Тема урока: Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение.
Приемы сжатия текста
Цели урока: повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.
Задачи урока: умение находить главную информацию, направленную на раскрытие микротемы; развивать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), творческую познавательную деятельность; воспитывать навыки самостоятельной работы, уверенность в собственных силах.
Образовательные:
повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;
отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия
текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение
выделять главную информацию
Развивающие:
развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать
полученные факты;
способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания,
речи и памяти;
работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному русскому я
зыку;
формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Тип урока:
урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, дидактический материал (текст изложения 1 экземпляр
для каждого учащегося), памятка «Как написать сжатое изложение».
Оборудование: раздаточный материал с текстом изложения.
Ход урока
1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем писать сжатое изложение. А для начала повторим все, что мы знаем о тексте и о приемах его сжатия.
2. Повторение теоретической информации, посвященной сжатому изложению. Вспомним нашу игру «10 важных вопросов». (Домашнее задание: повтор теоретических понятий, касающихся текста). Все мы уже знаем правила, но я повторю. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать руки и за правильные и полные ответы получать балл. Тот, кто наберет большее количество баллов, получит звание «Знатока» и, конечно же, 5.
Итак, вопросы.
Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые
разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать
текст разными способами, записывать связный и логически стройный
пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного
текста. В этом нам помогут специальные упражнения.
3.Воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, связанных с содержанием предстоящей работы (4 мин)
4, Фронтальный опрос учащихся.
Беседа по вопросам:
Что значит сжатое изложение?
(Сжатое изложение краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.
Почему на экзамене отдано предпочтение не подробному, а сжатому
изложению?
(Пересказывая текст подробно, ученик, как правило, воспроизводит
информацию без критического осмысления прослушанного текста. Сжатый пересказ требует осмысленного запоминания текста, установления логических связей между его частями уже на этапе прослушивания и умения кратко и связно излагать информацию.)
Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?
Основных приемов сжатия информации.
Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:
Исключение
вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Пример:
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
Обобщение
парцеллированных предложений;
ряда предложений;
связанных одной мыслью, частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
Найти в них общее.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся предложение.
Пример:
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения - простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи - косвенной;
части текста - одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
Пример:
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала
Прочтите текст
Знакомство с текстом (1 мин)
Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на
слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.
(Чтение текста вслух учеником после того, как каждый учащийся прочитает
его про себя)
Что значит быть воспитанным?
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что
удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только
хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным
—
значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным
, скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий
Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с
которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем
каждая женщина чувствовала
себя привлекательной, достойной заботы. Все
ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно
вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это
оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им
свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка
не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит,
все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает
проявлению внутренней доброты и человечности.
146 слов (По С. Гиацинтовой)
Работа с текстом, выполнение лингвистических упражнений(10 мин)
Определите тему и основную мысль текста.
Задание для учеников:
Этот текст о воспитанном человеке. С. Гиацинтова говорит о том, что быть воспитанным значит относиться к людям с уважением и добротой.)
Определите стиль текста. Докажите.
Текст публицистического стиля, так как находим в нем характерные для данного стиля языковые средства:
обращение к собеседнику («Если о вас скажут...), риторический вопрос, неполные предложения, повторы слов и синтаксических конструкций, отвлеченная лексика.
Каков ведущий тип речи? Какие типы речи также встречаются в тексте?
Ведущий тип речи рассуждение. В тексте представлен тезис: Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным далее следуют доказательства на примере артиста В.И. Качалова, и в конце автор делает вывод:
Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте
к людям.
Также в тексте встречается описание (черты характера актера) и повествование (один из поступков В.И. Качалова.)
Разбейте текст на абзацы, маркерами выделите тезисы.
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке.
Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А
знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
Среди подчеркнутых фрагментов найдите однородные члены, подчеркните их
волнистой линией.
(быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным; уважал людей и всегда интересовался ими; ощущали себя умными, очень нужными; проводил до трамвая, помог сесть в вагон; в сердечности и доброте к людям; внутренней доброты и человечности)
Какие однородные фрагменты предложения можно заменить обобщающим
словом?
(Ребята предлагают: быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным = быть человечным; ощущали себя умными, очень нужными = ощущали себя особенными.)
Какие предложения можно вообще исключить из текста?
Итак, какими приемами сжатия текста вы воспользовались?
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
Рефлексия. Подведение итогов урока (3 мин)
Какой из приемов вам показался наиболее доступным?
(Наиболее доступный прием исключение подробностей, им пользовалось большинство учащихся во время работы.
Что показалось сложным при работе над сжатым изложением?
Ребята, не забывайте, что сжатое изложение – обработка исходного текста, воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно-логической структуры, стиля и типа речи исходного текста. Исключите всю второстепенную информацию, подробности и детали, обобщите, упростите синтаксические конструкции, при необходимости можете соединять предложения, т. е. трансформировать их. Внимательно прочтите ваше сжатое изложение и ещё раз проверьте, чтобы работа не теряла смысловой цельности, связности и последовательности изложения. Главное, не забудьте, что главная мысль текста, логика повествования, стиль и тип речи, авторская позиция должны быть ясны. Приступайте к сжатому изложению. Желаю вам удачи!
Домашнее задание (2 мин)
Завершите работу, переписав сжатый текст в тетрадь. Напишите концовку
изложения, самостоятельно.
Ответьте на вопрос: «Считаете ли вы себя воспитанным человеком?»