Конспект урока по произведению А.С Пушкина "Станционный смотритель".

Конспект урока по произведению А.С Пушкина "Станционный смотритель". Данный урок направлен на развитие нравственных и общечеловеческих качеств учащихся.

Содержимое разработки

Баранникова Инна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа №6»

г. Лисаковска

Тема: А. С. Пушкин" Станционный смотритель"

Цели урока.

  1. Завершить рассмотрение тематики одной из “Повестей Белкина”; выяснить, каково решение темы “блудных детей” в “Станционном смотрителе”; сравнить его с библейской “Притчей о блудном сыне. Вызвать у детей чувство сострадания к брошенному отцу, заставить их задуматься над своим отношением к собственным родителям.

  2. Продолжить работу по формированию навыков пересказа, участия в беседе, формулирования вывода.

Пушкин - признанный национальный поэт, но проза его ничуть не уступает стихам. Это идеал русской прозы, до которой никто так и не приблизился. Сегодня мы познакомимся еще с одной повестью Пушкина из цикла “Повести Белкина”.

Повторим: Что значит цикл?

Цикл – это сложное идейно-художественное целое, в основе которого лежит какая-либо общая идея. Все повести объединяет один рассказчик – Иван Петрович Белкин. Их всего пять. В основе каждой лежит традиционный, часто западноевропейский сюжет.

О чём ещё мы узнали прошлый раз?

В 1831 году Пушкин анонимно издает 5 повестей, приписав авторство выдуманному герою, некому И.П. Белкину, жителю села Горюхина. Взяв эпиграф из “Недоросля” “Он еще сызмала к историям охотник”, автор пишет предисловие, в котором убеждает нас о существовании никому не известного автора.

Выступление ученика с объяснением предисловия: От друга и соседа Белкина узнаем, что Иван Петрович родился в добропорядочной семье, вырос и вел обычную жизнь помещика после их смерти, был человек честный и кроткий, был сердечно привязан к другу А.П.; оставил после внезапной смерти много рукописей, одна из которых и досталась А.П. Это первый литературный опыт Ивана Петровича, и друг в предисловии просит читателя отнестись к нему снисходительно.

- Для чего в предисловии так правдиво и искренне рассказана история И.П. Белкина?

В чем А.П. хотел нас убедить?

Вывод:

Конечно же, в том, что Белкин существовал реально, жил и сочинял на самом деле и что именно ему принадлежат эти повести.

На сегодняшнем уроке речь пойдёт о ещё одной повести из цикла Повести Белкина

« Станционный смотритель»

«Станционный смотритель». В русской литературе она занимает особое место. Именно в ней впервые были изображены жизненные невзгоды, боль и страдания «маленького человека». С неё в русской литературе начинается тема «униженных и оскорбленных», тема «бедных людей», которая затем привлечёт внимание Гоголя, Достоевского, Чехова.

«маленький человек» - человек бедный, униженный, оскорблённый

Начнём.

Видеосюжет о Пушкине.(Кирилл и Мефодий)

Работа с текстом повести.

- Когда-то существовала эпиграмма: Коллежский регистратор – чуть-чуть не губернатор. Эти слова сразу напоминают нам эпиграф к повести (зачитайте).

Так шутливо назвал станционного смотрителя князь Вяземский. - Серьезно ли он говорит? (это ирония).

- Кто такой диктатор? (зачитать).

Справедливы ли эти слова по отношению к станционному смотрителю, а что думает об этом рассказчик? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем отрывок из повести. Следите по тексту. Отметьте те слова, на которые, по вашему мнению, надо выделить, заострить внимание.

Итак, Как относится к станционному смотрителю рассказчик?

А что вы можете сказать о самом рассказчике? (Дворянин благородный, Сочувствующий чужому горю, заметивший историю, на которую любой другой и не обратил внимания.)

А с какой интонацией звучит речь рассказчика. Ирония. Да. Но какой глубокий смысл скрыт за ироничным рассказом путешественника. Ловко, мимоходом, он затрагивает вопросы неравенства. Даже за дворянским столом есть те, кого обносят блюдом.

Давайте обратимся к первой встрече путешественника и Самсона Вырина.

Что можно сказать о главном герое? (Беден, вдовец, живет с дочерью, любит её).

- Какие детали помогли вам сделать такой вывод?

Всё говорит о том, что в доме покой, счастье, хотя должность станционного смотрителя никак не назовешь легкой и спокойной. Но он счастлив. Счастлив прежде всего своей любовью к дочери. В ней он видит смысл жизни.

Но вот счастье разрушено.

- Как изменилось всё? Найдите еще один портрет, интерьер. Выделите детали, подчёркивающие горе, страдание С. Вырина.

- Как называется этот прием?

Лишь одна деталь интерьера осталась неизменной.

- Не удивительно, что в доме Самсона Вырина были эти картинки. Расскажите, что было изображено на них.

Это библейская притча. Сын ушел от отца, сбился с пути. Но он не погиб, а осознал свой грех и вернулся домой. Отец его простил. Принял, устроил пир. Если связать это с библией, то отец – это бог; сын – это грешник, который ушел от бога. Но вернулся, и бог его простил.

- Почему это вечная тема?

1. С каждым человеком это может случиться;

2. Бог готов простить каждого, если он раскаялся;

3. Если человек осознал свою вину, его надо простить;

- Случайно ли автор дважды их упоминает и так подробно описывает эти картинки? (Повторяют историю Дуни). И поэтому Самсон Вырин, хорошо знавший содержание этих картинок, воспитанный на них, ждёт свою дочь, свою Дуню. Ждёт, что она несчастная, глубоко раскаявшаяся, вернётся домой. Он ждёт свою дочь, свою “заблудшую овечку”. Он готов простить её, как простил отец своего заблудшего сына.



Но Дуни нет. Самсон Вырин не может с этим смириться и пешком отправляется за своей дочерью.

- И вот Самсон Вырин в Петербурге.

Задание классу:

Поработайте самостоятельно. Найдите эпизоды встречи Самсона Вырина и Минского. Подчеркните в тексте слова, фразы, которые помогают понять душевное состояние Самсона Вырина и Минского. Попробуйте представить себя на месте одного из героев и попытайтесь описать чувства каждого.

Каким мы увидели Самсона Вырина в этом эпизоде?

(Робкий, слабый, забитый, беспомощный, униженный, бесправный; но нежный и любящий с чувством собственного достоинства.

А Минский?

Гусар сознает и непоправимость содеянного, и вину свою перед смотрителем. Он просит у старика прощения и дает ему (а может быть - и себе) слово дворянина не покидать Дуни. Но сам смотритель для Минского лишь помеха и олицетворение «грозных вопросов морали», того тупика, выход из которого пока еще неясен ему самому. Эпизод с ассигнациями как нельзя лучше воплощает и смущение, и растерянность гусара, и то, что отец его возлюбленной как был, так и остался в сознании Минского чиновником «четырнадцатого класса», не более. Из того же источника проистекает и задумчивость Минского в сцене у Дуни. Это не он, а неспокойная его совесть гонит отца от дверей дочери. От смотрителя же скрыты мысли и чувства молодого человека. О ситуации он судит по его поступкам, и еще - опираясь на свой социальный опыт. Немудрено, что будущее Дуни рисуется ему в черном цвете.

Давайте на минуту оставим Вырина у дома гусара, а сами вернёмся к началу повести и проследим, какие проблемы ставит перед нами автор, рассказывая эту историю.

1. Проблема неравенства.

2.Проблема детей и родителей.

3. Проблема чести.

Хорошо. Страдает отец, который остался один и стал пьяницей, страдая за дочь.

Стыдно Минскому. А что же Дуня? Она не унижена, любит Минского.

Но и она не вполне счастлива. На последних страницах мы видим её страдающей.

А как вы думаете, кто из них должен страдть больше всех?

Конечно же Дуня.

Она плачет на могиле отца, понимая, что он умер из-за неё.

А самое главное то, что она как блудный сын не успела искупить свою вину, попросить прощения у своего отца.

На фоне музыки учитель читает отрывок из повести « Мы пришли на кладбище…»

- Самсон Вырин умер, так и не дождавшись своей Дуни. Умер, глубоко убеждённый в том, что Дуня не может быть счастлива с Минским. И в этом его трагедия и трагедия таких, как он, маленьких людей, живущих в жестоком, несправедливом мире, с очень «удобным » правилом: чин чина почитай.

- О чем эта повесть? (О родительской любви; о неблагодарных детях; о “маленьком человеке”, сохранившем свое достоинство; о запоздалом раскаянии; об ответственности за судьбы других).

- Чему учит повесть? (Сочувствовать ближнему).

Что вы унесете с собой сегодня с урока? Чему научились? Над чем задумались?

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Каким из двух высказываний: “Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты” (Р.Роллан) и “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними” (из “Библии”) – вы бы закончили сегодняшний урок и почему?

Дома обучающиеся пишут сочинение- миниатюру.

1. Находите ли вы что-либо общее в судьбе Дуни (“Станционный смотритель”) и Марьи Гавриловны (“Метель”); 2. Всегда ли я поступаю по совести?

Прочитай притчу о блудном сыне. Что общего между Притчей и повестью Пушкина «Станционный смотритель». Поработай с Толковым словарём, выясни значения слов «притча», «повесть», запиши их в словарь. Используя данные источники, напишите правила поведения хорошего сына и дочери.

Сохранить у себя:
Конспект урока по произведению А.С Пушкина "Станционный смотритель".

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки