Конспект урока по технологии 5 класс "Технология изготовления ткани"

План-конспект урока по предмету «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС ООО Учителя технологии МБОУ Таксимовской СОШ №1 имени А.А. Мезенцева Огнева С.А. Класс: 5 Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: третий Тема урока: Технология изготовления ткани Дидактическое обоснование урока Цели урока: Предметные цели: способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани; способствовать развитию определения в ткани долевой нити, поперечной нити, кромки, лицевой стороны ткани. ознакомить с видами переплетений нитей в ткани Личностные цели: способствовать развитию речи учащихся; учить анализировать свою работу, выделять главное учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу: способствовать овладению всеми видами памяти; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология». Метапредметные цели: ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани; ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой; проинформировать о профессиях: оператор прядильного производства и ткач; ознакомить с видами переплетения нитей в ткани, научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка.

Содержимое разработки

План-конспект урока по предмету «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Учителя технологии МБОУ Таксимовской СОШ №1 имени А.А. Мезенцева Огнева С.А.

Класс: 5

Модуль: Создание изделий из текстильных материалов

Раздел: третий

Тема урока: Технология изготовления ткани

Дидактическое обоснование урока

Цели урока:

  • Предметные цели:

  • способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани;

  • способствовать развитию определения в ткани долевой нити, поперечной нити, кромки, лицевой стороны ткани.

  • ознакомить с видами переплетений нитей в ткани

  • Личностные цели:

  • способствовать развитию речи учащихся;

  • учить анализировать свою работу, выделять главное

  • учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу:

  • способствовать овладению всеми видами памяти;

  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».

  • Метапредметные цели:

  • ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани;

  • ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой;

  • проинформировать о профессиях: оператор прядильного производства и ткач;

  • ознакомить с видами переплетения нитей в ткани, научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка.

Методическое оснащение урока:

  • Материально – техническая база:

  • кабинет технологии

  • инструменты, приспособления

  • материалы

  • компьютер

  • проектор

  • Дидактическое обеспечение:

  • учебник §13: Н.В.Синица, П.С. Самордсий, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2015г.

  • интернет: мультимедийные приложения

  • учебно-техническая документация:

  • тесты (2 варианта)

  • таблицы

  • информационные карты

  • Методы обучения : рассказ, беседа, опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, лабораторные работы

  • Тип урока: комбинированный

  • Вид урока: урок-исследование

Словарная работа на уроке: волокна растительного происхождения (хлопок, лён), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик; ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения, отбеливание, крашение, печатание.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся



Мотивационно-целевой этап


1.Организационный момент

Цель этапа:

  • настрой учащихся на предстоящие исследования, на получение новых знаний

  • создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • заполнение учителем классно журнала

  • проверка готовности учащихся к уроку

  • настрой учащихся на работу

  • доведение до учащихся плана урока

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-эмоциональный положительный настрой на урок




Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности



Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

- помощь учителю в проверке явки на урок




Формируемые способы деятельности:

-выявление готовности к уроку



Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-активное слушание учителя

-выдвижение предложений по теме урока




Формируемые способы деятельности:

-формулирования собственных ожиданий



Коммуникативные УУД

Осуществление действия:

-слушание собеседника




Формируемые способы деятельности:

построение понятных для собеседника высказываний


II. Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

  • установление правильности и осознанности выполнения всеми  учащимися домашнего задания

  • устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях

  • выяснение степени усвоения домашнего задания

  • выявление факта выполнения домашнего задания у учащихся, устранение типичных ошибок

  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-повторение ранее изученного материала




Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности



Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-контролируют правильность ответов учащихся




Формируемые способы деятельности:

-оценивают результат по алгоритму

-адекватное восприятие оценки учителя



Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность




Формируемые способы деятельности:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности



Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

-взаимодействуют с учителем во время опроса





Формируемые способы деятельности:

-продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

-умение полно и точно выражать свои мысли


III. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания

  • заслушивание сообщений учащихся

  • предложить учащимся ответить на вопросы:

  • что служит сырьём для производства тканей;

  • из каких растений получают волокно для изготовления ткани

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-активизация имевшихся ранее знаний

- активное погружение в тему




Формируемые способы деятельности:

умение слушать в соответствии с целевой установкой –принимать и сохранять учебную цель и задачу

-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания



Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Практический этап

IV.Проблемное изложение новых знаний

Цель этапа:

  • сформулировать и согласовать цели урока

  • организовать уточнение и согласование темы урока

  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

  • объяснения учителя с опорой на личные знания учащихся

  • демонстрация мультимедийных приложений из сети интернет

  • информирование учащихся о классификации текстильных волокон

  • объяснить из каких этапов состоит процесс производства ткани

  • дать характеристику нитям и объяснить различие

  • продемонстрировать макеты переплетений

  • продемонстрировать приёмы определения долевой нити, кромки

  • научить определять лицевую сторону в ткани

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-самостоятельное определение темы урока

-осознание целей и задач обучения

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению




Формируемые способы деятельности:

