или какая?

Автоматизируем звук во фразовой речи.

Взрослый проговаривает чистоговорку и задает вопрос. Ребенок отвечает чистоговоркой, вставив подходящее прилагательное.

ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?

ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА. (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ЗВУЧАЩАЯ и т. д

-составь чистоговорку по картинке.

Учим составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.

Взрослый просит посмотреть на картинку и придумать к ней чистоговорку:

ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.

ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.

РЫ-РЫ-РЫ - РОМА КАТИТСЯ С ГОРЫ.

РА-РА-РА - ОЧЕНЬ РАДА ДЕТВОРА.

-скажи где?

Учим употреблять предлоги, четко проговаривая звуки в словах.

Взрослый перемещает игрушку в пространстве, задавая вопрос о ее местонахождении в форме чистоговорки. Ребенок отвечает чистоговоркой.

Воспитатель: ИК-ИК-ИК – ГДЕ ШАРИК?

Ребенок: ИК-ИК-ИК – НА СТОЛЕ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – ЗА ШКАФОМ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – ПОД СТУЛОМ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – В РУКЕ У МАШИ ШАРИК.

-посчитай.

Учим согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.

Взрослый показывает ребенку предмет и говорит чистоговорку:

АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.

Потом показывает много предметов и просит их сосчитать:

АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ.

ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕЙ

-выложи фишками.

Учим выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить.

Взрослый произносит чистоговорку, а ребёнок выкладывает ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.

ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО

 

Чистоговорки обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Их можно использовать на занятиях, прогулках, в процессе индивидуальной работы  с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.


Сохранить у себя:
Консультация для родителей: "Логопедические игры с чистоговорками"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки