білім беру саласы/Образовательная область: Познание
Ұйымдастырылған оқу іс-әрекет түрі/Раздел организованной учебной деятельности: Естествознание
Тақырыбы/Тема: «Перелетные и зимующие птицы»
Мақсаты/Цель: Формировать представления о перелётных птицах в природных условиях зимой; об изменениях в их жизни с приходом осени. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам
Білімділік міндеті/ Образовательная задача: Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
Углубить представления детей о причинах отлета птиц.
Дамытушылық міндеті/ Развивающая задача: Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
Развивать любознательность, активность, самостоятельность
Тәрбиелік міндеті/Воспитательная задача: Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Сөздік жұмыс/Словарная работа: перелетные, «зимующие »
Қостілділік компоненті/Билингвальный компонент: птица -құс
Көрнекі құралдар/Используемый материал: картинки с зимующими и перелётными птицами.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке
Беседы с детьми о птицах.
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Разгадывание загадок о птицах.
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?»,
Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского
Мотивационно- Побудительный: Я рада вас видеть сегодня всех. А вы рады меня видеть ?
Каждый новый день ребята, надо начинать с хорошего настроения
Эмоциональный настрой.
Запоминает наша голова
Важные поступки умные дела
Слушаем внимательно
смотрим обязательно
Друг друга не перебиваем
Для ответа руку поднимаем.
знаний много получаем
Организационно – поисковый
. Беседа о перелетных птицах.
Ребята скажите мне какое время года сейчас? Какие изменения в природе вы видите? Дети: Желтеет листва, идут моросящие дожди. Выпал снег
Воспитатель: А что происходит с птицами?
Дети: Они улетают в тёплые края.
Воспитатель: Как называются птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Назовите перелетных птиц.
Дети: Ласточка, скворец, грач, цапля, журавль, жаворонок, кукушка, аист, лебедь.
Одним словом назовём этих птиц -Перелётные-
Воспитатель: Вы знаете, кто самый первый из птиц улетает? Это насекомоядные птицы Первыми из перелетных птиц с насиженных мест снимаются насекомоядные. скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Потом улетают зерноядные, что питаются свежими травами, семенами, плодами..
овсянка, чиж, зяблик Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.
Почему же улетают перелетные птицы?
Дети: Потому что холодно?!
Воспитатель: Основная причина – недостаток корма в холодное время года. Насекомые исчезают, впадают в спячку или погибают, снежный покров не позволяет добывать корм на земле, находить семена травянистых растений. Водоплавающие птицы не могут зимовать в замерших водоемах. Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях.
Во время перелета птицы придерживаются строгого порядка. Одни выстраи
ваются в линию, другие образуют дугу,
журавли летят клином, а мелкие птицы (скворцы, ласточки, стрижи) порядка не любят, летят стайкой. Время перелета это трудный период в жизни птиц. Некоторые из них не выдерживают и в пути погибают.
Воспитатель: А есть такие птицы которые совсем не улетают никуда, они остаются здесь в наших краях . Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: Снегирь, синичка, воробей, голубь, сорока, ворона ,дятел.
В летний период -Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько же насекомых, сколько весит сама. Многие птицы - санитары. Вороны, сороки, и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. Птицы, питаясь насекомыми, помогают природе поддерживать численность того или иного вида насекомых в определённой норме.
Почему они остаются здесь зимовать? Ответы детей.
Те птицы, которые остаются с нами зимовать могут сами найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Чем страшна птицам зима?
Дети: Голодом.
Воспитатель: Ребята, скажите, как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Делать кормушки и кормить птиц.
Воспитатель: Кормушки для птиц должны быть очень укромными,. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала. Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц. И как мы называем таких птиц?
Практическая часть занятия.
Для того чтобы вы хорошо запомнили и закрепили знания какие птицы перелётные и зимующие, и чем они питаются, мы должны с вами составить кластер.
Сейчас ребята мы разделимся на две группы. Первая группа девочки ,вторая группа мальчики. Задача первой группы состоит в том, что вы на своём кластере располагаете зимующих птиц и также картинки с кормом для птиц и вы должны рассказать почему вы так думаете.
Вторая группа мальчики. Задача вашей группы состоит в том, что вы на своём кластере располагаете перелётных птиц, картинки с кормом чем питаются птицы и вы должны рассказать, почему вы так думаете.
Дети составляют кластер и защищают его.
Провести динамическую паузу
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Крылья мы сложим назад.
Рефлексивно – корригирующий
О чём и о ком мы сегодня с вами беседовали?
Что вам понравилось? Как называются птицы которые улетают в тёплые края? Назовите их? А как называются птицы которые остаются у нас зимовать? Назовите их?
Ребята если вам понравилось занятие возьмите смайлик сердечка и прикрепите его на стенд , а если не понравилось держите в руках . Спасибо вам ребята ,вы сегодня были молодцы .