Толстых О.А.,
учитель начальных классов
«Рыцарский турнир»
( Конкурсная программа
1-2 класс)
Цель: воспитание мужественности, готовности встать на защиту обиженных и слабых, уважение к соперникам и женщинам;
Задачи:
Познакомить с рыцарскими обычаями и правилами и их использованием в современной жизни.
Развитие ловкости, выдержки, смекалки…
Воспитание вежливого отношения к окружающим,
чувства собственного достоинства.
Оформление:
Лошадки по количеству рыцарей.
Воздушные шары ( по 3-4 на рыцаря).
Боксёрские перчатки (у каждого рыцаря).
Репчатый лук 1 головка (диаметром 3-4 см).
Рыцарская экипировка.
Щит с гербом рыцаря.
Девочки в нарядных платьях.
Мини-призы для конкурсов.
Пригласительные билеты.
За несколько дней до начала вывешивается объявление:
«О, достопочтимые рыцари,
Юные повелители душ!
Знатоки семи наук!
Явитесь на зов турнирных труб!
Турнир рыцарей ждет вас!
Ваши доспехи – вежливость и любезность,
Внимание и доброжелательность.
Будьте трижды достойны великого рыцарского звания!
Да победит сильнейший!
Турнир состоится 27 февраля в 1200!
Ход праздника:
(Звучит композиция П.Аедоницкого «Мужчины»)
1-ая: Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
2-ая: Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
3-ья: Но вот «полтыщи» лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласна с этим.
(просмотр презентации о средневековых рыцарях)
Учитель: Как видите, мальчиков в средние века воспитывали так, чтобы они умели держать данное слово, были предупредительными и вежливыми, выручали друг друга в беде, заступались за слабого, обиженного, благородно и возвышенно относились к женщине. Я думаю, что и сегодня среди нас есть настоящие рыцари. Как и в средние века проведём рыцарский турнир. Он и покажет нам, есть ли среди наших маленьких мужчин настоящие рыцари.
1-й: Чтобы в рыцарском турнире победить
Очень умным и любезным надо быть,
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться,
Все законы поведенья изучить!
2-й: Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье по законам уваженья!
Победить в турнире очень нелегко!
Учитель: Судить наш турнир любезно согласились милые, очаровательные дамы, которые и организовали «Совет Милых Дам»! (представление членов жюри – мамы девочек).
Милые Дамы, прошу занять почетные места.
(Звучит музыка…)
Жюри: За победу в каждом туре Совет начисляет баллы – вот такие жетоны (наклейки). Они прикрепляются ко щиту рыцаря. В конце состязаний по итогам турнира каждому оруженосцу присваивается рыцарское имя , которое он с гордостью может носить .
Учитель: По традиции рыцари перед турниром давали клятву. Вы готовы?
-Клянемся в рыцарском турнире победить!
-Клянемся!
-Клянемся смелыми, отважными мы быть!
-Клянемся!
-За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться!
-Клянемся!
-Верной своей даме быть,
Званье рыцаря добыть!
-Клянемся рыцарями быть!
С древних времен и по сей день принято вежливое, рыцарское , общение между людьми. Знаете ли вы эти правила? Для разминки , чтобы войти в эпоху средневековья, вспомним эти правила:
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого …(спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит …(добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …(спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, …(здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(простите, пожалуйста!)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят…(до свидания).
Вот такими вежливыми мы будем не только сегодня, а всегда.
Что умеют рыцари?
Поэты рыцарских времен воспевали семь добродетелей – семь искусств, которыми владел каждый рыцарь. В нашем списке этих добродетелей не семь, а 10. Какие из них лишние:
ездить верхом
фехтовать
объедаться на пирах
владеть копьем
плавать
стрелять из пистолета
играть в шашки
подслушивать
охотиться
сочинять и петь стихи в честь дамы сердца
Попробуем и мы пройти все этапы нелегкого рыцарского воспитания.
1-й конкурс «Фехтование»
Учитель: Наносить уколы противнику рыцари будут словами. Каждый рыцарь имел свой герб и жил в каком-то государстве: средневековой Англии, Франции или Испании… Надо составить как можно больше слов из слова «государство».
Учитель: Пока рыцари соревнуются , дамы занимаются своим ремеслом: поют, танцуют, вышивают… Свои умения покажет
2-й конкурс «Верховая езда»
Учитель: Рыцарь, прежде всего, профессиональный воин. Из того, что он имел, самым важным было его вооружение и конь. Посмотрите, какие чистокровные скакуны у наших рыцарей!(лошадки на палке или швабре). Они уже нетерпеливо бьют копытом перед скачками. Необходимо оседлать скакуна и проскакать на нем (кто быстрее пройдёт дистанцию).
Учитель: Пока жюри подводит итоги, для наших рыцарей поёт прекрасная дама по имени _____________________________________________________
3-й конкурс «Стрельба из лука»
Учитель: Умение стрелять из лука - важное рыцарское умение. Кто самый знаменитый лучник ? (Робин Гуд).
(выносят лук и корзины, в которые надо попасть луком). Чем больше попаданий, тем больше шансов на победу. Робин Гуды, вперед!
Учитель: Свой номер показывает _________________________________________ для наших лучников.
4–й конкурс «Охота»
Учитель: А знаете ли вы, какое было излюбленное развлечение баронов в средние века?
-охота.
Существовало несколько видов рыцарской охоты:
псовая травля
охота на тяге
соколиная охота
загонная охота
А на Руси – кулачные бои. Вот мы с вами сейчас соединим два вида развлечений в одно: надевайте боксёрские перчатки. Вам предстоит загнать в мешки как можно больше воздушных шаров.
Внимание! Рога трубят! Охота началась!
Учитель: Пока жюри подсчитывает очки, свои поздравления с праздником хочет сказать прекрасная дама___________________________ _________________________________________________________________________________
5-й конкурс «Творческий»
Учитель: В 12 веке существовали особые правила рыцарского этикета. Они предполагали изысканность и учтивость, умение вести себя в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения даме. Рыцари умели сочинять стихи в честь дамы сердца по предложенным рифмам:
………………………………..всей душой.
………………………………..со мной.
………………………………..нежных слов.
………………………………..готов.
Твои глаза, как два алмаза…
Твои уста, как розы лепестки…
Твой голос, как серебряный ручей…
Твоё лицо прекрасно, как фиалка…
Ты хороша, как звёздочка в ночи…
А пока рыцари сочиняют, прекрасные дамы танцуют в их честь
Внимание! Стихи читают рыцари (для какой дамы)?
( у кого не получилось – говорит комплименты)
6–й конкурс «Бал»
Учитель: А теперь представьте себе: средневековье, замок… В мирные дни жизнь в замке протекала однообразно и скучно. Долгий сон, обед, охота…- вот и весь досуг. По вечерам обитатели замка собирались в парадном зале у камина, играли в кости и шахматы.
Событием был приезд гостей. Это случалось нечасто, а если случалось, то хозяин старался во всю и устраивал пир.
Мы будем устраивать пир?
Вед: Пир - не главное!
Учитель: А что главное?
Вед: Бал. Великолепный средневековый бал!
(Рыцари приглашают прекрасных дам (по разрезанной открытке ищут пару), а жюри оценивает, как рыцари ухаживают за дамами. Какими словами они оценивают умопомрачительные наряды наших дам…)
Учитель: Вот и окончился рыцарский турнир: кому же «Совет милых дам» присуждает высокое звание Рыцаря?
(ЖЮРИ называют рыцаря – он встаёт на колено, присваивают прозвище и надевают нагрудный знак.)
Рыцари произносят клятву:
1-й: Клянёмся рыцарями быть!
Всегда «спасибо» говорить,
«Добрый день», «до свидания»,
Нет в мире выше звания!
2-й: Клянёмся рыцарями быть!
А значит доброте служить,
3-й: За слабых заступаться
И просто так не драться!
Вед: Рыцарями в наши дни называют человека, готового на подвиг и самопожертвование ради спасения другого человека. Рыцарь тот, кто умеет держать данное слово, кто вежлив, правдив, кто заступается за младших, слабых и готов бесстрашно броситься на помощь человеку, попавшему в беду, кто не струсит перед натиском хулигана.
Учитель: Рыцарем в наши дни называют того, кто не боится будничной тяжёлой работы, кто внимателен к своим близким, кроме того, у кого в груди бьётся благородное сердце.
Вед: А прекрасные дамы, действительно, прекрасны, изящны, талантливы, … и комплиментам нет конца, а значит, стихи и песни в их честь будут сочинять вечно!
И нашим леди мы присваиваем старинные имена прекрасных дам, ради которых совершались подвиги (одеть те же медали-медальоны с именами).
Учитель: А теперь пир – на весь мир!
Источники информации:
Газета «1 сентября» 2006г.
Журнал «Начальная школа» 1993 г.
Журнал «Классный руководитель»2007 г.
Интернет.
file://localhost/C
http://yandex.ru/yandsearch?clid=14585&text
http://images.yandex.ru/yandsearc
http://www.google.com/search
10