Конспект занятия в старшей группе по
художественно-эстетическому развитию на тему: «Космическое путешествие»
Программное содержание: уточнять и обобщать знания детей о космосе, развивать умение воплощать увиденное в рисунке.
Задачи:
- развивать умение рисовать, используя нетрадиционные техники рисования;
- развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности;
- воспитывать интерес к космосу, к работе с нетрадиционными техниками рисования;
- создавать условия для творческого развития детей.
Материал: изображения космоса и небесных тел, вырезанные звезды на каждого ребенка, гуашь, зубные щетки, файлы, тряпочки, листы бумаги формата А 4, стаканчики с водой, кисточки, крышечки разных размеров, музыкальный файл с песней «Трава у дома», файл со звуком взлетающей ракеты.
Предварительная работа: проведение познавательных занятий, бесед, отгадывание загадок по космической тематике.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня замечательный день. Так и хочется отправиться в путешествие. А вы хотите со мной отправиться в неизведанный космос?
Дети: Да.
Воспитатель: Если в космос вы хотите,
Значит скоро полетите.
Самым смелым будет наш
Веселый дружный экипаж.
Но перед отлетом вспомним, что необходимо подготовить для полета в космос. Какую одежду носят космонавты?
Дети: Скафандры.
Воспитатель: Правильно, скафандр. Давайте встанем около стульчиков и оденем скафандр, шлем, сапоги, перчатки. (сопровождаем движением) Ребята, а что нам еще надо для полета в космос?
Дети: баллон с воздухом
Воспитатель: Молодцы. Не забыли! Итак, одеваем на себя баллоны. (сопровождаем движением). Ребята, а на чем полетим?
Дети: на ракете.
Воспитатель: Правильно!
Чтоб ракетой управлять,
Нужно сильным, смелым стать.
Слабых в космос не берут:
Ведь полет – нелегкий труд.
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Давайте выполним зарядку, чтобы стать сильнее. Встаньте около своих стульчиков.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, раз – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Раз-два, раз-два
В космос нам лететь пора.
Воспитатель: Давайте выйдем и построим круг, это будет наша ракета. (Выходят и строят круг вместе с воспитателем)
- А сейчас мы с вами дети улетаем на ракете. Давайте, посчитаем: пять, четыре, три, два, один, пуск…. (В это время звучит звук взлетающей ракеты). Давайте подвигаемся на месте, как будто мы летим. (Дети имитируют полет на ракете).
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и в космосе. Давайте сядем на свои места и посмотрим по сторонам (дети садятся на места). Ребята, посмотрите в наши иллюминаторы. Что вы видите? (Воспитатель обращает внимание на плакат «Солнечная система)
Дети: Планеты.
Воспитатель: Правильно, планеты. Посмотрите, сколько их много, какие они разные, но все очень красивые. А где они находятся? Правильно, в космическом пространстве. Сегодня мы с вами попробуем нарисовать планеты в космическом пространстве тремя разными способами. Но сначала проведем гимнастику для пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять (По одному загибают пальчики на обеих руках).
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх).
Командир в бинокль глядит ( Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»).
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы (Загибают пальчики обеих рук)
И большую желтую луну.
Воспитатель: Пальчики размяли и можно начинать рисовать. А начнём мы с космического пространства (воспитатель обращает внимание на интерактивную доску с изображением космического пространства). Ребята посмотрите, какое оно? Да, оно волшебное, красивое разноцветное…Таким мы его и постараемся изобразить, для этого используем технику «монотипия». Для этого активно закрашиваем лист бумаги красками различных, ярких, космических цветов. Краску накладываем очень обильно, не жалея её. (Дети выполняют работу вместе с воспитателем).
Воспитатель: Молодцы! Теперь, сверху, закрашенный лист накрываем тонкой плёнкой(файлом) и хорошо проглаживаем, после чего резким движением убираем её с рисунка.
Воспитатель: У нас получилось космическое пространство.
Воспитатель: Вы уже закончили работу. А мы продолжаем наш полет. Давайте еще раз посмотрим в наши иллюминаторы (дети делают окно перед глазами, смотрят. В это время появляется картинка с изображением звезд).
Воспитатель: Ребята, а что же мы видим сейчас перед глазами?
Дети: Звезды.
Воспитатель: Да. Сколько их много. А на что они похожи?
Дети: На точки, на горошинки…
Воспитатель: Правильно. Давайте и их зарисуем. Вот только их придется рисовать долго, ведь их так много. А может вы знаете как нарисовать их быстрее?
Дети: да, с помощью зубной щетки.
Воспитатель: Правильно. Ведь мы уже знакомы с техникой «набрызг». И щетки у на тоже есть. Тогда не будем терять время и нарисуем звезды. А какой цвет будем использовать?
Дети: Желтый.
Воспитатель: Давайте изобразим их желтым. Но сначала я напомню, как рисовать с помощью этой техники: сначала надо намочить щетку, потом набрать на щетку желтую краску. Наклонить щетку к листку, чтобы щетинки смотрели тоже вниз, на листок. Пальчиком отгибаем щетинки так, чтобы капельки краски упали на листок. Делаем это тихонько, чтобы краска не попала вам на одежду.
Воспитатель: Ребята, начинаем теперь рисовать (дети выполняют работу, воспитатель помогает)
Воспитатель: У вас отлично получается. А теперь мы переходим к последнему, заключительному этапу нашей работы. Как вы думаете, чего ещё не хватает на нашем космическом рисунке?
Дети: Планет.
Воспитатель: Правильно. А их мы нарисуем с помощью техники «оттиск», накладываем нужные цвета красок на крышечки разных размеров и делаем отпечатки в задуманном месте. Вот такие красочные планеты у нас получились.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Мы все, что увидели зарисовали. Воздуха в баллонах осталось мало и нам надо отправляться домой. А вам хочется что-нибудь взять из космоса с собой?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Тогда давайте наловим звезд в мою корзинку (достаю корзинку, в ней готовые звезды на каждого ребенка. Они покрыты салфеткой). Ребята, ловите звезды и кидайте их мне в корзинку (дети имитируют движения, как они ловят звезды и кидают их в корзинку).
Воспитатель: Посмотрите, сколько вы наловили звезд! (показываю корзинку, убрав салфетку). Когда мы прилетим домой, я вам их раздам. А сейчас пройдем в ракету, чтобы лететь домой, пока воздух совсем не закончился. (дети встают в круг, держатся за руки. Звучит музыка «Трава у дома»).
Воспитатель: Осталось немного времени до приземления. Давайте считать. 5, 4,3,2,1 приземлились. Давайте снимем баллоны с воздухом и скафандры. (Дети имитируют движения).
Воспитатель: Вам понравилось путешествие?
Дети: Да!!
Воспитатель: А что мы с вами видели в космосе?
Дети: Космическое пространство, звёзды, планеты.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Ваши рисунки вы возьмете домой и расскажите родителям про наше необычное путешествие. А сейчас я вам раздам ваши космические звезды (дети подходят к воспитателю, она раздает из корзинки звезды).