Тема: Роль глаголов в речи.
Цели: Обобщить знания учащихся о глаголе, как части речи, о роли глагола в речи.
Задачи урока:
Образовательные:-упражнять в распознавании глаголов среди других частей речи;
-обогащать словарный запас учащихся;Коррекционные:- развивать устную речь учащихся, добиваясь составления связного высказывания;- развивать долговременную память, произвольное внимание,- корригировать и развивать личностные качества учащихся (навыки самоконтроля, умение выражать свои чувства;Воспитывающие:
- прививать интерес к предмету;- воспитывать взаимопонимание.
Ход урока.
Организационный момент. (Слайд 1).
Психологический настрой.
На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все (что делают?)… (видят).
Уши внимательно слушают И всё (что делают?)…(слышат).
Голова хорошо (что делает?)… (думает).
Давайте подготовим пальцы к письму.
(Физминутка для пальцев)
Откройте тетради, запишите число.
Словарный диктант. (Слайд 2).
Начнем урок со словарной работы, повторим орфограммы, которые изучали на предыдущих уроках русского языка.
«Скажи одним словом».Звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.Гроза.Вода в твердом состоянии. Лед.
Глыба льда, плавающая в океане. Айсберг.
Видимая граница между небом и землей. Горизонт.
Теплая погода при наступлении весны, вызывающая таяние снега. Оттепель.
Опадание листьев у деревьев, кустарников. Листопад.
Назовите первую букву в каждом слове. Какое слово получилось? Глагол.
Сообщение темы и целей урока. (Слайд 3).
Интересная часть речи В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет, Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … глагол.
Сегодня мы с вами начинаем изучать большую тему глагол и, конкретно будем говорить о роли глагола в речи.
Основная часть.
А что вы уже знаете о глаголе?
1. Глагол обозначает – действие предмета.(Слайд 4).
2. Отвечает на вопросы – что делает? Что сделает? Что будет делать?
3. Является в предложении – сказуемым.
(Физминутка для глаз).
Глагол - настоящий богач среди частей речи.
Древнему человеку окружающий мир казался живым. Эти представления о мире отражались в слове. Нашим предкам казалось, что солнце выглядывает, улыбается. Ветер свищет, гонит тучи.
-Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое время года сейчас? Месяц?
-Всмотритесь, вслушайтесь, почувствуйте окружающий мир, последите за тем, как изменяется все вокруг. Мир вокруг нас окружен живой тайной- тайной красоты, тайной разумности, тайной величия. И слово помогает нам приблизиться к этой тайне. Вы поймете, что снег может согреть,снежинки –танцевать, а мороз - украсить.
Все задания в течение нашего урока будут объединены одной темой: «Красота зимней природы».
Прочитайте предложения.
Зимнее утро. Холодный ветер. Пушистый снег.(Слайд 5).
Добавьте в каждое предложение глагол. Что изменилось? Добавилось действие.
А в это предложение добавьте глаголы – синонимы, чтобы предложение стало ярче, эмоциональнее.(Слайд 6)
Засверкал снег на солнце. Засверкал, заблестел, заискрился разноцветными огоньками на солнце снег.
Что теперь изменилось, сделайте вывод. Записать предложение в тетради.
Прежде чем правильно глагол употреблять в речи, необходимо научиться понимать его значение. А значение у глагола может быть различное.
(Слайд 7)Глаголы речи.
Шептать, переговариваться, рассказывать.
Определите значение следующих глаголов:(Слайд 8)
белеет, серебрится, почернеет.
(Слайд 9)Подберите примеры глаголов движения.
Составьте с ними предложения. Запишем в тетрадь то предложение, которое нам больше понравилось.(Слайд 10)«Третий лишний». Выберите «лишний» глагол по значению. Какой глагол убрали? Почему? Какие глаголы остались? Определите их значение. Подберите по одному примеру.
Закрепление.Работа по учебнику. (Слайд 11)Упр. № 150. Прочитать предложения. Определите значение каждого глагола. Записать только те предложения, в которых говорится о явлениях природы.
Следующее задание.(Слайд 12)По картинке подобрать глаголы эмоций, движения.
Зима – это не только мороз и солнце, но и скользкая дорога, холодный, пронизывающий ветер.Скоро зимние каникулы и все вы будете отдыхать. Чтобы каникулы только радовали вас,сейчас мы повторим правила поведения зимой. (Слайд 13)
Но прежде вы должны отредактировать их.(Слайд 14) Спите по погоде – Одевайтесь по погоде.(Слайд 15) Нельзя плакать по тонкому льду – Нельзя кататься по тонкому льду.(Слайд 16) Не смейтесь с горы на дорогу - Не катайтесь с горы на дорогу.(Слайд 17) Не перепрыгивай дорогу в неположенном месте – Не перебегай дорогу в неположенном месте.Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что каникулы принесут вам только радость.Итог урока. (Слайд 18)
Я – глагол: являюсь _________обозначаю ________отвечаю ________в предложении бываю ____________могу обозначать _______________
Д/з. стр.115 - 116, правило, упр. № 117.