Тема: «Говорим по разному» (по сказке «Рукавичка»)
Цель: Развитие речевых навыков и умений детей через театрализованную деятельность
Обучающая: Активизировать в речи детей понятия «голос», «интонация», «дикция»; продолжать работу над дикцией и чистотой произношения; развивать умение анализировать образ героя.
Развивающая: Развивать интонационную выразительность речи, артикуляционный аппарат, мимику, пластику, логическое мышление; артистическую смелость, воображение фантазию
Воспитательная: Воспитывать интерес к литературе и театру; умение взаимодействовать со сверстниками и работать коллективно, находить общее решение; способствовать творческому самовыражению.
Методическое обеспечение занятия: презентация
Оформление и наглядный материал: кукольный театр «Рукавичка», ширма
Предварительная работа: чтение сказки «Рукавичка»
Материалы и инструменты: ромашка качеств (кружки с изображением героев сказки «Рукавичка», лепестки), цветные карандаши, кубик эмоций, «волшебная» коробочка.
Ход занятия:
Организационный момент
-Добрый день мои друзья!
Вас снова видеть рада я!
Вы в театральном зале,
Надеюсь, встречу эту ждали.
Гостям вы «Здравствуйте!» скажите,
Друг друга за руки возьмите.
Я в круг вас встать прошу
Игру-приветствие начну.
Игра-приветствие «Хоровод настроения!»
-Дорогие ребята, у меня сегодня хорошее настроение! Я могу поделиться своей радостью, передать ее по кругу пожатием руки и улыбкой. Я буду рада, если улыбка вернется ко мне.
(Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнеру, пожимают руку и улыбаются).
-Ко мне вернулась улыбка и мое настроение стало еще лучше!
Объявление темы и целей урока
-Ребята, предлагаю выполнить «Театральную разминку» и узнать тему нашего занятия.
-Сказки любите читать?
А в них играть?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя,
Чтоб быть похожим на лису,
Иль на волка, иль на козу,
Иль на принца, ил на Бабу Ягу?
(Примерные ответы детей: изменить внешность с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора).
-А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дожди, ил в грозу,
Или в бабочку, или в осу,
Что поможет здесь, друзья?
(Ответы: жесты и мимика).
Что такое мимика?
(Ответы: выражение нашего лица).
-Верно, ну, а жесты?
Это движения
Бывает, без сомнения,
У людей разное настроение.
Его я буду называть,
А вы попробуйте показать
(Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе).
А теперь пришла пора
Общаться жестами, да-да.
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жеста жду
(Слова для показа жестами: думаю, здравствуйте, отстань, тихо, нет, да, нельзя, до свидания)
Подошла к концу разминка,
Постарались все сейчас.
А теперь вопрос для вас.
Беседа
-Ребята, как вы думаете, какие навыки помимо перечисленных необходимы актеру для выступления перед публикой?
(Примерные ответы: речевые навыки, поставленный голос).
-Как вы думаете, что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно говорить, общаться? (Ответы детей: улыбка, умение слушать, учение понять другого, ласковый взгляд, добрый голос).
-Оказывается ребята, очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете, почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Сегодня я предлагаю вам поучиться говорить по –разному.
Основная часть
-Голос – это совокупность звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок (по словарю Ожегова). При помощи голоса актер может создавать образ на сцене, передавать различные проявления характера героя и его настроение. То, каким голосом озвучивает актер своего героя, может испортить или сделать фееричной его роль. Исходя из этого, очень важно регулярно развивать свой речевой аппарат, работать над дикцией и интонацией. Сегодня мы детально проработаем эти понятия.
Дикция- четкое произнесение звуков в соответствии с нормами языка.
Как вы считаете, важна ли для актера дикция? Почему? (Ответы: важна для того, чтобы зритель четко понимал то, что актер хочет до него донести)
-Верно. Дикцию важно развивать и упражнять. Одно из эффективных упражнений – это артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика «Путешествие веселого язычка»
(см презентацию)
Упражнение «Лягушки»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Слон»
Сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.
Упражнение «Змея»
Улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Месим тесто»
Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Упражнение «Блинчики»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
Упражнение «Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.
(Дети выполняют упражнения по показу, артикуляционную гимнастику с использованием зеркал).
-Следующее упражнение, хорошо развивающее дикцию – это чтение скороговорок. Важно помнить, что прежде чем произнести скороговорку вслух, необходимо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро. Предлагаю проговорить скороговорку «В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод», используя это правило (дети проговаривают скороговорку).
-Регулярное выполнение данных упражнений, улучшить вашу дикцию, сделает вашу речь более четкой и понятной.
Интонация-это понижение или повышение голоса, произношение, выражающее ваши чувства.
Я предлагаю вам поиграть теперь со своими голосами. Давайте попробуем говорить слова и фразы с разными чувствами и интонацией. У меня есть волшебный кубик, на нем нарисованы лица с разным настроением. (Дети рассматривают кубик и называют эмоции)
Интонационные упражнения
-Каждый по очереди опустит руку в «волшебную» коробочку и достанет карточку с фразой. Затем, взяв кубик, вы бросаете его и говорите свою фразу с такой интонацией в голосе, которая будет соответствовать изображенному настроению на кубике.
(Дети поочередно выполняют задание).
-Ребята, мы с вами отметили, что дикция важна для актера. Важна ли интонация для актера? Почему? (Ответы: важна для того, чтобы передать эмоции и характер героя).
-Безусловно, вы правы. Но как же понять актеру характер героя, его настроение, эмоции?
(Ответ: нужно внимательно прочитать текст, понять его содержание и проанализировать характер героев).
-Предлагаю прямо сейчас попробовать проанализировать героев сказки «Рукавичка», которую вы все прочитали к этому занятию и передать при помощи голоса их характер. Выполним это задание при помощи «Ромашки качеств». Каждому из вас я выдам бумажный круг с изображением одного из героев сказки «Рукавичка» и пять лепестков ромашки. На каждом из лепестков ромашки нужно записать по одному слову, которое характеризует одного из персонажей сказки (например: смелый, красивая, хитрая и тд). Далее вы двигаясь по классу, вы наклеиваете на круг с рисунком героя сказки соответствующий лепесток. Когда ромашки образуются из пяти лепестков, вам нужно образовать группы и составить его образ. Один от каждой группы расскажет о своем герое, используя оценочную характеристику ромашки. Остальные будут слушать и дополнять.
(Дети выполняют задание, передвигаясь по кабинету, затем представитель от группы описывает героя).
-Итак, ребята, теперь зная образ героя, его черты вам станет намного легче интонационно передать его на сцене.
Не менее важный момент при выходе на сцену – это дыхание. Поскольку речь и чтение происходит на выдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса. Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением.
Дыхательная гимнастика «Путешествие с Ветерком»
(Выполняют дыхательные упражнения)
-Сейчас предлагаю применить все знания, которые вы сегодня получили
Я предлагаю вам артистами стать
И в сказку «Рукавичка» поиграть!
Показ кукольного спектакля «Рукавичка»
Организационное окончание занятий и его итог
Анализ и обсуждение спектакля
-Как вам помогли знания, полученные на занятии?
- Как вы считаете, над какой составляющей голоса, вам следует работать больше?
Благодарю всех за работу! До новых встреч!