Конспект урока по окружающему миру 3 класс ПНШ "Свойства полезных ископаемых"

Практическая работа по окружающиму миру "Свойства полезных ископаемых"

Содержимое разработки

Урок по окружающему миру для 3 класса «Свойства полезных ископаемых»

1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

3. Класс: 3

4. Приготовила:Костенко О.В..

5. Тип урока: практическая работа

6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых

2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

















Орг. Момент (Мотивация и актуализация знаний)

- Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас очередное заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (геолог)


- Кого называют геологами? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.)

Ход. урока



Тема. Целеполагания.

- Отследите границы нашего урока. (У с 22-25) «Свойства полезных ископаемых»

-Что вам знакомо в теме? (Полезные ископаемые)

-Приведите синонимы «полезные» ( необходимые, нужные) , «ископаемые» (доставить, извлечь)

-Дайте определения (Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд, добывая из глубины или поверхности земли)

- Что нам нужно сегодня узнать? (СВОЙСТВА)

Цель Изучить свойства полезных ископаемых.

Работать будем в 2 группах, где вы как настоящие ученные будете исследовать свойства полезных ископаемых.

- Ребята, нам члены клуба прислали задание. Прочитайте, что мы должны сделать.(У каждого ученика карточка на парте)

-Подготовить сообщение о свойствах извест­няка, мрамора, глины, песка и их использовании.

- Чтобы определить задачи вы должны добавить слова из задания в незакон­ченные предложения?


1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)

2. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

3. Составить … (сообщение)



-- Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, какие бывают полезные ископаемые? (торф, песок, уголь, гранит, известняк, алмаз, нефть, минеральная вода, природным газ)

-Какую классификацию вы знаете (Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)

- Ребята, человек активно использует полезные ис­ко­па­емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис­ко­паемых

- Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать

1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

( песок)

2. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (глина)

3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)

4. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

- Молодцы!

Общий инструктаж Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника.

- Сейчас вы будете работать по группам.

-Правила работы с оборудованием вы знаете.

- План работы и инструкция у вас в учебнике. (У с 22-23)

-Вам необходимо, в ходе опытов выявить свойства известняка и мра­мора; представить результаты в таб­лице; подготовить сообщение.

- 1 группа исследует известняк

- 2 группа мрамор

- А свойства песка и глины мы определим вместе.

- Для работы каждая группа получила :

- более подробный план проведения опытов (Приложение №1),

- памятку по составлению сообщения (Приложение №2),

- таблицы для заполнения (Приложение №3) у вас в тетрадях (с 6,7)

- картинки для оформления коллажа.

- Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

(-Необходимо правильно распределить работу в группе (выбрать спикера, помощника спикера, человека, который следит за временим)

-Будем выслушивать мнение каждого.

-Следовать плану и следить за временем)

- На выполнение этой работы вам дается 10 минут.

Исследования в группах

Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Оцените Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группе по критериям (умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых)

ФИЗМИНУТКА (проводит ребенок)

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Гору обойдем (топают ногами),
Реку проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).





Представление результатов


Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах известняка представляют коллаж «Использование известняка» (коллаж прилагается) 2-ая группа записывает данные в таблицу.

(- Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.

- Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

- проверьте свойства известняка (таблицу по слайду)

размер частиц

цвет

известняк легче или тяжелее воды

твердость

Мелкие частицы, скрепленные между собой.

Белый, желто-серый.

Тяжелее воды, утонул.

Твердый.


-поблагодарим 1 группу


Учащиеся 2-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах мрамора представляют коллаж «Использование мрамора» (коллаж прилагается).1-ая группа записывает данные в таблицу.


У: - Мы определили значения свойств:; цвет серый, белый, желтый, красный, черный, присутствует блеск; тяжелее воды; твердая горная порода.

У: - Из мрамора построены памятники культуры, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

-- проверьте свойства мрамора (таблицу по слайду)

цвет

наличие блеска

мрамор легче или тяжелее воды

твердость ( в сравнении с известняком)

Белый, серый, красный, черный.

Матовый, но хорошо полируется, блестит.

Тяжелее воды, утонул.

Тверже известняка.



-поблагодорим 2 группу


- Уважаемые ученные, вы прекрасно справились с данной работой. А теперь мы вместе определим свойства песка и глины




Песок и глина.

- Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины природным материалом, песком и глиной .

Ребята, а когда - то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду, так появилась посуда. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.


Рассказ об образовании песка и глины в природе.

- Кто помнит, как образуются песок и глина?

- Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, это не так.

Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно.

Это - высокая и низкая температура воздуха;

дождь и снег;

вода и ветер;

растения.

- Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

- Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

- И так мы видим, что Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и Песок- это обломочная горная порода.

Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

Их сравнение.

- Уважаемые ученые предлагаю приступить к практической части и с помощью опытов определим свойства песка и глины.

- У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

# Определите какого цвета песок, глина

(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

# Видите ли вы дно тарелки? (Нет) -Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина

- Смочите образцы водой. Попытайтесь скатать шарик. Какая порода лучше сохраняет форму?

# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду, этот опыт сейчас вам продемонстрирую.

Учитель показывает опыт. (Вставим в стаканы воронки. Положим в них вату, а затем в 1добавим песок, а во 2 глину. Нальем в воронки воду. Что дольше удерживает воду?)

- Какой вывод можно сделать?

Подведем итог и проверим, какие свойства этих полезных ископаемых мы определили.

- Скажите, пожалуйста, что вы знаете об использовании песка?

-Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

- Его используют в строительстве дорог. Люди придумали соревнования по строительству песочных замков.

- песок – основной материал для получения стекла.

- Как люди догадались производить стекло? Оказывается 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы решили использовать каменную соду, но под воздействием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это смесь оказалась - стекло.

- Ребята, еще песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

- Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

Гончаров на Руси любили и ценили.

- Как еще используют глину?

- Глина – это основной материал для изготовления кирпичей, ее используют в строительстве домов.

- Глину используют при производстве фарфора, фаянса.

-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, вазы. Сервизы.

-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

- Некоторые виды глины считаются целебными и используют в косметологии. Из глины делают прекрасные статуэтки и сувениры.

- Издавна Россия славилась глиняными игрушками. Дымковские, Филимоновские, Каргопольские (Архангелькая облость) которые на ровне с матрешками стали символом нашей страны.

-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий? (У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.)



Работа над проектом.

Сегодня вы попробуете слепить любое изделие из глины, а на уроке труда вы их раскрасите. Выставка готовых работ.

Подведение итогов

- Уважаемые ученые подведем итог нашего заседания. Предлагаю обратиться к поставленным задачам и проанализировать свою работу.

задачи

1.Определить свойства полезных ископаемых.

2. Узнать об использовании полезных ископаемых.

3. Составить сообщение.

- Все ли поставленные задачи мы выполнили? С заданием справились?

Рефлексия

Рада за всех участников заседания. Предлагаю вам, заполните рефлексивный экран. Допишите предложения.

Учащиеся заполняют

- Кто хочет поделиться своими достижениями?

Я узнал, что…

Мне было интересно…

У меня получилось…


Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.

И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.

– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».


Домашнее задание

Дифференцированное:

1) Учебник стр.25задания №1,2, Т с6,7

2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом*.


Сохранить у себя:
Конспект урока по окружающему миру 3 класс ПНШ "Свойства полезных ископаемых"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки