Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы «Путешествие по стране геометрических фигур»

Занятие построено в игровой форме.Его цель-выявить знания о геометрических фигурах и закрепить их знания о них.

Содержимое разработки

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы «Путешествие по стране геометрических фигур»



Цель: выявить знания о геометрических фигурах


Задачи:


Познавательное развитие:

Закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признак;
Развивать мыслительные операции, внимание,
умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине.
Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, общую и мелкую моторику.


Речевое развитие:

закреплять правильное четкое произношение звуков, учить образовывать прилагательные, правильно называть порядковое число, формировать умение давать полный ответ.


Социально-коммуникативное развитие:

формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.


Физическое развитие: продолжать формировать правильную осанку.


Оборудование:

Демонстрационный материал:

Мультимедийное оборудование

Раздаточный материал:

Рабочие листы, геометрические фигуры на каждого


Ход занятия:

Ход НОД:

I.Орг. Момент

Воспитатель:

- Ребята посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся.

- Меня пригласили в гости в чудесную сказочную страну. В этой стране всех гостей ожидают интересные задания, но одной мне с ними не справиться! Ребята, а не согласились бы вы отправиться в путешествие вместе со мной? Спасибо! Я очень рада, что вы согласились помочь. А как же нам попасть в эту страну, ведь она далеко и пешком нам не дойти? Кажется я знаю на чём мы поедем!

Для этого вам нужно отгадать загадку:

Братцы в гости снарядились, 
Друг за друга зацепились, 
И помчались в путь далек, 
Лишь оставили дымок. (Поезд)

- Конечно же мы отправимся на поезде. (слайд)

Поиграем в паровоз

Не беда, что без колёс.

Есть зато, труба, гудок,

Мы прибудем точно в срок.

Начинается игра,

Отправляться нам пора. (звучит мелодия «Медленно минуты уплывают в даль..»)


(Дети вместе с воспитателем образуют паровозик и вагончики, дети проговаривают вместе с воспитателем)

Колёсики, колёсики

По рельсам тарахтят.

Везут в страну чудесную

Компанию ребят.


II. Основная часть

Воспитатель:

- Приехали.

- А это что?


Дети: Сундучок.


Воспитатель:

- Да это волшебный сундучок. Он нам поможет узнать в какой стране мы очутились.

Воспитатель достаёт из сундучка загадки

-Что бы узнать в какую страну мы попали, вам надо отгадать загадки.

Но для этого присаживайтесь на стулья.

Наши умные головки,
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Задания начинаются.


а). Загадки


1.Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).


2. Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура,
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).


3. Он похожий на яйцо,
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность - 
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).


4.На фигуру посмотри,
И в альбоме начерти, 
Три угла. Три стороны.
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).


5. Растянули мы квадрат,
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим,
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).


Воспитатель:

- Молодцы! А как можно назвать всё одним словом? Что это?

Дети:

- Фигуры.

Воспитатель:

А какие это фигуры?

Дети:

- Геометрические фигуры.

Воспитатель:

-Правильно ребята, это геометрические фигуры плоскостные, но есть ещё объемные геометрические фигуры. Какие вы знаете объемные геометрические фигуры?

Дети:

- Куб, шар, цилиндр.

Воспитатель:

-Вы догадались по какой стране сегодня мы будем путешествовать? Конечно, мы будем путешествовать по стране геометрических фигур.


б). Ориентировка в пространстве. Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

Воспитатель:

-Ребята, чтобы не потеряться в стране геометрических фигур мы должны хорошо ориентироваться в пространстве. Для этого возьмите белые листы и слушайте задание.

Поставь квадрат в правый верхний угол.
Поставь круг в середину листа.
Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте овал в левый верхний угол.
Поставьте прямоугольник в правый нижний угол.


-Молодцы, теперь мы точно не потеряемся.

-В геометрической стране геометрические фигуры везде-везде. Даже деревья в виде геометрических фигур.


в). Количественный и порядковый счет. Упражнение «Геометрические деревья»

Воспитатель:

-Перед вами деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Что нужно сделать чтобы узнать сколько деревьев?

Дети:

-Посчитать.

Воспитатель:

-Давайте посчитаем? Сколько деревьев стоит?

Дети:

-Стоит пять деревьев.

Воспитатель:

-Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

Молодцы ребята!


г). Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»

Воспитатель:

- Геометрические фигуры предлагают вам отдохнуть и поиграть в игру «Сосчитай и сделай»


Сколько треугольников в елочке зеленой,

Столько ты немедленно выполни наклонов. (3) (2-3раза)


Сколько на тарелке овальных пирожков,

Столько же немедленно выполни прыжков. (4) (2-3раза)


Сколько на столе стаканов для гостей,

Столько приседаний выполни скорей. (5) (2-3раза)


На полке сколько круглых ваз.

В ладоши хлопни столько раз. (1) (2-3раза)


Сколько квадратных флагов повесили для нас,

Столько поворотов выполни сейчас. ( 2) (2-3раза)


На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)


д). Величина. Упражнение «Геометрические дома»

Воспитатель:

- Но в геометрической стране не только деревья геометрической формы, но и дома тоже. Давайте с вами рассмотрим дома геометрической страны.

Какой дом самый высокий (низкий)?

Дети:

-Самый высокий дом прямоугольный, самый низкий дом квадратный.

Воспитатель:

-Чей дом самый широкий (узкий)?

Дети:

-Самый широкий дом круглый, самый узкий дом овальный.

Воспитатель:

-К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?

Дети:

-Самая длинная дорожка ведёт к круглому домику, самая короткая к прямоугольному домику.

Воспитатель:

-Сколько окон в треугольном домике (круглом, квадратном)?

Дети:

-В треугольном 2 окна, в круглом 4 окна, в квадратном 3 окна?


г). Дидактическая игра «Кто лишний за столом?»

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, геометрические фигуры расположились за столами.

- Как вы думаете, какая геометрическая фигура лишняя за круглым столом? Почему?

Дети:

-Прямоугольник. Потому что остальные фигуры округлой формы.

Воспитатель:

-Как вы думаете, какая фигура лишняя за многоугольным столом? Почему?

Дети:

-Круг. Потому что остальные фигуры многоугольники.


д) Практическое задание «Собачка»

- Путешествовали мы путешествовали и наконец, добрались к самой Царице страны Геометрических фигур. Ребята, посмотрите, кажется, она чем-то расстроена? Плачет царица, заливается слезами. Ваше Величество. Что это у Вас в руках? (воспитатель берет из рук царицы письмо и читает):

Пропала собака по кличке Дружок

Щенок белоснежный, лишь рыжие пятна

И кисточкой хвост.

- Что же нам делать? Придумала, давайте подарим ей собаку, мы построим её из геометрических фигур, которые лежат у вас на столах

-Молодцы! Царица вам говорит огромное спасибо и приглашает ещё погостить в её стране.

III.Заключение

Воспитатель:

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Я в волшебном сундучке нашла ещё верёвочку, какую фигуру можно построить?

Дети:

_ Круг

Воспитатель:

-Сколько детей мне понадобится для построения круга?


Дети:

- Много.

(делают круг)


Воспитатель:

- В какой чудесной стране мы сегодня побывали? (В стране геометрических фигур)

- Какие геометрические фигур мы встретили?


Дети:

- Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб, цилиндр.


Воспитатель:

- Как вы думаете, могли бы мы справиться со всеми заданиями, если бы путешествовали каждый сам по себе, а не вместе?

- Давайте путешествовать по стране Знаний всегда вместе!

-Но нам пора возвращаться в группу.

Дети вместе с воспитателем образуют паровозик с вагончиками.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят.

Везут обратно в группу

Компанию ребят.

(удаляются под песню «Голубой вагон»)


Сохранить у себя:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы «Путешествие по стране геометрических фигур»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки