«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Тема занятия: «Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур» (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
Цель: Формировать представления детей о форме предметов и их цвете.
Задачи:
Уточнение представления детей о форме предметов и их цвете, упражнения в соотнесении предметных картинок с соответствующей геометрической фигурой.
Обучение выбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
Развитие общей и мелкой моторики.
Активизация в речи слов, обозначающих форму предметов: круглый, квадратный, овальный, треугольный, прямоугольный..
Оборудование: «волшебный мешочек» с деревянными геометрическими фигурами основных цветов; шелковый платок; наборы основных плоскостных геометрических фигур разного размера основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый); образцы изображений предметов, сконструированных из плоскостных геометрических фигур.
Ход занятия:
1.Организационный момент.(Эмоциональный настрой)
- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем занятие. (Звучит песня Шаинского на стихи Пляцковского «Улыбка»)
2.Введение в тему
- Сегодня на занятие я принесла красивый удивительный мешочек, в котором лежит что-то очень интересное. Хотите узнать, что там находится? Давайте мы с вами сыграем в игру, которая называется «Волшебный мешочек», для этого по очереди, каждый должен опустить руку в мешочек и попытаться определить, форму предмета попавшейся в руку, затем достать и назвать что это, и какого цвета. (Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).Молодцы ребята.
3.Сообщение темы занятия.
- Скажите, как можно назвать одним словом те предметы, которые вы доставали из мешочка. (Это геометрические фигуры. Если ребята затрудняются ответить учитель сам дает обобщающие понятие ребятам и просит их повторить.)
- Тема нашего занятия геометрические фигуры разного цвета.
В гости к нам пришли фигуры разной формы и цвета, которые принесли вам интересные задания.
4.Работа над темой
- Чтобы мозг работал наш,
Будем делать мы массаж.
Стимулирующие упражнения «Минутку здоровья»
Выполняют упражнения с проговариванием.
Самомассаж лица
Мы ручки растираем и разогреваем, Растирание ладоней
И лицо своим теплом мы умываем, Проводят ладонями по лицу сверху вниз
Пальчики сгребают Граблеобразные движения
Все плохие мысли. от середины лба к вискам
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирание ушных раковин
Их вперед сгребаем, тянем вниз за мочки, Загибание ушных раковин, оттягивание их
А потом руками трогаем мы щечки. Пальцы «перебегают» на щечки
1.Игра «Прятки». Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) учитель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого ученики должны определить, какая фигура «спряталась».
2. «Собираем пазлы». Работа в парах
- Ребята, а давайте проверим, хорошо ли вы запомнили как выглядит круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Сейчас раздам вам разрезанные карточки, а вы попробуйте собрать наши фигуры.
"Профилактика нарушения зрения"
Цветотерапия
3.Игра. «Найди предмет указанной формы» (на доске набор геометрических фигур; по классу развешаны картинки с изображением предметов различной формы.)
-Ребята, назовите геометрические фигуры , найдите картинки с изображением предметов, похожих на них по форме.
4.Игра «Какая фигура лишняя»?
Цель: различение геометрических фигур.
Оборудование: наборы геометрических фигур.
Содержание: - педагог раскладывает перед ребенком ряды
геометрических фигур, например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один кpyг и др. Ребенку предлагается выделить в каждом ряду «лишнюю» фигуру и объяснить свое решение.
- Чтобы правильно выполнять следующее задание необходимо размять наши руки и заставить их немного поработать.
5.Пальчиковая гимнастика
а) зарядка "Этот палец самый толстый"
Этот палец самый толстый.
Самый сильный и большой.
Этот палец для того.
Чтоб показывать его.
Этот палец самый длинный
И стоит он в середине
Но, а этот безымянный.
Избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал
Он и ловок, и удал.
Б) Упражнение «Кулак, ребро, ладонь»
Раскрасьте геометрические фигуры:
6. Выкладывание комбинаций из плоскостных геометрических фигур по образцу.
- Ребята, используя геометрические фигуры, мы сочиним сказку. Хотите попробовать.
Учитель вместе с учениками составляет сказку, которую иллюстрируют изображениями предметов, составленных из плоскостных геометрических фигур. Каждому ученику оказывается индивидуальная помощь в необходимом виде и объеме.
«В маленьком домике около которого росли
красивые деревья жил мальчик по имени
Митя. Он учился в школе. В свободное время любил ловить
рыбу . Однажды мальчик увидел, как по реке плыл вот такой
корабль . И Митя сказал «Не пойду я больше в школу- я
собираюсь стать настоящим капитаном, а у нас в школе учат только читать,
писать, и вовсе не учат, как стать капитаном». А мама ему ответила: «Чтобы
стать настоящим капитаном, нужно сначала научиться правильно читать и
писать. А потом уже поступать в специальную школу для капитанов, в которой тоже нужно будет долго учится и готовится к плаванью. Ведь капитанами становятся только самые лучшие!».
9. Итог урока.
Заключительное слово учителя о том, что всем ребятам необходимо стараться и хорошо учится.
10. Оценка учащихся.
В форме поощрения, похвалы каждого участника занятия за любые, даже минимальные достижения в процессе выполнения заданий.
- Все вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности, спасибо.
- Я хочу похлопать Паше, мне очень понравилось, как он работал. Паша, а чья работа тебе понравилась? (Паша подходит и хлопает тому ученику, чья работа ему понравилась и т. д., пока весь класс не будет хлопать последнему ученику.)
Приложение