Конспект учебного занятия по социально-бытовой ориентировке
«Заявление о приёме на работу»
МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска
Учитель СБО Богодомова Э.В.
Класс: 9
Продолжительность учебного занятия: 40 минут
Цели:
Коррекционно-образовательная: уточнить представление о назначении заявления, как делового документа, о правилах составления этого документа.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию познавательных способностей, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать устную (монологическую и диалогическую) речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы.
Коррекционно-воспитательная: формировать умения соблюдать правила социального поведения в разных жизненных ситуациях, способствовать формированию активной жизненной позиции.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация «Заявление».
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация к уроку, приложения к уроку: словарная работа, карточка «Правила оформления заявления».
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||||
Знания | Умения | |||||||||
I. Оргмомент. | 5 мин. | Подготовить учащихся к работе на уроке | Организация внимания и внутренней готовности | Организовать рабочее место | Словесный, наглядный | Фронтальная | Слайды № 1-4 | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
- Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
- Учитель: В будущей взрослой жизни вам придётся заполнять различные деловые бумаги. Давайте познакомимся с некоторыми из них. - Проводит словарную работу (приложение 1).
| Приветствуют учителя, проверяют подготовку к уроку.
Знакомятся различными видами деловых бумаг. Выполняют задание «Назови одним словом».
| |||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||||
Знания | Умения | |||||||||
II. Мотивация к учебной деятельности на уроке. Цели и задачи урока.
| 5 мин. | Создать у учащихся положительную мотивацию к изучению материала урока | Актуальность знаний для будущей жизнедеятельности | Быстро включиться в учебный процесс | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная | Слайды № 5-7 | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
-Предлагает выполнить задание: «Согласуй ситуацию с темой урока»: определите, о каком документе мы сегодня будем говорить на уроке? Какой документ заполняют люди в этих жизненных ситуациях? Так мы определим тему урока. - Определяет цели и задачи урока. Проводит словарную работу. Просит по информации на слайде № 8 определить виды заявления (напечатанное на бланке, письменное). | Отвечают на вопросы учителя, определяют вид документа – заявление.
Определяют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Запись словарного слова в тетрадь.
Отвечают на вопросы, объясняют свои ответы.
| |||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||||
Знания | Умения | |||||||||
III. Изучение новой темы. | 7 мин. |
|
|
| Рассказ | Фронтальная
| Слайды № 8-12 | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
Объясняет новую тему: особенности самого документа и написания заявления, рассказывает об общих правилах оформления заявления.
| Повторяют значение слова «Заявление» Вклеивают в тетрадь памятку «Правила и порядок оформления заявления». Работа в тетради: запись образца заявления о приеме на работу. | |||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||||
Знания | Умения | |||||||||
V. Практическая работа | 15 мин. | Формирование умений и навыков по написанию заявления о приеме на работу | Правила оформления заявления о приеме на работу. | Умения применять полученные знания на практике. | Объяснительно-иллюстративный
| Фронтальная Индивидуальная Групповая | Слайд № 13-14 | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
- Вспомним, как заполняется заявление. - Сколько частей можно выделить в заявлении? - Посмотрите, какие сведения включает 1 часть? - В каком падеже стоит фамилия адресата? - А адресанта? - В какой части заявления записываются сведения об адресате и адресанте? - Обратите внимание, что название документа написано с маленькой буквы. Сведения об адресате, адресанте и название документа это одно предложение. И только после слова «заявление» мы ставим точку. - Напишите первую часть заявления. - Сейчас работаем со 2 частью. Каково содержание 2 части заявления? - Как оформляется 2 часть заявления? - Обратите внимание, что текст просьбы излагается коротко, лаконично. Это деловой документ, где все должно быть кратко, четко изложено. 2 часть содержит просьбу адресанта о принятии его на работу, подпись и дату написания заявления. 2 часть заявления пишется с красной строки, начинается со слова «Прошу». Указывается специальность, квалификационный разряд и дата начала работы. - Вторая часть заканчивает датой и подписью. - Чем заканчивается 2 часть? - Заполните 2 часть заявления. -Прочитайте заявление.
| -Заявление можно разделить на две части. - В 1 части указывается название организации, ФИО адресата, ФИО адресанта, его домашний адрес. - В Д.п. - В Р.п. - Эти сведения записываются в правом верхнем углу.
Учащиеся пишут первую часть заявления. Проверка выполненной работы.
Учащиеся заполняют вторую часть заявления.
Учащиеся читают свои заявления. Проверка написания.
Учащиеся прочитывают заявления. Выполняют самопроверку и взаимопроверку (в парах). | |||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||||
Знания | Умения | |||||||||
VI. Подведение итогов урока. | 8 мин. | Тренировка социальных навыков в жизненной ситуации: умение входить в контакт с работником отдела кадров. | Правила поведения при общении с незнакомыми людьми | Умения стоить свои отношения с незнакомыми людьми | Моделирование ситуации Аргументированные ответы на вопросы | Фронтальная | | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
Учитель СБО моделирует ситуацию: прием заявления в отделе кадров предприятия (проверка правильности написания заявления о приёме на работу). Учитель СБО подводит итоги урока: Что нового, полезного для жизни мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что получилось и над чем нужно дополнительно поработать? Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Моделирование ситуации: учащиеся отдают написанные заявления инспектору отдела кадров предприятия. Отвечают на предложенные вопросы. Проводят самоанализ своей работы на уроке. |
Приложение 1.
Словарь к уроку
Анкета - опросный лист для получения каких-нибудь сведений о том, кто его заполнил.
Доверенность - документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.
Докладная - документ, содержащий письменное сообщение руководителю о служебном деле.
Заявление - документ, направляемый гражданами в организации, учреждения и т.д. по вопросам личного характера.
Расписка - документ, удостоверяющий получение чего-нибудь.
Приложение 2.
Правила оформления заявления
наименование документа. Текст документа………………………………… ……………………. Дата Подпись | Правила оформления заявления
наименование документа. Текст документа………………………………… ……………………. Дата Подпись |