Конспект урока по письму и развитию речи в 9 классе 8 вида "Роль глаголов в речи"

Урок на тему "Роль глагола в речи" в 9 классе по программе 8 вида.

Содержимое разработки

Тема: Роль глаголов в речи.

Цели: Обобщить знания учащихся о глаголе, как части речи, о роли глагола в речи.

Задачи урока:

Образовательные:-упражнять в распознавании глаголов среди других частей речи;

-обогащать словарный запас учащихся;Коррекционные:- развивать устную речь учащихся, добиваясь составления связного высказывания;- развивать долговременную память, произвольное внимание,- корригировать и развивать личностные качества учащихся (навыки самоконтроля, умение выражать свои чувства;Воспитывающие:

- прививать интерес к предмету;- воспитывать взаимопонимание.

Ход урока.

  • Организационный момент. (Слайд 1).

Психологический настрой.

На уроке наши глаза внимательно  Смотрят и все (что делают?)… (видят). 
Уши внимательно слушают  И всё (что делают?)…(слышат). 
Голова хорошо (что делает?)… (думает).

Давайте подготовим пальцы к письму.

(Физминутка для пальцев)

Откройте тетради, запишите число.

  • Словарный диктант. (Слайд 2).

Начнем урок со словарной работы, повторим орфограммы, которые изучали на предыдущих уроках русского языка.

«Скажи одним словом».Звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.Гроза.Вода в твердом состоянии. Лед.

Глыба льда, плавающая в океане. Айсберг.

Видимая граница между небом и землей. Горизонт.

Теплая погода при наступлении весны, вызывающая таяние снега. Оттепель.

Опадание листьев у деревьев, кустарников. Листопад.

Назовите первую букву в каждом слове. Какое слово получилось? Глагол.

  • Сообщение темы и целей урока. (Слайд 3).

Интересная часть речи  В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет, Или забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … глагол.

Сегодня мы с вами начинаем изучать большую тему глагол и, конкретно будем говорить о роли глагола в речи.

  • Основная часть.

А что вы уже знаете о глаголе?

1. Глагол обозначает – действие предмета.(Слайд 4).

2. Отвечает на вопросы – что делает? Что сделает? Что будет делать?

3. Является в предложении – сказуемым.

(Физминутка для глаз).

Глагол - настоящий богач среди частей речи.

Древнему человеку окружающий мир казался живым. Эти представления о мире отражались в слове. Нашим предкам казалось, что солнце выглядывает, улыбается. Ветер свищет, гонит тучи.

-Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое время года сейчас? Месяц?

-Всмотритесь, вслушайтесь, почувствуйте окружающий мир, последите за тем, как изменяется все вокруг. Мир вокруг нас окружен живой тайной- тайной красоты, тайной разумности, тайной величия. И слово помогает нам приблизиться к этой тайне. Вы поймете, что снег может согреть,снежинки –танцевать, а мороз - украсить.

Все задания в течение нашего урока будут объединены одной темой: «Красота зимней природы».

Прочитайте предложения.

Зимнее утро. Холодный ветер. Пушистый снег.(Слайд 5).

Добавьте в каждое предложение глагол. Что изменилось? Добавилось действие.

А в это предложение добавьте глаголы – синонимы, чтобы предложение стало ярче, эмоциональнее.(Слайд 6)

Засверкал снег на солнце. Засверкал, заблестел, заискрился разноцветными огоньками на солнце снег.

Что теперь изменилось, сделайте вывод. Записать предложение в тетради.

Прежде чем правильно глагол употреблять в речи, необходимо научиться понимать его значение. А значение у глагола может быть различное.

(Слайд 7)Глаголы речи.

Шептать, переговариваться, рассказывать.

Определите значение следующих глаголов:(Слайд 8)

белеет, серебрится, почернеет.

(Слайд 9)Подберите примеры глаголов движения.

Составьте с ними предложения. Запишем в тетрадь то предложение, которое нам больше понравилось.(Слайд 10)«Третий лишний». Выберите «лишний» глагол по значению. Какой глагол убрали? Почему? Какие глаголы остались? Определите их значение. Подберите по одному примеру.

  • Закрепление.Работа по учебнику. (Слайд 11)Упр. № 150. Прочитать предложения. Определите значение каждого глагола. Записать только те предложения, в которых говорится о явлениях природы.

Следующее задание.(Слайд 12)По картинке подобрать глаголы эмоций, движения.

Зима – это не только мороз и солнце, но и скользкая дорога, холодный, пронизывающий ветер.Скоро зимние каникулы и все вы будете отдыхать. Чтобы каникулы только радовали вас,сейчас мы повторим правила поведения зимой. (Слайд 13)

Но прежде вы должны отредактировать их.(Слайд 14) Спите по погоде – Одевайтесь по погоде.(Слайд 15) Нельзя плакать по тонкому льду – Нельзя кататься по тонкому льду.(Слайд 16) Не смейтесь с горы на дорогу - Не катайтесь с горы на дорогу.(Слайд 17) Не перепрыгивай дорогу в неположенном месте – Не перебегай дорогу в неположенном месте.Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что каникулы принесут вам только радость.Итог урока. (Слайд 18)

Я – глагол: являюсь _________обозначаю ________отвечаю ________в предложении бываю ____________могу обозначать _______________

Д/з. стр.115 116, правило, упр. № 117.




Сохранить у себя:
Конспект урока по письму и развитию речи в 9 классе 8 вида "Роль глаголов в речи"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки