Конспект занятия в КПП по основе грамоты "Мастерская слова. Слог. Деление слов на слоги"

Цели обучения

Слушание и говорение:

0.1.1.3 делить слова на слоги, определять количество и порядок слогов в слове, определять ударный слог.

0.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

0.1.2.1 различать слова и предложения, понимать значение слов и смысл предложений.

Чтение:

0.2.2.1 Находить информацию в/по иллюстрации пиктограмме условных обозначениях.

Письмо:

0.3.3.2 Штриховать, рисовать элементарные бордюры.

Содержимое разработки

ОО: Коммуникация / Основы грамоты

Сквозная тема: Для чего нужна школа?

ОУД № 11

Тема: Мастерская слова.

Слог. Деление слов на слоги

ГУ «Заречная школа – лицей»

Ф.И.О. педагога: Кусаинова Р. Б.

Дата : 17.10.2018

Предшкольный класс «А»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения

Слушание и говорение:

0.1.1.3 делить слова на слоги, определять количество и порядок слогов в слове, определять ударный слог.

0.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

0.1.2.1 различать слова и предложения, понимать значение слов и смысл предложений.

Чтение:

0.2.2.1 Находить информацию в/по иллюстрации пиктограмме условных обозначениях.

Письмо:

0.3.3.2 Штриховать, рисовать элементарные бордюры.

Предполагаемый результат

Все воспитанники смогут:

Отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

Различать слова и предложения, понимать значения слов и смысл предложений.

Большинство воспитанников смогут:

Читать схемы слов/предложений.

Составлять схемы предложений.

Различать предложения по интонации (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Некоторые воспитанники смогут:

Делить слова на слоги, определять количество и порядок слогов в слове. Находить информацию в книгах, по иллюстрации.

Говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; использовать жесты, мимику.

Языковая цель

 

Развитие навыков.

Воспитанники осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в диалог; пополнять пассивный и активный словарь; оценивать результаты своей работы на занятии;

Полиязычие: буын – слог – syllable.

Основные термины и словосочетания: слово, слог, количество слогов и их последовательность в слове.

Вопросы для обсуждения:

что такое слог?

что вы узнали за время занятий?

Предшествующие занятия

Речь; предложение; слово; слова, обозначающие предметы; действия; признаки; использование в устной речи голоса, тембра, мимики, жестов; знаки препинания.

План

Планируемое время

Запланированная деятельность

Ресурсы

І. Вводная часть. 

(К) словесная игра «Клубочек». 

Какое время года наступило? (осень). Осень какая? (золотая).

Что еще может быть золотым? (монетка). Монетка какая? (круглая).

Что еще может быть круглым? (яблоко). Яблоко какое? (сладкое).

Что еще может быть сладким? и т.д.

Педагог останавливает игру на свое усмотрение.

Что вы договаривали? (слова).

Сегодня мы продолжим разговор о словах и узнаем их новый

«Секретик».

Работа над новой темой. работа в азбуке-тетради.

Назовите жителей Цветочного города. Почему у них такие забавные имена?

Пилюлькин всех лечит, он – доктор. Винтик и Шпунтик – механики. Пончик – обжора и т.д.

Ну, раз Знайка был самым умным и все знал, он решил учить Незнайку.

Педагог говорит от имени героев.

–  Незнайка, а ты знаешь, что слова можно разделить на части? Например, слово лимон.

–  А что тут такого! сейчас принесу ножик и разделю! тебе на сколько частей?

– Нет, нет, нет! Это ты разделишь предмет, а нужно разделить

слово.

вспомни, как произносят (кричат) слова люди, находящиеся далеко друг от друга. (произносят их по частям: «ли-мон!»). такие выделяемые при произношении части слова называются слоги.

Само слово подсказывает, что оно слагается (складывается) из слогов. Повтори и хлопни в ладоши, как бы укладывая на них слоги. Незнайка произнес слово и отхлопал слоги. (дети хлопают).

–    сколько слогов у тебя получилось? (два).

–    какой первый слог? (ли-).

–    второй? (-мон).

–    да я сейчас тут всех разделю на слоги!

–    Не «всех», а имена всех коротышек, а для этого позови их сюда.

дети вместе с Незнайкой (педагогом) делят имена коротышек на слоги, анализируют их с опорой на схему.

слово делится на  слоги, как на дольки апельсин. если слоги встанут рядом – Получаются слова:

ты – и – ква, – а вместе тыква, со – и – ва, – итак, сова.

(в. Берестов).

–    А вот подобрать похоже звучащие слова ты сможешь?

–     А я не знаю, знаю ли я или не знаю… ребята, поможем Незнайке!

(Мышка – шишка, пышка… рак – мак, лак, так…)

Будем делить слова на слоги и внимательно их слушать.

(П) Помогите Куанышу и Айсулу найти похожие слова. дети произносят слова на картинках в тетради, находят похожие по звучанию, соединяют стрелочкой.

Незнайка слушал похожие слова и бурчал себе под нос: «Лук - жук, мышка - топтыжка, зайка - чайка, на что это похоже? Ну, конечно, на стихи! Буду-ка я лучше поэтом».


ІІ. Основная часть.

Чтение отрывка из книги Носова «Незнайка и его друзья»

«однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

– слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

– А у тебя способности есть? – спросил Цветик.

– конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.

– Это надо проверить, – сказал Цветик. – ты знаешь, что такое рифма?

– рифма? Нет, не знаю.

- рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик.

- Понял?

– Понял.

– сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи».

Динамическая пауза.

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели Головами зашумели. (ш-ш-ш) Грянул гром (хлопок) Побежали быстро в дом. 

работа в азбуке-тетради.

(г) разделить слова под картинками на слоги (каждая группа получает свою пару картинок с рифмующимися словами) и придумать с ними рифму. Заслушать по одному ребенку от группы.Чье стихотворение понравилось?

После занятия (или в другое время) мы дочитаем главу «как Незнайка сочинял стихи» и «досочиняем» стихи вместе.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (соединить пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики. (касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. (парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)

Письмо. Провести волнистые и ломаную линии по точкам, не отрывая руки от листа.













































Азбука-тетрадь, простые карандаши.

ІІІ. Заключительная часть.

Поэтов, писателей часто называют художниками слова, пото- му что они умеют так подбирать слова, чтобы у читателей и слушателей возникали перед глазами яркие, зримые, образные картины жизни.

Закрасить шарик в красный или оранжевый цвет. объясните

свой выбор.




Сохранить у себя:
Конспект занятия в КПП по основе грамоты "Мастерская слова. Слог. Деление слов на слоги"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки