Конспект занятия в старшей группе по разделу Естествознание тема:: «Перелетные и зимующие птицы»

Занятие в старшей группе по естествознанию, дети закрепляют знания о перелётных и зимующих птицах, об изменениях в их жизни с приходом осени. Дети классифицируют птиц на зимующих и перелетных. Проводилась беседа с детьми о птицах почему одни птицы улетают,а другие остаются зимовать. Проводилась практическая часть занятия,где дети работают в группах и составляют кластер

Содержимое разработки

білім беру саласы/Образовательная область: Познание

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекет түрі/Раздел организованной учебной деятельности: Естествознание

Тақырыбы/Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Мақсаты/Цель: Формировать представления о перелётных птицах в природных условиях зимой; об изменениях в их жизни с приходом осени. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам

Білімділік міндеті/ Образовательная задача:  Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.

Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

Дамытушылық міндеті/ Развивающая задача:  Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.

Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

Развивать любознательность, активность, самостоятельность

Тәрбиелік міндеті/Воспитательная задача:  Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Сөздік жұмыс/Словарная работа: перелетные, «зимующие »

Қостілділік компоненті/Билингвальный компонент: птица -құс

Көрнекі құралдар/Используемый материал: картинки с зимующими и перелётными птицами.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке

Беседы с детьми о птицах.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Разгадывание загадок о птицах.

Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?»,

Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского


Мотивационно- Побудительный: Я рада вас видеть сегодня всех. А вы рады меня видеть ?

Каждый новый день ребята, надо начинать с хорошего настроения

Эмоциональный настрой.

Запоминает наша голова

Важные поступки умные дела

Слушаем внимательно

смотрим обязательно

Друг друга не перебиваем

Для ответа руку поднимаем.

знаний много получаем

Организационно – поисковый

. Беседа о перелетных птицах.

Ребята скажите мне какое время года сейчас? Какие изменения в природе вы видите? Дети: Желтеет листва, идут моросящие дожди. Выпал снег

Воспитатель: А что происходит с птицами?

Дети: Они улетают в тёплые края.

Воспитатель: Как называются птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц.

Дети: Ласточка, скворец, грач, цапля, журавль, жаворонок, кукушка, аист, лебедь.

Одним словом назовём этих птиц -Перелётные-

Воспитатель: Вы знаете, кто самый первый из птиц улетает? Это насекомоядные птицы Первыми из перелетных птиц с насиженных мест снимаются насекомоядные. скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Потом улетают зерноядные, что питаются свежими травами, семенами, плодами..

овсянка, чиж, зяблик Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. 

Почему же улетают перелетные птицы?

Дети: Потому что холодно?!

Воспитатель: Основная причина – недостаток корма в холодное время года. Насекомые исчезают, впадают в спячку или погибают, снежный покров не позволяет добывать корм на земле, находить семена травянистых растений. Водоплавающие птицы не могут зимовать в замерших водоемах. Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях.

Во время перелета птицы придерживаются строгого порядка. Одни выстраи

ваются в линию, другие образуют дугу,

 журавли летят клином, а мелкие птицы (скворцы, ласточки, стрижи) порядка не любят, летят стайкой. Время перелета  это трудный период в жизни птиц. Некоторые из них не выдерживают и в пути погибают.


Воспитатель: А есть такие птицы которые совсем не улетают никуда, они остаются здесь в наших краях . Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: Снегирь, синичка, воробей, голубь, сорока, ворона ,дятел.

В летний период -Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько же насекомых, сколько весит сама. Многие птицы - санитары. Вороны, сороки, и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. Птицы, питаясь насекомыми, помогают природе поддерживать численность того или иного вида насекомых в определённой норме.

Почему они остаются здесь зимовать? Ответы детей.

Те птицы, которые остаются с нами зимовать могут сами найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Чем страшна птицам зима?

Дети: Голодом.

Воспитатель: Ребята, скажите, как мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Делать кормушки и кормить птиц.

Воспитатель: Кормушки для птиц должны быть очень укромными,. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала. Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц. И как мы называем таких птиц?

Практическая часть занятия.

Для того чтобы вы хорошо запомнили и закрепили знания какие птицы перелётные и зимующие, и чем они питаются, мы должны с вами составить кластер.

Сейчас ребята мы разделимся на две группы. Первая группа девочки ,вторая группа мальчики. Задача первой группы состоит в том, что вы на своём кластере располагаете зимующих птиц и также картинки с кормом для птиц и вы должны рассказать почему вы так думаете.

Вторая группа мальчики. Задача вашей группы состоит в том, что вы на своём кластере располагаете перелётных птиц, картинки с кормом чем питаются птицы и вы должны рассказать, почему вы так думаете.

Дети составляют кластер и защищают его.

Провести динамическую паузу

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

Рефлексивно – корригирующий

О чём и о ком мы сегодня с вами беседовали?

Что вам понравилось? Как называются птицы которые улетают в тёплые края? Назовите их? А как называются птицы которые остаются у нас зимовать? Назовите их?

Ребята если вам понравилось занятие возьмите смайлик сердечка и прикрепите его на стенд , а если не понравилось держите в руках . Спасибо вам ребята ,вы сегодня были молодцы .





























Сохранить у себя:
Конспект занятия в старшей группе по разделу Естествознание тема:: «Перелетные и зимующие птицы»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки