Конспект открытого занятия на тему: «Дифференциация звуков Ш-Ж в словах и слогах по мотивам сказки Г.Х Андерсена «Дюймовочка»
Задачи: автоматизировать и дифференцировать звуки Ш-Ж в слогах и словах ; развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата; развивать общую и мелкую моторику; фонематический слух, фонематическое и зрительное восприятие, память, воображение, учить определять место звука в слове, формировать грамматический строй речи: согласовывать прилагательное с существительным, в соответствии с родом имени существительного, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: волшебная палочка, картонный цветок, маленькая кукла (Дюймовочка), игрушки: лягушка, мышка, картонная ласточка; разрезные -картинки «Жук»; дидактические игры «Большой- маленький», «Загадочные картинки», «Живое - неживое», картинки с изображением машины, шарфа, жабы, пружины, волшебника, шахмат, ежа, шмеля, моржа, шапки, жука, жирафа, лошади, кошки.
Предварительная работа: чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка» .
Билингвальный компонент: карлығаш – ласточка, тышкан – мышка.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Дети, я знаю, что вы любите сказки. Я приглашаю вас в очень интересную сказку Г.-Х. Андерсена. Для этого у меня есть специальная волшебная палочка. Сейчас я взмахну волшебной палочкой «раз-два-три» и ...
2.Основная часть.
- Сказка начинается. В одной волшебной стране распустился необыкновенный цветок, на котором сидела маленькая девочка, которую назвали… (Дюймовочка). Что с ней приключилось? (Логопед достает жабу). Её унесла жаба. Она согласна отпустить Дюймовочку, если мы научим её делать зарядку для язычка, чтобы жаба могла лучше ловить комаров.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Язычок знаком нам дети,
Мы его улыбкой встретим.
Это язычок пришёл.
Вправо он сейчас пошёл.
Всё, что нужно увидал
И налево зашагал.
Погулял совсем немножко, широко открыл окошко.
Он окно не закрывает, кверху кончик поднимает.
Он окно не закрывает, книзу кончик опускает.
На качелях покачался, за грибами в лес собрался.
Ротик свой он не закрыл
Лошадей он пригласил
Поиграл наш язычок, лёг поспать он и молчок.
- Жаба отпустила девочку. Отправилась Дюймовочка дальше.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОГАХ
- Ей навстречу летело какое-то насекомое и по дороге оно рассыпалось. Соберите его и мы узнаем кто это. Дети собирают жука.
-Да, Дюймовочка встретила жука. Давайте назовем части тела жука.
(Дети перечисляют: головка, туловище, спинка, крылья, усики, 6 лапок).
-Если жук умеет летать, значит это какое насекомое? (Летающее). Послушаем, как разговаривают жуки, и повторим, сначала все вместе:
ша—ши—шо жи—жу—жа жи—ши—жи
ши—шу—ша жо—жа—жу ша—жа—ша
а теперь по одному:
жа—ши—жа жи—шо—жу ша—ши—жа
-Майский жук пригласил Дюймовочку к столу. Давайте посмотрим, какая посуда. Я буду называть большую посуду, а вы - маленькую для девочки.
чашка—чашечка кружка—кружечка ковш—ковшичек
ложка—ложечка нож—ножичек
-Все верно. Жук остался очень доволен. Приглашает нас размяться.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Имитация движений с речью
На лужайке, на ромашке На большой ромашке.
Жук летал в цветной рубашке. Не хочу держать в руках—
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Пусть лежит в кармашке.
Я с ромашками дружу. Ой, упал, упал мой жук
Тихо по ветру качаюсь, Нос испачкал пылью.
Низко-низко наклоняюсь. Улетел зеленый жук,
Я нашла себе жука Улетел на крыльях.
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОВАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКОВ В СЛОВЕ.
Дидактическая игра «Загадочные картинки».
-Дюймовочка нарисовала в подарок майскому жуку рисунки, но он перемешал все предметы. Что она нарисовала? Вам предстоит разобраться в каком слове звук [Ж], а в каком [Ш].
- Дюймовочке пора отправляться дальше.
А наши пальчики потренируются на мячиках- ёжиках. (Детям раздаются мячики-ёжики).
Массаж рук мячиками- ёжиками
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
- Пока наши пальчики тренировались, Дюймовочка кого-то встретила. Кого она встретила вы узнаете , отгадав загадки:
Пшенная каша -в ложке, На плошке железная крышка.
Ложка- в широкой плошке, На крышке-голодная…
(мышка).
-Правильно, Дюймовочка встретила мышку. (Логопед показывает мышку).
И еще одна загадка:
Угадайте, что за птичка: Беленькая с живота,
Темненькая невеличка, Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточка)
- Ребята на казахском языке карлығаш – ласточка, тышкан – мышка. Дети повторяют.
Дыхательная гимнастика
Посмотрите, сколько на лугу растет красивых цветов. Давайте понюхаем цветы. Какой ароматный запах! (Вдыхаем в себя).
- А на этот цветок села бабочка. Подуйте на бабочку. Положите широкий язык на губу и дуйте на середину языка. Сначала подуйте тихо, чтобы она не улетела с цветка, а летала над этим цветком. А теперь подуйте сильнее, чтобы бабочка полетела на другой цветок.
Дидактическая игра «Живое-неживое».
-Мышка и ласточка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано: живое или неживое. Они совсем запутались. Давайте поможем им, распределим картинки в нужные кармашки . Дети выполняют задание.
3.Заключительная часть.
-Скажите, кого встретила сегодня Дюймовочка? Дети перечисляют: жабу, жука, мышку и ласточку.
-В каких из этих слов есть звук Ш. А в каких словах есть звук Ж? А в слове ласточка есть шипящие звуки? Нет.
-Ласточке пора улетать в жаркие страны. Дюймовочка забирается ей на спину и они улетают. Нам тоже пора. Возвращаемся из волшебной страны с помощью волшебной палочки: «раз-два-три».
Открытое логопедическое занятие
«Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах»
По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»
Логопед: Пазникова А.А
2016 – 2017 г.