Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе.
«Путешествие по сказкам В. Г. Сутеева»
Задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки, умение эмоционально воспринимать художественные произведения, способствовать развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, интонации, модуляции голоса,
2 Закреплять умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, развивать диалогическую речь.
3 Воспитывать интерес к художественной литературе, желание продолжать знакомство с творчеством Сутеева
Я хочу вас пригласить в волшебное путешествие по миру сказок, который полон добрых чудес, волшебства и тайн! В мир авторской сказки! А что за автор будет у нас сегодня героем вы должны угадать! Готовы внимательно слушать?
Воспитатель берет в руки книжку В. Сутеева.
С этой книжечкою сразу
Подружились ты и я,
В ней поучительные сказки
Для тебя и для меня.
Про утёнка и цыпленка,
И про дождь, что стукал звонко,
И про гриб, что подрастал,
А сначала был так мал.
Есть про кошечку в полоску,
Что капризною была,
Есть про елку, про посланье,
Что писала детвора.
И про мудрого медведя,
Что всем яблоко делил.
Ну, ребята, не зевайте,
Сказки быстро называйте.
Дети: Эти сказки называются: «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Яблоко», «Снеговик – почтовик», «Капризная кошка».
А, кто же автор этих сказок?
Дети. Автор этих сказок Владимир Григорьевич Сутеев.
В. Владимир Григорьевич Сутеев – детский писатель, художник иллюстратор, режиссер-мультипликатор. Родился и жил в Москве. Проиллюстрировал множество детских сказок советских и зарубежных писателей.
В. Сегодня мы вспомни сказки Владимира Григорьевича Сутеева.
А если нам повезет, то сказа сегодня оживет.
В. Присаживайтесь на стульчики. (дети задаться на стулья)
Загадаю вам загадку.
В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья.
Дети: Это яблоко.
В. А как называется сказка где главный герой яблоко?
Дети. Эта сказка называется «Яблоко»
В. Правильно. Тиши дети не шумите и сказку не спугните.
Драматизация (отрывка сказки «Яблоко»)
На экране отрывок из мультфильма как звери срывают яблоко.
В. Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно – единственное яблоко.
В. Звери на чили спор. Чье же это яблоко.
Сцена 1.
Заяц: Ежу: Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашел!
Ворона: зайцу и ежу: Напрасно спорите! Это мое яблоко, я его себе сорвала!
Еж: Это мое яблоко! Я его поднял.
Сцена 2.
В. Вот тут-то Медведь и появился.
Медведь: Что такое? Что за шум!
В. Все подошли к Медведю.
Сцена 3.
Еж: Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный.
Ворона: Рассуди нас по справедливости.
Заяц: Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
Медведь (задумчиво, почесывая за ухом): Расскажите мне все сначала.
Медведь: Кто яблоко нашел?
Заяц: Я яблоко нашел!
Медведь: Так! А кто яблоко сорвал?
Ворона: Как р-раз я! Ка-ар!
Медведь: Хорошо! А кто его поймал?
Еж: Я поймал!
Медведь (подумав): Вот что! Все вы правы, и потому каждый из вас должен
Яблоко получить.
Все: Но тут только одно яблоко!
Ежик разрезает яблоко.
Медведь: Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.
Все хором: Как же мы раньше не догадались!
Еж: Это тебе Заяц, ты первый яблоко увидел.
Ёж: Это тебе, Ворона, ты яблоко сорвала.
Еж: Это мне, потому что я поймал яблоко.
А это тебе, Михаил Иванович…
Медведь (удивленно): Мне-то за что?
Еж: А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил.
В. И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что…
В. Ребята, а почему все остались довольны?
Дети. Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
В. Ребята, вы молодцы. У вас получился замечательный мини спектакль.
В. Ну что продолжим наше путешествие.
Дети: Продолжим!
Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать. Если верная отгадка, сказка к нам придет опять!!!
Отрывок из мультфильма «Под грибом»
Дети: это сказка называется «Под грибом»
Показ сказки «Под грибом» - кукольный театр (би - ба - бо)
В. Как-то застал Муравья сильный дождь.
Муравей: Куда спрятаться?
В. Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом - дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее…
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
Бабочка: Муравей, Муравей, пусти меня под грибок!
Промокла я - лететь не могу!
Муравей: Куда же я пущу тебя? - Я один тут кое-как уместился.
Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
В. А дождь ещё сильнее идёт…
Бежит мимо Мышка:
Мышка: Пустите меня под грибок!
Вода с меня ручьём течёт.
Муравей и бабочка: Куда же мы тебя пустим?
Тут и места нет.
Мышка: Потеснитесь немножко! Потеснились.
В. Пустили Мышку под грибок.
А дождь всё льёт и не перестаёт…
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
Воробей: Намокли перышки, устали крылышки!
Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
Все вместе: Тут места нет.
Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!
Муравей: Ладно.
В. Подвинулись - нашлось Воробью место.
А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Заяц: Спрячьте, - спасите!
За мной Лиса гонится!..
Муравей: Жалко Зайца,
Давайте ещё потеснимся.
В. Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.
Лиса: Зайца не видели?
Все вместе: Не видели.
В. Подошла Лиса поближе, понюхала:
Лиса: Не тут ли он спрятался?
Муравей: Где ему тут спрятаться!
В. Махнула Лиса хвостом махнула и ушла.
Вылезли все из-под гриба муравей удивляется. Муравей: Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
Лягушка: Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Эх, вы! Гриб-то …
В. Не досказала и ускакала.
В. Ребята так что же произошло? Почему всем место хватило?
Дети: Всем место хватило, потому что гриб вырос!
В. Ребята, вы показали нам хороший кукольный спектакль!
В. Ну что путешествуем дальше?
Дети: Да!
В. Разношёрстных малышей
Я учу ловить мышей.
И из вас, котята-крошки,
Вырастут большие кошки.
В. Ребята, как называется сказка где персонажи котята?
Дети: Сказка называется «Три котенка.
Включается презентация по сказке «Три котенка»
Один ребенок при помощи презентации пересказывает сказку.
Ребенок:
Три котенка – черный, серый и белый – увидели мышь и бросились за ней.
Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята за ней! Мышь убежала.
А из банки вылезли три белых котенка. Три белых котенка увидели на дворе лягушку и бросились за ней!
Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята за ней! Лягушка ускакала, а из трубы вылезли три черных котенка.
Три черных котенка увидели в пруду рыбу и бросились за ней! Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котенка.
Три мокрых котенка пошли домой. По дороге они обсохли и стали как были: черный, серый белый.
В. Сегодня мы вспомнили сказки Сутеева. Вы были замечательными артиста и рассказчика.
В. Ребята, сегодня наше путешествие по сказкам Сутеева подошло к концу.
В. А в нашей библиотеке появилась новая книга, автор этой книги Носов. И нас ждут новые интересные путешествия. И мы с вами встретимся с новыми интересными друзьями. Как говорят: Прочел новую книгу – встретился с другом.