План-конспект урока по предмету «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учителя технологии МБОУ Таксимовской СОШ №1 имени А.А. Мезенцева Огнева С.А.
Класс: 5
Модуль: Создание изделий из текстильных материалов
Раздел: третий
Тема урока: Технология изготовления ткани
Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Предметные цели:
способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани;
способствовать развитию определения в ткани долевой нити, поперечной нити, кромки, лицевой стороны ткани.
ознакомить с видами переплетений нитей в ткани
Личностные цели:
способствовать развитию речи учащихся;
учить анализировать свою работу, выделять главное
учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу:
способствовать овладению всеми видами памяти;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
Метапредметные цели:
ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани;
ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой;
проинформировать о профессиях: оператор прядильного производства и ткач;
ознакомить с видами переплетения нитей в ткани, научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка.
Методическое оснащение урока:
Материально – техническая база:
кабинет технологии
инструменты, приспособления
материалы
компьютер
проектор
Дидактическое обеспечение:
учебник §13: Н.В.Синица, П.С. Самордсий, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2015г.
интернет: мультимедийные приложения
учебно-техническая документация:
тесты (2 варианта)
таблицы
информационные карты
Методы обучения : рассказ, беседа, опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, лабораторные работы
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Словарная работа на уроке: волокна растительного происхождения (хлопок, лён), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик; ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения, отбеливание, крашение, печатание.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
|
|
Мотивационно-целевой этап
| 1.Организационный момент Цель этапа:
|
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -эмоциональный положительный настрой на урок |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | |
|
| Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: - помощь учителю в проверке явки на урок | |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -выявление готовности к уроку | |
|
| Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -активное слушание учителя -выдвижение предложений по теме урока | |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -формулирования собственных ожиданий | |
|
| Коммуникативные УУД | Осуществление действия: -слушание собеседника | |
|
|
| Формируемые способы деятельности: - построение понятных для собеседника высказываний | |
| II. Проверка выполнения домашнего задания Цель этапа:
|
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -повторение ранее изученного материала |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | |
|
| Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -контролируют правильность ответов учащихся | |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -оценивают результат по алгоритму -адекватное восприятие оценки учителя | |
|
| Познавательные УУД | Осуществляемые действия: - взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность | |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | |
|
| Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: -взаимодействуют с учителем во время опроса | |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения -умение полно и точно выражать свои мысли | |
| III. Актуализация знаний Цель этапа:
|
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -активизация имевшихся ранее знаний - активное погружение в тему |
|
|
| Формируемые способы деятельности: - умение слушать в соответствии с целевой установкой –принимать и сохранять учебную цель и задачу -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | |
|
| Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | |
Практический этап | IV.Проблемное изложение новых знаний Цель этапа:
|
| Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -самостоятельное определение темы урока -осознание целей и задач обучения Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению |
|
|
| Формируемые способы деятельности: - формирование умения учится высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - формирование умения слушать и понимать других Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме | |
|
| Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -развитие углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности -развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме -развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации -развитие умения строить простые рассуждения | |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию | |
| V. Первичное закрепление Итог урока:
|
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению -применение на практике и последующее повторение нового материала |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | |
|
| Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия -формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -умение строить речевые высказывания | |
| VI. Физкультминутка | Приложение |
|
|
| VII. Лабораторные работы: 1. « Определение направления долевой нити», 2.«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани», 3.«Сравнительный анализ прочности окраски тканей»
| 7.1.1. Вводный инструктаж учителя:
7.1.2. Текущий инструктаж:
7.1.3.Заключительный инструктаж:
7.2.1.Вводный инструктаж учителя:
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности -восприятие, осмысление , запоминание учебного материала |
|
| 7.2.2.Текущий инструктаж:
7.2.3.Заключительный инструктаж:
7.3.1.Вводный инструктаж:
7.3.2.Текущий инструктаж:
7.3.3.Заключительный инструктаж: анализ выполненной работы |
| Формируемые способы деятельности: -применение на практике полученных знаний |
|
| Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность -самоконтроль выполнения задания | |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
|
| Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации | |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -умения структурировать знания -построение логической цепи рассуждений | |
Рефлексивно-оценочный этап | VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа:
|
| Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -отработка алгоритма по изученной теме «Производство текстильных материалов» -поиск в интернет источниках и электронных книгах |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -поиск и выделение информации | |
| IX.Уборка рабочих мест |
|
|
|
| X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа:
|
| Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: - оценка и самооценка учебной деятельности - обобщение и систематизация знаний -выражение учащимися эмоций по поводу урока |
|
|
| Формируемые способы деятельности: -формирование умений полно и точно выражать свои мысли |
Литература:
1. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица Технология: программа: 5-9 классы, М.: Вентана-Граф, 2015
2. Н.В.Синица, П.С. Самордсий, В.Д.Симоненко, О. В. Яковенко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2015г.
3. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2015
4. Н.В. Синица, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие, М.: Вентана-Граф, 2015-06-13
5. http://nsportal.ru/user/password
6. http://pedmir.ru/
7. http://pedsovet.org/id/component/users/
Приложение
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
№1
Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна) . Повторить 8-12 раз.
Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. Повторить 8- 10 раз.
№2
Исходное положение – сидя, руки опущены. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки. Повторять 5- 6 раз.
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
Исходное положение – сидя, закрыть веки. В течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.
№3
Исходное положение – сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15-30 секунд.
Вытянуть вперед руку. Переводить взгляд с пальца вытянутой руки на кончик носа. Повторять 8- 10 раз.
№4
Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазными яблоками с открытыми глазами. 25-30 секунд.
Исходное положение - сидя на стуле. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли 30-40 секунд.
Исходное положение – стоя у окна. Медленно переводите взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно. 30-45 секунд.
УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы разведены. Руки скрестить вперед грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно (до боли!) хлестнули по лопаткам с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный выдох).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
№1
Исходное положение – стоя, руки на поясе. На счет «раз» -повернуть голову вправо; на счет «два» - вернуться в исходное положение, на счет «три» - повернуть голову влево; на счет «четыре» -вернуться в исходное положение.
Исходное положение – стоя, руки опущены. На счет «раз» - поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх ; на счет «два» - вернуться в исходное положение.
№2
Исходное положение – стоя боком к стулу, держась одной рукой за его спинку. Поднять левую ногу вперед, отвести ее максимально в сторону и назад. Затем встать другим боком и проделать то же другой ногой. Повторить 6 раз.
Исходное положение – стоя. Сделать шаг вперед левой ногой, присесть на ней и выполнить несколько пружинящих движений. Проделать то же другой ногой.