Конспект урока "Знакомство с моховидными".

Урок ознакомления с моховидными (строением, жизнедеятельностью,средой обитания, представителями и ролью в природе и жизни человека). Используется для наглядности презентация, короткомеражный документальный фильм, работа в малых группах.

Содержимое разработки

Листок самоконтроля _____________________________

Вид работы

Верные ответы или действия (+)

Неверные ответы или действия (-)

«Да-нетка»




Работа с устным материалом





Заполнение таблицы





За урок я бы поставил себе оценку ________



Содержимое разработки

Урок-исследование по теме «Мхи»

Ход урока

  1. Организационный момент, актуализация знаний 1 минута

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь на продуктивную работу. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения.

  1. СЛАЙД 1: 5минут

Начнем урок с проверки.

Перед вами «Да, нет – кА». На слайде записаны высказывания о водорослях, внимательно читаете предложение и если считаете его верным, то записываете только номер предложения.

1. Водоросли это древнейшая группа растительного мира;

2. Все водоросли имеют маленькие (микроскопические) размеры;

3. Большинство водорослей имеют автотрофный способ питания;

4. Размножаются только бесполым путём;

5. Тело водорослей не имеет настоящих тканей и органов: стеблей, листьев, корней;

6. Тело водорослей называется таллом или слоевище.

Слайд 2:(взаимопроверка). 1 минута

III. Изучение нового материала.(пока читаю рассказ листать слайды с фото3-10 мхов, до темы). 5 минут

1. Хочу начать урок с отрывка небольшого рассказа «Склад перевязочных средств на болоте»Николая Михайловича Верзилина.

- Прослушайте и скажите, как будет называться тема сегодняшнего урока?

В 1919 году на севере нашей советской республики, в Олонецкой губернии, наступали белогвардейские банды. Раненых красноармейцев было много. Но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. На бинты рвали бельё, старые бинты перестирывали, но ваты достать было негде. Вата особенно нужна была при гнойных ранах.

«Когда в полевой подвижной госпиталь нам уже почти совсем перестали отпускать перевязочный материал, пришлось призадуматься: чем же нам перевязывать своих раненых?»- вспоминает об этом времени врач С.А. Новотельнов. Однажды в мрачном настроении он вышел из избы, где было невыносимо тяжело смотреть на раненых, которые ждали от него помощи.Северная деревня вначале зимы имела унылый вид. Врач вышел за околицу. Здесь начиналось ещё более унылое болото, только что покрытое снегом. С раздражением он топнул сапогом по кочке и вдруг замер: под ногой был белый чистый мох сфагнум.

Он вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замёрзла вода, подумал он. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. Но, с таким же, успехом он может впитывать кровь и гной.

На следующее утро, несмотря на мороз и выпавший глубокий снег, партия санитаров и сестёр отправилась за сфагнумом. Разрывая снег, выдёргивали мёрзлые пласты мха, которых хватило госпиталю на всю зиму. Когда мох оттаял, его крепко выжали и разложили по простыням на полу в хорошо протопленной, перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, сфагнум отчасти заменил йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится дезинфицирующее вещество сфагнол.

-Кто внимательно слушал и может сформулировать тему урока?

2СЛАЙД 11-12. (Записываем в тетрадь число, кл. работа, тема урока, цель-

Познакомиться с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека, а также учимся выбирать нужный материал; 2 минуты



IV. Прежде, чем мы приступим к основной работе, составим план. 1 минута

СЛАЙД 13

V. ФИЗМИНУТКАА теперь ребята встали! Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево

Тихо сели и за дело!



Работа в малых группах (по 2 человека) и индивидуально.10 минут

Слайд 15:На ваших столах есть лист, на нем изображена таблица (показываю) наша задача заполнить графу «Мхи» по плану. В помощь вам страница учебника 106, Параграф 20 и дополнительный материал, напечатанный на листке.

Учащиеся заполняют таблицу на отдельном листе, где уже заполнены водоросли (10 минут).

VI. Закрепление 5 минут

(работа по таблице: читаем, обговариваем, должны сказать, в чем отличие и сходство водорослей и мхов.). Тут же на доске разобрать эволюционную лестницу.

1. 2. БРИОЛОГИЯ

Споры и т.д.


мхи

водоросли

Молодцы, поработали хорошо, можно и фильм посмотреть!

ПРОСМОТР ФИЛЬМА – 5 минут





16 слайд:3минуты

Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом».

- А, что из того, что вы сегодня узнали о мхе, можно назвать чудом?

-Жить без корней, но впитывать влагу!

-Питаться путем фотосинтеза при помощи хлоропластов!

-Оживать через много лет! Разве это ребята, не чудо!

VI. Д/з: Открыли дневники и записали - стр 73-74 учебника « Кукушкин лён, Сфагнум» прочитать, подготовить пересказ. (Желающим сделать творческую работу: из пластилина на картонном листе отобразить портрет «Мха»).

РЕФЛЕКСИЯ: А теперь, ели Вам понравился урок и вы все поняли и не устали поднимите зеленую сигнальную карточку. Если что то не поняли и у вас неважное настроение –красную.









Содержимое разработки

Текст «Общая характеристика Мхов» для изучения.

Среди высших растений мхи представляют собой обособленную группу растений. Они произошли примерно 350миллионов лет назад от первых наземных растений псилофитов. Это многолетние растения, их размеры колеблются от нескольких мм до нескольких сантиметров.

Мхи широко распространены во влажной зоне: в тундре, в лесах. Их тело состоит из зеленовато-коричневого стебля, покрытого мелкими зелеными листьями. Корней у мхов нет, но их заменяют ризоиды (тонкие нитевидные выросты), расположенные в нижней части стебля. При помощи ризоидов мхи прикрепляются к почве (субстрату).

В их теле можно обнаружить основную (фотосинтезирующую) ткань, а также слабо выраженную проводящую, механические, запасающие и покровные ткани. Размножаются мхи двумя способами: половым (гаметофит) и бесполым (спорофит).

  • Интенсивно развиваясь, мхи способствуют заболачиванию почв, ухудшают качество лугов. Торфяные мхи выделяют гуминовые кислоты, препятствующие гниению. Торф добывают как полезное ископаемое и используют как топливо или удобрение.

Сфагновые мхи используются в качестве подстилки для скота. Так как сфагнум поглощает большие количества воды (в 30–40 раз больше массы своего тела), в войну его использовали как перевязочное средство



Содержимое разработки



Отдел водоросли

Мхи

Папоротники

Голосеменные

Покрытосеменные

1








2








3








4








5











Содержимое разработки

Проверка Д/З: « ДА- нетка» 1. Водоросли это древнейшие представители растительного мира;  2. Все водоросли имеют очень маленькие (микроскопические размеры);  3. Большинство водорослей автотрофы;  4. Размножаются водоросли только бесполым путём;  5. Тело водорослей не имеет настоящих тканей и органов – стеблей, листьев, корней.  6. Их тело называется слоевище или таллом.

Проверка Д/З: « ДА- нетка»

1. Водоросли это древнейшие представители растительного мира; 2. Все водоросли имеют очень маленькие (микроскопические размеры); 3. Большинство водорослей автотрофы; 4. Размножаются водоросли только бесполым путём; 5. Тело водорослей не имеет настоящих тканей и органов – стеблей, листьев, корней. 6. Их тело называется слоевище или таллом.

Правильные ответы: Водоросли – это древнейшие представители растительного мира + Все водоросли имеют очень маленькие (микроскопические) размеры - Большинство водорослей автотрофы + Размножаются только бесполым путём - Тело водорослей не имеет настоящих тканей и органов – стеблей, листьев, корней. +  Их тело называется слоевище или таллом +

Правильные ответы:

  • Водоросли – это древнейшие представители растительного мира +
  • Все водоросли имеют очень маленькие (микроскопические) размеры -
  • Большинство водорослей автотрофы +
  • Размножаются только бесполым путём -
  • Тело водорослей не имеет настоящих тканей и органов – стеблей, листьев, корней. +
  • Их тело называется слоевище или таллом +

3
  • 3
« Общая характеристика мхов» Урок биологии 5 класс Учитель: Середа Ольга Анатольевна

« Общая характеристика мхов»

Урок биологии 5 класс

Учитель: Середа Ольга Анатольевна

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомиться с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека;

ЦЕЛЬ УРОКА:

Познакомиться с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека;

План работы:   1. Где живут? (происхождение) 2. Способ питания 3. Строение мхов; (рассмотреть рисунок) 4. Как размножаются? 5. Значение мхов.

План работы:

  1. Где живут? (происхождение)

2. Способ питания

3. Строение мхов; (рассмотреть рисунок)

4. Как размножаются?

5. Значение мхов.

Таблица: «Общая характеристика высших растений» Моховидные Папоротники 1. Живут в тундре, лесах, на деревьях. Произошли примерно 350 млн лет назад от древних псилофитов. Голосеменные 2. Способ питания автотрофный, есть хлоропласты (фотосинтез). Покрытосеменные 3. Многолетние, от нескольких мм до нескольких см. Мелкие листья, есть стебель полый внутри. Корней ней, прикрепляются при помощи особых клеток ризоидов. Есть коробочка со спорами (спорангий). 4. Размножаются половым и бесполым путем. 5. Способствуют заболачиванию, образуют торф, подстилка для скота, дом для мелких животных…

Таблица: «Общая характеристика высших растений»

Моховидные

Папоротники

1. Живут в тундре, лесах, на деревьях. Произошли примерно 350 млн лет назад от древних псилофитов.

Голосеменные

2. Способ питания автотрофный, есть хлоропласты (фотосинтез).

Покрытосеменные

3. Многолетние, от нескольких мм до нескольких см. Мелкие листья, есть стебель полый внутри. Корней ней, прикрепляются при помощи особых клеток ризоидов. Есть коробочка со спорами (спорангий).

4. Размножаются половым и бесполым путем.

5. Способствуют заболачиванию, образуют торф, подстилка для скота, дом для мелких животных…

Интересно Полезно Жизненно важно «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом». Альберт Эйнштейн

Интересно

Полезно

Жизненно

важно

«Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом». Альберт Эйнштейн

Домашняя работа:

Домашняя работа:

Сохранить у себя:
Конспект урока "Знакомство с моховидными".

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки