МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКОУ «ТЕМИРАУЛЬСКАЯ СОШ»
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Тема: «Морфемный разбор слова»
Урок подготовила
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Темираульская СОШ»
Сайпуллаева З.А.
дАТА ПРОВЕДЕНИЯ
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: русский язык, урок рефлексии (закрепления и совершенствования знаний)
Тема: «Морфемный разбор слова»
Название: «Законы морфемики»
Продолжительность: 45 минут
Класс: 5 класс
Оборудование: интерактивная доска или проектор с экраном для презентации PowerPoint
В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.
Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.
ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.
Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.
Конспект урока
Цель – обобщить и закрепить знания по разделу «Морфемика».
Задачи:
дать представление о лингвистике как науке, имеющей законы;
совершенствовать навык морфемного разбора слова;
развивать навык осмысленной работы с текстом;
способствовать обогащению словарного запаса учащихся, расширению кругозора;
развивать у пятиклассников навык участия в коллективной учебно-исследовательской деятельности.
Ожидаемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспитание уважительного отношения и интереса к достижениям отечественной науки;
формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ожидаемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты: получение/закрепление знаний по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова», повторение основной лингвистической терминологии и ключевых понятий.
Ожидаемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:
развитие интереса к познавательной деятельности;
развитие у учащихся умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и оценивать правильность выполнения учебной задачи;
развитие навыка анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал для решения учебных и познавательных задач;
развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Этап урока | Учитель | Учащиеся | УУД |
Формулировка темы и задач урока через проблемные вопросы | Сегодня мы будем заниматься наукой (слайд 1). - С какими науками вы знакомы?
- Как называется наука, занимающаяся изучением языка и речи? Лингвистика, как и другие области научного знания, имеют законы. Мы сегодня попытаемся сформулировать эти законы в области морфемики. Поможет нам в этом предмет, лежащий в «чёрном ящике». Угадайте по лексическому значению слова, что скрывает «чёрный ящик». В ящике находится «научное справочное пособие о разных областях знания, пред-назначенное для широкого круга читателей». Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать морфе-мику и должны будем открыть её законы. Помогать нам в этом будет энциклопедия. Сформулируете вопросы, на которые нам необходимо будет ответить в ходе урока (ключевые слова даны на слайде 2). |
- Математика, биоло-гия, география, физика, химия и др. - Лингвистика (языко-знание).
- Это энциклопедия.
- Какие существуют законы морфемики? - Как нам может помочь энциклопедия?
| Личностные
Коммуникативные
Регулятивные |
Решение первого блока учебных задач и формулировка «I закона морфемики» | Учитель организовывает осмысленное чтение учащимися энциклопеди-ческой статьи об А.С. Попове по рабочему листу. - Текст читаем с карандашом в руке. Что подчёркиваем? - Посмотрите на экран (слайд 3): мы сжали содержание текста, подчёркивая главное. В каких случаях нам пригодится умение находить в тексте главное и сокращать его объём? ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами |
- Подчёркиваем главное в каждом абзаце. - Так перерабатывать текст необходимо при подготовке пересказа по любому предмету, при подготовке к изложению на уроках русского языка САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ | Познавательные
Регулятивные |
- Мы познакомились с биографией выдающегося русского физика. Что изучает физика как наука? - У единиц языка тоже есть определённые свойства. Так, слова в языке бывают изменяемыми и неизменяемыми. Как неизменяемость слова влияет на его строение? - Устно заполните сегменты схемы (слайд 4).
- Заполните пропуски в формулировке «I Закона морфемики» на рабочем листе. | - Физика – наука о свойствах тел (массе, объёме, температуре и т.д.)
Изменяемые слова (существ., прилаг., глаголы) имеют окончание; неизменяемые (наречия, служебные части речи, некоторые существительные и прилагательные) окончания не имеют. Запись «I Закона морфемики» на рабочем листе. | Личностные Коммуникативные
Регулятивные
| |
- Выполните упражнение, расположив слова в колонках таблицы. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОПРОВЕРКИ
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами | ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 5 ПРЕЗЕНТАЦИИ
САМОКОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ | Регулятивные | |
Решение второго блока учебных задач и формулировка «II закона морфемики»
ФИЗМИНУТКА | - Устно составьте связный текст о Д. Менделееве для энциклопедии (слайд 6). ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами - Что изучает химия? (на слайде молекула глюкозы)
- Из каких структурных элементов состоит слово? Как называются эти элементы?
- В каком термине нет называемой им морфемы?
- Если бы мы изобразили слово так, как изображают атом, какую морфему мы бы сделали ядром слова?
| ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ
САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ
- Химия изучает вещества, их свойства и состав. - Слово состоит из морфем: приставки, корня, суффикса, окончания, основы (слайд 7).
- В слове «суффикс» нет суффикса.
- Корень. | Личностные Коммуникативные |
На экране последовательно будут появляться слова (слайд 8). Если слова однокоренные по отношению к первому слову в столбце, нужно хлопнуть. Если слова не являются однокоренными, нужно топнуть. | Учащиеся выполняют упражнение | Регулятивные | |
- Разберите слова по составу (слайд 9)
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами
- Заполните пропуски в формулировке II закона. | 1 ученик у доски выполняет разбор слов
ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ КЛАССОМ
САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ Запись «II Закона морфемики» на рабочем листе. | Регулятивные | |
Решение третьего блока учебных задач и формулировка «III закона морфемики»
| - В энциклопедиях часто бывает представлена не только текстовая информация. - Перед вами таблица (слайд 10). Как бы вы озаглавили колонки?
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учёный?
- А ещё учёный должен много знать и интересоваться трудами своих предшественников. Я вас хочу познакомить с трудом выдающегося лингвиста А.Н. Тихонова – «Школьным словообразо-вательным словарём русского языка», книгой, которая будет полезна любому человеку, изучающему морфемику.
По материалам этого словаря я составила упражнение.
| Работа с табличной информацией.
- Изобретатели и изобретения.
- Трудолюбие, любозна-тельность, умение в заурядном видеть необычное и т.д.
| Познавательные
Личностные |
- Из предложенных в таблице морфем составьте как можно больше слов с корнем -УМ-. Выполняем упражнение в парах. - Сравните результаты работы с данными словаря (на слайде 11) ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами | РАБОТА В ПАРАХ
САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ
| Регулятивные | |
Заполните пропуски в формулировке «III Закона морфемики» на рабочем листе. | Запись «III Закона морфемики» на рабочем листе. | Регулятивные | |
Подведение итогов урока
Домашнее задание | Какие законы мы сформулировали? Чем закон отличается от правила? Почему правила разбора по составу мы назвали законами? - Что нового позволила узнать энциклопедия?
Это поможет вам, ребята, сделать в жизни свои небольшие открытия, и мы, надеюсь, прочитаем о вас на страницах энциклопедий (слайд 12).
А чтобы у вас были успехи в области лингвистики, я попрошу вас дома выполнить несколько заданий олимпиадного характера.
А сейчас сложите все баллы, которые вы выставляли себе за выполнение заданий в ходе урока. На числовой прямой отметьте получившийся результат (слайд 13). Он позволит мне понять, насколько хорошо каждый из вас усвоил материал.
Спасибо за урок! |
- Закон нельзя нарушать.
- Мы узнали много нового о выдающихся русских учёных, посмотрели на лингвистику с позиций других наук
САМООЦЕНКА | Личностные
Регулятивные |
Источники:
Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка (пособие для учащихся). – М.: Просвещение – 2007.
https://ru.wikipedia.org
4