«Развитие речи дошкольников на физкультурных занятиях в ДОУ»
Консультация для инструктора по физической культуре.
Полноценное развитие человека невозможно без его физического развития. Физическое развитие детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, на всестороннее физическое развитие детей.
На занятиях по физической культуре, прежде всего, решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Благодаря занятиям физкультурой ребенок становится сильным, выносливым, физически здоровым; улучшаются его физические показатели, укрепляется здоровье и приобретается хорошее настроение и заряд бодрости на весь день.
На занятиях инструктор по физической культуре стремится помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи. В течение занятий по физической культуре, ребенок обогащает свою речь и узнает много нового и интересного. У ребенка активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас, развивается мышление, воображение, формируются волевые качества личности. Ребенок социализируется путем общения на занятиях с инструктором по физической культуре, приобретает навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно — усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спорта и др. На занятиях физкультурой инструктор активно пользуется различными спортивными понятиями, командами, распоряжениями, просьбами, наводящими вопросами, объяснениями и многим другим. Использует рассказ, беседу с воспитанниками.
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры:
1. Речь инструктора.
Как известно, дети стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов. Правильному названию упражнений, исходных положений, снарядов, инвентаря и др.
2. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка. Пальчиковые игры проводятся на физкультурном занятии во время разминки и, как минутки пауз во время смены видов деятельности
3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Например :
Слова зазывалки в подвижных играх;
Тай, тай налетай
Кто в ………… «Ловишки» играй? (называют любую игру в которую хотят поиграть)
Считалка:
1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф, ой- ой- ой,
Погибает зайчик мой.
Повезли его в больницу
Оказался он живой.
Речёвка — небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей, которая чаще всего используется во время досугов и соревнований
Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.
4. Объяснение правила игры и техники безопасности при выполнении упражнений на спортивных снарядах и со спортивным инвентарем.
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, впоследствии, предложить это делать и самим детям). Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учится строить предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
При выполнении упражнений на спортивных снарядах и со спортивным инвентарем инструктор постоянно проводит беседы с детьми о правилах безопасности. Эти знания при постоянном повторении - закрепляются и дети не только охотно сами их выполняют, но и сообщают их взрослому, а также об их нарушении.
5. Различные виды игр с речевым сопровождением: подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.
Пример:
1) Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Или русская народная игра:
2) Гуси- гуси (Га-га-га),
Есть хотите (Да-да-да),
Ну летите (Нет-нет-нет),
Серый волк под горой не пускает нас домой!
Ну летите как хотите, только крылья берегите!
6.Игры со спортивным инвентарем и речитативом.
Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от дефекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка текста.
Например, дети с удовольствием играют с мячом под отрывок из стихотворения С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч», когда каждое слово стихотворения сопровождается отбиванием мяча и его ловлей, а затем бег за прокатывающимся мячом.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Hе угнаться за тобой!
Скакалка также служит хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме. В связи с тем, что прыжки через скакалку более сложный вид движений, детям наряду с проговариванием фраз иногда предлагается посчитать определенное количество выполненных прыжков, а это – упражняет детей в счете.
Использование всех этих речевых приемов положительно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.
Таким образом считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.
Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, скорости реакций; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей дошкольного возраста.