формирование умения учится высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- формирование умения слушать и понимать других

Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме



Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-развитие углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

-развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

-развитие умения строить простые рассуждения




Формируемые способы деятельности: 

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию


V. Первичное закрепление 

Итог урока:

  • организовывать усвоение учащимися нового материла 






  • предложить учащимся выполнить в рабочей тетради задание 13 п.1,2

  • использовать различные способы закрепления знаний, творческого осмысления материала

Личностные УУД

Осуществляемые действия: 

-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

-применение на практике и последующее повторение нового материала




Формируемые способы деятельности:

-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией



Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия

-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками




Формируемые способы деятельности:

-умение строить речевые высказывания 


VI. Физкультминутка

Приложение




VII. Лабораторные работы:

1. « Определение направления долевой нити»,

2.«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»,  3.«Сравнительный анализ прочности окраски тканей»

  • проверить умения работать по алгоритму

  • организовать самопроверку работы

  • организовать выявление и исправление допущенных ошибок

  • по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха


7.1.1. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение темы, цели и задачи работы

  • обсуждение порядка её выполнения

  • сообщение оценивания этой работы

7.1.2. Текущий инструктаж:

  • контроль правильности выполнения работы ( по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей)

7.1.3.Заключительный инструктаж:

  • выслушивание сформулированных выводов во время лабораторной работы

7.2.1.Вводный инструктаж учителя:

  • обсудить порядок выполнения работы

  • пояснения критериев оценки работ

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

-восприятие, осмысление , запоминание учебного материала



7.2.2.Текущий инструктаж:

  • следить за правильностью выполнения работы

  • проверка организации рабочих мест

  • соблюдение правил техники безопасности

7.2.3.Заключительный инструктаж:

  • анализ выполненных работ

  • разбор типичных ошибок

7.3.1.Вводный инструктаж:

  • ознакомить с определением прочности окраски тканей

7.3.2.Текущий инструктаж:

  • напомнить правила безопасной работы

  • выполнить проутюживание утюгом образцов (избежать ожогов)

7.3.3.Заключительный инструктаж:

анализ выполненной работы


Формируемые способы деятельности:

-применение на практике полученных знаний



Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

-самоконтроль выполнения задания




Формируемые способы деятельности:

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации



Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации




Формируемые способы деятельности:

-умения структурировать знания

-построение логической цепи рассуждений

Рефлексивно-оценочный этап

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку

  • сообщение темы следующего урока

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-отработка алгоритма по изученной теме «Производство текстильных материалов»

-поиск в интернет источниках и электронных книгах




Формируемые способы деятельности:

-поиск и выделение информации


IX.Уборка рабочих мест





X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

  • Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

  • По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей

  • выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

оценка и самооценка учебной деятельности

- обобщение и систематизация знаний

-выражение учащимися эмоций по поводу урока




Формируемые способы деятельности:

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Литература:

1. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица Технология: программа: 5-9 классы, М.: Вентана-Граф, 2015

2. Н.В.Синица, П.С. Самордсий, В.Д.Симоненко, О. В. Яковенко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2015г.

3. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2015

4. Н.В. Синица, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие, М.: Вентана-Граф, 2015-06-13

5. http://nsportal.ru/user/password

6. http://pedmir.ru/

7. http://pedsovet.org/id/component/users/


Приложение

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

1

  • Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна) . Повторить 8-12 раз.

  • Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. Повторить 8- 10 раз.

2

  • Исходное положение – сидя, руки опущены. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки. Повторять 5- 6 раз.

  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

  • Исходное положение – сидя, закрыть веки. В течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

3

  • Исходное положение – сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15-30 секунд.

  • Вытянуть вперед руку. Переводить взгляд с пальца вытянутой руки на кончик носа. Повторять 8- 10 раз.

4

  • Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазными яблоками с открытыми глазами. 25-30 секунд.

  • Исходное положение - сидя на стуле. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли 30-40 секунд.

  • Исходное положение – стоя у окна. Медленно переводите взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно. 30-45 секунд.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы разведены. Руки скрестить вперед грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно (до боли!) хлестнули по лопаткам с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный выдох).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

1

  • Исходное положение – стоя, руки на поясе. На счет «раз» -повернуть голову вправо; на счет «два» - вернуться в исходное положение, на счет «три» - повернуть голову влево; на счет «четыре» -вернуться в исходное положение.

  • Исходное положение – стоя, руки опущены. На счет «раз» - поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх ; на счет «два» - вернуться в исходное положение.

2

  • Исходное положение – стоя боком к стулу, держась одной рукой за его спинку. Поднять левую ногу вперед, отвести ее максимально в сторону и назад. Затем встать другим боком и проделать то же другой ногой. Повторить 6 раз.

  • Исходное положение – стоя. Сделать шаг вперед левой ногой, присесть на ней и выполнить несколько пружинящих движений. Проделать то же другой ногой.



Сохранить у себя:
Конспект урока по технологии 5 класс "Технология изготовления ткани"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки