ОО: Здоровье / Основы безопасного поведения Сквозная тема: Личная гигиена | ||||
ОУД № 4 Тема: Зачем нужна личная гигиена? | ГУ «Заречная школа – лицей» Ф.И.О. педагога: Кусаинова Р. Б. | |||
Дата : 17.10.2018 | Предшкольный класс «А» | |||
Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | |||
Цели обучения | 0.1.2.1. Объяснять гигиенические правила по уходу за полостью рта и телом. | |||
Предполагаемый результат | Все воспитанники смогут: понимать гигиенические правила по уходу за полостью рта и телом. Большинство воспитанников смогут: применять правила по уходу за зубами, применять способы по уходу за волосами, ногтями, одеждой и обувью. Некоторые воспитанники смогут: объяснить роль и значение соблюдения гигиенических навыков для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей. | |||
Языковая цель
| Развитие навыков: умение рассуждать о связи здоровья и соблюдения правил гигиены; активное участие в диалоге; активизация словаря. Полиязычие: ауыз – рот – mouth, тіс – зубы – teeth, сабын – мыло – soap | |||
Основные термины и словосочетания: Зубы, полость рта, чистка зубов, молочные зубы, постоянные зубы, кариес, стоматолог. Мыло, чистота рук, средства гигиены, гигиенические навыки, общественные места. | ||||
Вопросы для обсуждения: Для чего нужны зубы человеку? Какие продукты полезны для зубов? Почему нужно мыть руки с мылом? Почему руки нельзя мыть просто чистой водой? Сколько раз в день нужно мыть руки? Как часто необходимо принимать душ и ванну? Как нужно ухаживать за волосами? Как нужно ухаживать за ногтями? Почему нужно мыть ноги и менять носочки ежедневно? Почему, кроме гигиены тела, необходимо соблюдать гигиену одежды и обуви? | ||||
Предшествующие занятия | Знания элементарных правил личной гигиены. | |||
План | ||||
Планируемое время | Запланированная деятельность | Ресурсы | ||
І. Вводная часть. | (К) Упражнение «Тренировка улыбки». Дети берут зеркало, смотрятся в него, поднимают уголки рта вверх, делают красивую, добрую улыбку (1 минута). Педагог объясняет детям, что это упражнение можно выполнять несколько раз в день. Если настроение плохое, улыбка поможет его улучшить. Поэтому улыбаться надо чаще. Загадка: Когда мы едим – они работают, Когда мы не едим – они отдыхают. Не будем их чистить – они заболят. (Зубы) Дети рассуждают, что у каждого человека есть зубы и если они здоровые, белые, то и улыбка получается красивой, и все на это обращают внимание. Но если за зубами не ухаживать, то они действительно могут заболеть. | Карманное зеркало на каждого ребенка. | ||
ІІ. Основная часть. | (К, И) Проблемный вопрос: – А для чего нужны зубы человеку? Дети рассуждают и высказывают свое мнение. Педагог предлагает детям рассмотреть в зеркале свои зубы. Затем предлагает откусить от дольки сыра или яблока кусочек и рассмотреть получившийся отпечаток зубов. Дети обращают внимание на то, что у них не все зубы одинаковой формы. (К) Информация педагога: Главная функция зубов – пережевывание пищи. Человек пережевывает пищу при помощи зубов. Во рту пища смачивается слюной и измельчается зубами. Язык помогает переворачивать и передвигать еду в полости рта. Для здоровья человека очень важно, насколько он тщательно и не спеша, с помощью зубов пережевывает пищу. Дети появляются на свет без зубов, и обычно с шестимесячного возраста у малышей начинают появляться зубы, они называются молочные. Затем молочные зубы начинают выпадать, и на их месте постепенно начинают вырастать новые – это постоянные зубы. (К, И) Проблемный вопрос: – От чего зависит здоровье зубов? (Рассуждения детей). (К) Информация педагога: Здоровье зубов зависит от того, как человек ухаживает за ними и что он употребляет в пищу. Каждый зуб покрыт человека зубной эмалью – это самое твердое вещество, но при пережевывании пищи во рту выделяется кислота, способная разрушить ее. Поэтому очень важно чистить зубы и полоскать рот после еды. – Как надо ухаживать за зубами и зубной щеткой? Дети рассказывают о том, как они чистят зубы, кто их этому научил, как ухаживают за своими зубными щетками и т.д. (К) Информация педагога: У каждого члена семьи должна быть своя зубная щетка, которую следует хранить в специальном стаканчике ручкой вниз. Тогда щетка быстро подсохнет, а это очень важно, т.к. микробы долго сохраняются на влажной поверхности щетин. Щетку надо содержать в чистоте, ее следует хорошо промывать до и после чистки зубов. (К) Информация педагога: Для здоровья важно не только чистить зубы, но очень полезно постоянно полоскать рот водой после еды, чтобы между зубами не оставались остатки пищи. Именно эти остатки пищи – кусочки мяса, сладкого начинают гнить, на них размножаются микробы, которые проникают вовнутрь и начинают разъедать и углублять дырочки, что приводит к воспалению зуба. (К, И) Проблемный вопрос: – Влияет ли на здоровье зубов то, как человек питается? – Какие продукты полезны для зубов? Дети обсуждают вопрос и делятся знаниями. Обобщение: Для того чтобы зубы были крепкими и здоровыми, необходимо полноценное разнообразное питание, в котором должны присутствовать овощи, свежие фрукты, мясо, курица, рыба, яйца, молоко. · Обязательно нужно пить молоко и другие молочные продукты. · Очень полезны для зубов овощи и фрукты (яблоки, капуста, морковь и т.д.). · Полезны для здоровья и орехи, но их нельзя грызть зубами, т.к. при этом скорлупа может повредить поверхность зуба – зубную эмаль. · Сладкое (конфеты, шоколад) надо употреблять в меру, нельзя увлекаться газированной водой. Полиязычие: ауыз – рот – mouth, тіс – зубы – teeth. (К, И) Проблемный вопрос: – Что подразумевают взрослые, когда говорят, что для здоровья очень важно уметь соблюдать правила личной гигиены? Дети рассуждают о том, что их родители и другие взрослые с детства следят за тем, чтобы они вовремя мыли руки, принимали душ или ванну, чистили зубы, носили чистую одежду и т.д. (К) Комментирование педагога: Соблюдать правила личной гигиены – это значит быть чистым, здоровым. Недаром говорят «Чистота – залог здоровья». (К, И) Проблемный вопрос: – Как правильно мыть руки? – Какие средства для гигиены вы можете назвать? – Почему нельзя мыть руки просто чистой водой, а нужно мыть руки с мылом? Дети рассуждают и вместе с педагогом составляют правила о последовательности своих действий во время мытья рук. · Возьмем в руки мыло и намочим его водой. Будем мылить, пока не появится пена. · Откладываем мыло и будем массировать пеной каждый пальчик, чтобы на руках образовались мыльные перчатки. Смоем мыльные перчатки под струей воды (ручки от чистоты должны издавать еле слышный скрип). Вытираем насухо руки. Обобщение: Вода сама по себе не делает руки чистыми, весь секрет в пузырьках мыла. Именно эти пузырьки подхватывают кусочки грязи и вместе с водой уплывают в канализацию. Только мыло поможет избавиться от грязи и микробов. Мыло и вода – настоящие друзья. (К, И) Работа в Азбуке-тетради (продолжение). – Какие средства гигиены по уходу за телом используешь ты? Полиязычие: сабын – мыло – soap. (К, И) Проблемный вопрос: – Почему так важно выполнять правила гигиены в школе, в различных общественных местах? – Что такое микробы? Дети делятся впечатлениями, рассуждают. (К) Информация педагога: В школе и других общественных местах – магазинах, игровых центрах и др. очень много детей, взрослых, которые пользуются услугами общественного туалета. Среди них могут оказаться больные, которые держатся за перила и поручни лестниц, берутся за ручки дверей и через свои руки «оставляют» везде микробы. Микробы – это живые организмы маленьких размеров, которые невозможно рассмотреть невооруженным глазом. Они являются возбудителями многих заболеваний и передаются другим в основном через грязные руки и поэтому в общественных местах нужно стараться соблюдать правила гигиены. (К, И) Проблемный вопрос: – Как правильно мыть руки? – Сколько раз в день нужно мыть руки? – А чем можно воспользоваться в условиях отсутствия воды? Выводы: Мыть руки необходимо несколько раз в день. После прогулки на улице. После поездки в общественном транспорте. После посещения туалета. После возвращения домой. Перед едой. В случаях отсутствия воды (в дороге или в различных непредвиденных ситуациях) можно воспользоваться влажными гигиеническими салфетками, чтобы тщательно протереть ими свои руки. (К, И) Проблемный вопрос: – Как часто необходимо принимать душ и ванну? Душ желательно принимать ежедневно. Раз в неделю полезно ходить в баню или принимать ванну. (К, И) Проблемный вопрос: – Как нужно ухаживать за волосами? Дети совместно с педагогом составляют правила соблюдения гигиены волос. Детям волосы необходимо мыть раз в неделю шампунем. Взрослые моют волосы по мере загрязнения. Несколько раз в день необходимо расчесывать волосы индивидуальной расческой. Через чужую расческу можно заразиться вшами. Во время расчесывания расческа выполняет массаж кожи головы. Длинные волосы девочек нужно заплетать в косы, мальчикам идут красивые модные стрижки. (К, И) Работа в Азбуке-тетради (продолжение). – Как нужно ухаживать за ногтями? (Рассуждения детей). Обобщение: Грязь под ногтями опасна! Надо своевременно подстригать ногти на руках и ногах. Ногти на руках подстригайте раз в неделю. На руках ногти растут быстрее, чем на ногах. После стрижки ногтей пользуйтесь пилочкой. (К, И) Работа в Азбуке-тетради (продолжение). – Почему нужно мыть ноги и менять носочки ежедневно? (Рассуждения детей). Обобщение: Носки загрязняются быстро и в грязи, в выделившемся поте начинают размножаться микробы, появляется неприятный запах. (К, И) Проблемный вопрос: – Почему, кроме гигиены тела, необходимо соблюдать гигиену одежды и обуви? (Рассуждения детей). Обобщение: Одежда и обувь находятся в постоянном контакте с телом человека, поэтому микробы и грязь с одежды наносят вред здоровью. | Дольки яблока, зеркала. | ||
ІІІ. Заключительная часть. | – Что было самым интересным на занятии, чем оно вам запомнилось? Педагог предлагает детям подвести итоги занятия: – Тот, кто с раннего детства научится ухаживать за собой, соблюдать правила личной гигиены, следить за состоянием своих зубов, ухаживать за ними; тот, кто будет заниматься физкультурными упражнениями и спортом, следить за своей осанкой, он, конечно, будет болеть меньше и расти красивым, жизнерадостным, здоровым человеком. | |