Разработка урока русского языка по теме «Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».
Мастяева Галина Ивановна, учитель начальных классов
Тема «Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».
Цель:
- продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова;
- знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
- закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной;
- обогащать словарный запас и речь учащихся;
- развивать у учащихся интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, листы самооценки, стенд «Город слов», телеграмма, мультимедийная презентация.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на столы и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2.Работа по теме урока
- В одном городе Слов высоко на горе в старинном замке Эль-Эль живут очень дружные жители. Догадались?
- Да!
- Так кто живет в этом замке Эль-Эль?
- В замке Эль-Эль живут слова с удвоенными согласными.
- Правильно! А кто может назвать слова с удвоенными согласными, которые вы помните и знаете, как их правильно писать?
- Класс, группа, суббота, Анна.
- Правильно! Молодцы!
Я понимаю, что вам хочется знать, кто еще живет в замке Эль-Эль. Это вы узнаете в конце урока. Скажу только одно: все жители замка любят путешествовать и поэтому они прислали вам телеграмму, в которой просят составить, написать и озаглавить рассказ.
Творческая работа
Телеграмма
В, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город
Кассе, купили, в, билеты, они
Подошел, перрону, поезд, к
Быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в
Смотреть, окна, из, вагона, приятно.
- Как озаглавили рассказ?
- Путешествие!
- Поездка!
- За городом!
-Хорошо! Кто прочитает рассказ?
(Один из учеников выходит к доске и читает рассказ).
- Какие слова по теме вам встретились в рассказе?
- Слова группа, касса, перрон, пассажиры.
- Разберем первое предложение по частям речи и по членам предложения.
4. Физминутка.
- Вернемся к замку Эль-Эль. Все его жители были дружны, но однажды они поссорились. Буквы – близнецы разошлись. Как вы думаете почему?
- Они не хотели жить друг с другом.
- Да, не хотели ссориться и тогда решили….
- Прочитайте, что написано на доске.
Эти буквы-близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А с другой ее начни.
Работа по учебнику
- А теперь откройте учебник и прочитайте правило о переносе слов с удвоенными согласными.
- Докажите, что вы запомнили стихотворение и правило переноса этих слов. Разделите для переноса слова, которые живут под замком.
Теннис, бассейн, хоккей, коллекция, коллектив, юннаты, троллейбус, жужжит.
Игра
- А сейчас поиграем. Найдите корни слов:
классная, рассказ, осенний.
- Классная – имя прилагательное, окончание –ая; основа слова классн-; значит, корень слова класс; суффикс –н-.
- Рассказ – имя существительное; окончание нулевое; основа слова рассказ;
значит, корень сказ-; приставка рас-.
- Осенний – имя прилагательное; окончание –ий; основа слова осенн-; значит, корень осен-; суффикс –н-.
- Молодцы! А теперь посмотрите на доску и скажите, как кого зовут.
- Анна, Алла, Инна, Геннадий.
7. Итог урока
- Какие буквы – близнецы живут в замке Эль-эль?
- Б, Ж, К, Л, М, Н, П, С.
- А что вы будете делать, чтобы жители замка не ссорились?
- Будем правильно переносить эти слова!
- Молодцы! А теперь я вам назову жителей замка.
Элла, Жанна, ванна, класс.
Ссора, теннис и рассказ.
Пассажир, шоссе, программа.
Группа, касса, телеграмма.
8.Рефлексия
У вас на столах лежат смайлики разного цвета. Выберите и покажите тот, который соответствует вашему настроению.
Ура! Здорово! Мне было хорошо и интересно. У меня всё сегодня получалось. | Увы, я сегодня не достаточно хорошо работал.
| У меня всё было хорошо, многое получалось.
|