Конспект занятия по логопедии "Сложные слова. Соединительная гласная Е или О в середине слова"

в конспекте даны варианты образования сложных слов, состоящих из двух корней

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школы №35 г.Усть-Лабинска



Логопедическое занятие в 3 классе



Тема: «Сложные слова.

Соединительная гласная Е или О в середине слова»




Подготовила

Учитель-логопед

Мирошниченко Ю.В.






Г.Усть-лабинс,

2015г.

ТЕМА: Сложные слова. Соединительная гласная Е или О в середине слова.


Форма урока: экскурсия в виртуальный зоопарк удивительных животных.


Цель: уточнение способов образования сложных слов;

совершенствование навыков правописания сложных слов;

обобщение и систематизация знаний и  умений  учащихся.


Задачи:

- развивать навыки словообразования с помощью двух корней;

- закреплять навыки выделения корней в сложных словах и нахождения соединительной гласной, учить подбирать однокоренные слова;
- обогащать словарь за счет редко употребляемых слов;

- упражнять в составлении предложений;
- учить воспринимать мир целостно, чувствовать взаимосвязь предметов и событий;
- развивать образное мышление, внимание и память;

- развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки;

- развивать познавательные способности, навыки контроля и самоконтроля;

- вызывать интерес к животному миру Земли;

- воспитывать чувство ответственности перед природой;


Методические приемы: наглядность (использование карточек, слайдов презентации), практическая совместная деятельность, использование игровых соревновательных ситуаций, совместная творческая деятельность)


Оборудование: индивидуальные карточки с информацией о животных, презентация, мультимедийная аппаратура .

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть

  1. Формулирование темы занятия

  2. Виртуальный зоопарк редких животных

  3. Динамическая пауза – пластика животных.

  4. В мире животных – шарады и рифмованные загадки.

  5. Викторина «Великие изобретения, которые подсказала природа»


  1. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Ход урока


I. Организация начала урока.


1. Психогимнастика с элементами релаксации.

Здравствуйте, ребята!

(Звучит музыка из передачи «В мире животных»)
- Я рада, что мы сегодня вместе. Сейчас я улыбнусь вам, и вы в ответ подарите мне ваши улыбки, а теперь улыбнетесь друг другу.





II. Основная часть


  1. Формулирование темы урока

У.: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на экскурсию в виртуальный зоопарк удивительных животных и птиц! Среди них есть животные, которые занесены в Международную Красную книгу. Как вы думаете почему?

Д.: Потому что этих животных очень мало.


У.: Что, на ваш взгляд, влияет на уменьшение и даже вымирание этих животных?

Д.: Экологическая обстановка, деятельность человека и т.д.


У.:Что мы должны делать, для того чтобы положение улучшилось?

Д.: Беречь природу: не мусорить, не разводить костры в лесу, устраивать кормушки для птиц, помогать брошенным животным.

У.: Молодцы! У меня к вам есть предложение создать свою книгу под названием «Редкие сложные животные». Эта книга о животных, в названии которых два слова объединились в одно. Т.е. в слова, в которых будет два корня.

У.: А как называются слова с двумя корнями? Что их соединяет?

-.Д.: Сложные слова. Соединительные гласные О и Е.

- Правильно, мы будем работать над правописанием сложных слов. Итак, я приглашаю вас в виртуальный зоопарк редких животных.

- Перед вами лежат карточки с информацией о том или ином животном, если вы видите изображение «своего» животного на слайде, значит, вы как экскурсовод должны рассказать о животном (прочитать информацию).

(идет показ презентации, дети читают о животном, выделяют сложное слово, разбирают его по составу, подбираю однокоренные слова к частям сложного слова, идет работа над расширением словаря)

Ученики выполняют задания. СЛАЙДЫ



- Красноглазая древесница-лягушка


- Плащеносная ящерица

- Черномордая верветка

- Броненосец

- Венценосный журавль

(название каждого животного ученики записывают в тетрадь).

  1. Динамическая пауза – пластика животных

(Ученики повторяют движения за логопедом).

Наблюдая за зверями,

Повторим за ними сами!

Как котенок моет нос?

Как за ухом чешет пес?

Как рычит в ночи тигрица?

Как летают в небе птицы?

Это хобот у слона,

Это ушки у осла,

Поскакали как лягушки,

И присели на опушке.

Все движенья подарил

Нам животный чудный мир!


  1. В мире животных – шарады и загадки.

- А названия следующих животных вы узнаете, отгадав шарады и загадки .

(Логопед загадывает детям шарады и загадки. Ответы записывают в тетради, разбирают слово по составу. Придумывают с ним предложение).


Шарады:


Ученики должны отгадать загадки, услышать в тексте загадки сложные слова, разобрать их по составу, выделить соединительную гласную, придумать предложение.


Первое – крякать может без конца,

А второе – часть лица,

Коль объединим их вместе,

Выйдет зверь нам всем известный.

-Утка.

- Нос.

- Утконос.



Часть одна – сестра пчелы,

Без другого точно мы

Все не можем обходиться,

Вместе сложим – будет птица.


- Оса.

- Еда.

- Осоед.



Часть лица мы вспоминаем,

Чем бодаться тоже знаем,

Вместе очень мощный зверь,

Догадались вы теперь.


-Нос.

- Рог.

- Носорог.



У нее все сорок ножек

Очень мерзнуть без сапожек,

А в сапожках по дорожкам

Побежит …


- Сороконожка.




  1. Викторина «Великие изобретения, которые подсказала природа»

(логопед задает вопросы, предлагает выбрать из трех вариантов правильный ответ, разобрать слово по составу, подчеркнуть соединительную гласную)

СЛАЙДЫ

Вопросы викторины:


  1. Что изобрел человек, наблюдая за полетом птицы? (самолет)

  2. Какую идею подарили человеку водоплавающие птицы? (пароход, теплоход)

  3. Прообразом какого летающего аппарата стала стрекоза? (вертолет)

  4. Какое животное можно назвать миниэксковатором? (землеройка)

  5. Какой принцип строительства муравейника или термитника использовал человек? (многоэтажность)


III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Вот и закончилась наша экскурсия в виртуальный зоопарк удивительных животных, птиц, насекомых. Мы записали их в нашу книгу. Смотрите, что у нас получилось.

-Теперь мы с вами знаем, что природа – это целый мир, который нужно беречь и оберегать, у которого всем нам можно и нужно учиться бесконечно.

Мы узнали много новых сложных слов, тренировались разбирать их по составу, выделять соединительные гласные О и Е. Решали шарады, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины. Я очень рада, что провела это время с вами, а вы?

Что вам понравилось на уроке? Какое у вас настроения? Какие чувства вы испытывали на уроке? Молодцы!



































Приложение:

Карточка № 1


С помощью своих выпученных глаз, красноглазая древесница отпугивает врагов, как бы говоря: «Не тронь меня! Я ядовита!»

Карточка № 2


При опасности плащеносная ящерица открывает пасть и оттопыривает свой ярко окрашенный воротник, становится на задние лапы, производит шипящие звуки и бьёт хвостом по земле. Таким образом, ей удаётся казаться опаснее и крупнее, чем она есть.


Карточка № 3

Черномордая верветка - красавица-мартышка, когда она сердится, то скалит зубы. Живет верветка в Африке.


Карточка № 4


Венценосный журавль - крупная птица из семейства настоящих журавлей. У самца венценосного журавля на голове корона из золотистых, ярких перьев. С помощью короны он завлекает самочек.


Карточка № 5

Девятипоясный броненосец покрыт твердой чешуей от головы до хвоста. Броненосцы обитают на нашей планете со времён динозавров, правда, с тех пор они сильно измельчали.





Карточка № 3

Селиться орланы-рыболовы предпочитают поблизости от водоемов. Здесь, на водоемах, эти птицы добывают свою основную пищу – рыбу.

Карточка № 4

В современном мире дромедар распространён во многих регионах Азии и Африки как домашнее животное для перевозки грузов или верховой езды. Они в состоянии обходиться долгое время без воды, умея сохранять её в больших количествах в своём теле.

Карточка № 5

Седлоклювый аист получил своё название за то, что на его клюве есть толстый кожистый нарост, по форме напоминающий седло. Обитают на берегах рек, на болотах.



Сохранить у себя:
Конспект занятия по логопедии "Сложные слова. Соединительная гласная Е или О в середине слова"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки