Конспект урока по ОДНК НР «Семья хранитель духовных ценностей»

Конспект урока на тему: «Семья хранитель духовных ценностей». Цели урока:

-познакомиться с понятием «семья» и выяснить её роль в жизни каждого человека;

-познакомиться с обычаями и традициями, их ролью в жизни семьи;

-изучить, как строился уклад в Древней Руси, что из него сохранилось сейчас;

-выяснить воспитательную роль семьи в жизни человека;

-воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;

-развивать коммуникативные способности учащихся.

-познакомиться с понятием «семья» и выяснить её роль в жизни каждого человека;

-познакомиться с обычаями и традициями, их ролью в жизни семьи;

-изучить, как строился уклад в Древней Руси, что из него сохранилось сейчас;

-выяснить воспитательную роль семьи в жизни человека;

-воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;

-развивать коммуникативные способности учащихся.

Содержимое разработки





План-конспект урока

по основам духовно-нравственных ценностей народов России

«Семья хранитель духовных ценностей»









Выполнила: Мамаева Алёна Александровна

учитель ОДНК НР

ГОУ ЛНР «Северодонецкая средняя школа № 12»

м.т. +79595347692

почта: a[email protected]



















2024 год





Цель: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.

Задачи:

-познакомиться с понятием «семья» и выяснить её роль в жизни каждого человека;

-познакомиться с обычаями и традициями, их ролью в жизни семьи;

-изучить, как строился уклад в Древней Руси, что из него сохранилось сейчас;

-выяснить воспитательную роль семьи в жизни человека;

-воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;

-развивать коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения:

Методы: частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты:

Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где

формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную

деятельность.

Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

Оборудование: карта урока, буклет для учащихся, сделанный в программе Publisher, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент. Включение в деятельность.

-Дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. С каким настроением вы пришли на урок? Как готовы работать на уроке? (активно)

- А урок мы сегодня начнем не совсем обычно. Я вам на урок принесла интересные вещи: сосуд, песок, горох и камни.

Конечно, вам трудно догадаться зачем. Ну, пусть это будет интригой для вас до конца урока.

- Но что бы понять то, о чем пойдет речь на нашем уроке, послушайте сказку:

Чтение сказки. Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?

Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой»!

«А в какие ночи твой свет становится ярким?» – спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?

«Ты узнала тайну спешащих странников?» – спросила Луна.

«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»

«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих звёздочек, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»

«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

- Ребята, вы догадались от чем мы будем говорить сегодня с вами?

- Правильно, о самом важном в жизни каждого человека – о семье.

2. Актуализация знаний.

-Сегодня нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин». Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил его доверху небольшими камнями. Он собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли мой кувшин?», на что те ответили: «Да, полон». Тогда мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями. Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?» Ученики вновь подтвердили, что полон. Тут мудрец взял коробку с песком и ее содержимое тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял все свободное место.

Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы вы осознали, что кувшин – это наша жизнь. Камни – самые главные составляющие жизни каждого. Горох – это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.

Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное»

Беседа:

-Ребята, а как вы можете ее интерпретировать? (Идет обсуждение значения данной ситуации.)

-Мы выслушали много интерпретаций.

-Каждый из вас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через свой собственный, уникальный опыт, не схожего ни с чьим другим. И ваша интерпретация просто отражала ваш жизненный опыт.

И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные.

-А интересна ли вам интерпретация профессора?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о семье)                                                

2. Разминка

-И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки. Я назову слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.

-Предлагается слово «СЕМЬЯ» (Вывешиваю круг солнышка со словом «семья») (группы, учащихся приводят свои слова-ассоциации с этим словом)

3) Обсуждение:

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?                                                                                                           

 4) Определение слова «СЕМЬЯ»

- Какое определение вы бы дали понятию «семья»?  (дети говорят)   

Учитель: Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.                                                 

5) Работа в группах:

-Каждый из вас мечтает о том, чтобы ваша семья была счастливая.

–Вам необходимо НАРИСОВАТЬ ПОРТРЕТ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ.

4. Физминутка

- А сейчас поиграем в игру, которая называется

"Моя семья".

Встаньте все и выполняйте по заданию:

- Присядьте те, --- - кто похож на маму?

- Потопайте те, ---- кто похож на папу?

- Покружитесь те, ---- кто похож сам на себя?

-Похлопайте те, --- у кого есть сестрёнки?

-Покачайте головой те, --- у кого есть братишки?

-Попрыгайте те,----- у кого есть и братишки и сестрёнки

-Поднимите руки те, --- у кого пока никого нет?

-Скажите громко «Да, люблю!» ----- кто любит свою семью и дорожит ею!


- А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.


а) Чтение и обсуждение притчи.(слайд 8)

«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова…


- Какие это слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

- Как можно назвать такую семью?


- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???

Ребята, а каковы задачи семьи?

6) Семейные ценности. Работа в микрогруппах.

а) Работа с пословицами.

- Вспомним пословицы о семье. О чём нас учит народная мудрость?  Необходимо собрать пословицу, прочитать и объяснить её смысл.

  1. В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.

  2. Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.

  3. Семья /без детей, /что цветок /без запаха.

  4. Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.



б) Строительство дома.

- Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.

-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях и построить дом. (Слайд) (Работают самостоятельно. Склеивают дом, а затем его вывешивают на доску). Выходит, по одному представителю от группы, объясняя почему группа выбрала именно то или иное понятие.

(Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье. (Учащиеся выбирают «правильные» понятия – в идеале, отрицательные остаются. ).

Итак, мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье.

  1. Закрепление.

1) Игра «Угадай слово»

-Поиграем с Вами.

Я называю определения терминов – ваша задача, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)

Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте – Сопереживание

Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга – Равенство

Всей семьёй Вы способны на многое – поддержка

Умение принимать человека таким, какой он есть – толерантность

Умение уступать друг другу – компромисс

Нежная забота друг о друге – любовь

Преданность друг другу – верность

Чуткое отношение друг к другу – нежность

Прислушиваться друг к другу – умение слушать

Уважение и благодарность – признание

Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства – приспособляемость

Чувство безопасности и уверенности – доверие.



После того, как солнышко построено делается вывод

Вывод: -Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья может дать нам стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

И получается, что семья-это наше первое общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным.

По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):

1. Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ о семьи

2. Придумать герб семьи.




Используемые образовательные ресурсы:

1.А.В.Давыдова. Классные часы. 8 класс. М, ВАКО, 2008 год

2.Семейный кодекс РФ.

4.https://yandex.ru/images

5.nsportal.ru

6. https://kopilkaurokov.ru/



8



Сохранить у себя:
Конспект урока по ОДНК НР «Семья хранитель духовных ценностей»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки