Конспект урока по теме: "Окончание"

Цель:Развитие умений анализировать формы одного и того же слова, находить и выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью; воспитание любви к Родине, чувства сопричастности к истории своей страны.

Содержимое разработки

Тема: Окончание


Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык» 3 класс часть. Просвещение 2017

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 3

Цель: Развитие умений анализировать формы одного и того же  слова, находить и  выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью; воспитание любви к Родине, чувства сопричастности к истории своей страны.  

Задачи:

1.Познакомить с новой частью слова- окончанием.

2.Находить окончание  слова, путём изменения его по числам.

3.Выявить  значение окончания.

4.Находить нулевое окончание


Оборудование: мультимедийный проектор;  мультимедийная презентация к уроку

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окон­чания.

- Что такое окончание?

- Для чего служит окончание?

III. Актуализация знаний

Словарный диктант.

Праздник, вместе, орех, овёс, восток, заря, пшеница, погода, понедельник, ракета, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. 
(Лиса)



- Измените форму слова лиса . Выделите окончания в словах.

- Сформулируйте тему урока

V. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Упр. 148 (с. 82).

(Работа по заданиям упражнения. Проверка.)

- Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.

- Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)

Упр. 149 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа со словарными словами.

( Ужин- прием пищи , приуроченный к вечеру, в отличие от завтрака и обеда.)

(Обед-прием пищи в середине дня.)

- Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

- Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

( В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называется нулевым.)

- Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Ну­левое.)

- Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.

- Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

- Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

- Запомните написание этих слов.

VI. Физкультминутка.

-Если вы услышите слово с окончанием А, то приседаете, а если с другим окончанием, то хлопнете в ладоши. (леса, росу, лиса, осина, ветры, мамой, ворона)

VII. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 150 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните на­писание слов с орфограммами.

— Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

— Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это не­проверяемые орфограммы.)

Упр. 151 (с. 83).

— Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

— Как можно озаглавить этот текст?

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте текст.

— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных».

— Что нового вы узнали о словах в русском языке?

— Составьте предложение с любым из данных слов.

— Какие части речи не имеют окончаний?

VIII. Рефлексия.

Карточки

Спиши, изменяя окончания слов, данных в скобках.

Над (цветы) около дома летали (пчела, шмель, стрекоза). Трепетали на солнышке крыльями (бабочка).

— Что такое окончание?

— Для чего служит окончание?

— Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока.

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание.

Упр. 152 (с. 83).

Сохранить у себя:
Конспект урока по теме: "Окончание"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки