Урок-исследование по теме «Мхи»
Ход урока
Организационный момент, актуализация знаний 1 минута
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь на продуктивную работу. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения.
СЛАЙД 1: 5минут
Начнем урок с проверки.
Перед вами «Да, нет – кА». На слайде записаны высказывания о водорослях, внимательно читаете предложение и если считаете его верным, то записываете только номер предложения.
1. Водоросли это древнейшая группа растительного мира;
2. Все водоросли имеют маленькие (микроскопические) размеры;
3. Большинство водорослей имеют автотрофный способ питания;
4. Размножаются только бесполым путём;
5. Тело водорослей не имеет настоящих тканей и органов: стеблей, листьев, корней;
6. Тело водорослей называется таллом или слоевище.
Слайд 2:(взаимопроверка). 1 минута
III. Изучение нового материала.(пока читаю рассказ листать слайды с фото3-10 мхов, до темы). 5 минут
1. Хочу начать урок с отрывка небольшого рассказа «Склад перевязочных средств на болоте»Николая Михайловича Верзилина.
- Прослушайте и скажите, как будет называться тема сегодняшнего урока?
В 1919 году на севере нашей советской республики, в Олонецкой губернии, наступали белогвардейские банды. Раненых красноармейцев было много. Но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. На бинты рвали бельё, старые бинты перестирывали, но ваты достать было негде. Вата особенно нужна была при гнойных ранах.
«Когда в полевой подвижной госпиталь нам уже почти совсем перестали отпускать перевязочный материал, пришлось призадуматься: чем же нам перевязывать своих раненых?»- вспоминает об этом времени врач С.А. Новотельнов. Однажды в мрачном настроении он вышел из избы, где было невыносимо тяжело смотреть на раненых, которые ждали от него помощи.Северная деревня вначале зимы имела унылый вид. Врач вышел за околицу. Здесь начиналось ещё более унылое болото, только что покрытое снегом. С раздражением он топнул сапогом по кочке и вдруг замер: под ногой был белый чистый мох сфагнум.
Он вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замёрзла вода, подумал он. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. Но, с таким же, успехом он может впитывать кровь и гной.
На следующее утро, несмотря на мороз и выпавший глубокий снег, партия санитаров и сестёр отправилась за сфагнумом. Разрывая снег, выдёргивали мёрзлые пласты мха, которых хватило госпиталю на всю зиму. Когда мох оттаял, его крепко выжали и разложили по простыням на полу в хорошо протопленной, перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, сфагнум отчасти заменил йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится дезинфицирующее вещество сфагнол.
-Кто внимательно слушал и может сформулировать тему урока?
2СЛАЙД 11-12. (Записываем в тетрадь число, кл. работа, тема урока, цель-
Познакомиться с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека, а также учимся выбирать нужный материал; 2 минуты
IV. Прежде, чем мы приступим к основной работе, составим план. 1 минута
СЛАЙД 13
V. ФИЗМИНУТКАА теперь ребята встали! Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево
Тихо сели и за дело!
Работа в малых группах (по 2 человека) и индивидуально.10 минут
Слайд 15:На ваших столах есть лист, на нем изображена таблица (показываю) наша задача заполнить графу «Мхи» по плану. В помощь вам страница учебника 106, Параграф 20 и дополнительный материал, напечатанный на листке.
Учащиеся заполняют таблицу на отдельном листе, где уже заполнены водоросли (10 минут).
VI. Закрепление 5 минут
(работа по таблице: читаем, обговариваем, должны сказать, в чем отличие и сходство водорослей и мхов.). Тут же на доске разобрать эволюционную лестницу.
1. 2. БРИОЛОГИЯ
Споры и т.д.
Молодцы, поработали хорошо, можно и фильм посмотреть!
ПРОСМОТР ФИЛЬМА – 5 минут
16 слайд:3минуты
Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом».
- А, что из того, что вы сегодня узнали о мхе, можно назвать чудом?
-Жить без корней, но впитывать влагу!
-Питаться путем фотосинтеза при помощи хлоропластов!
-Оживать через много лет! Разве это ребята, не чудо!
VI. Д/з: Открыли дневники и записали - стр 73-74 учебника « Кукушкин лён, Сфагнум» прочитать, подготовить пересказ. (Желающим сделать творческую работу: из пластилина на картонном листе отобразить портрет «Мха»).
РЕФЛЕКСИЯ: А теперь, ели Вам понравился урок и вы все поняли и не устали поднимите зеленую сигнальную карточку. Если что то не поняли и у вас неважное настроение –красную.