Урок математики по новому стандарту с использованием мультимедийного приложения к УМК
Предмет | математика | |
Класс | 5 | |
Тип урока | урок «открытия» нового знания | |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая | |
Тема | Понятие о равенстве фигур | |
Цель | научиться устанавливать равенство произвольных фигур | |
Ресурсы урока | Учебник: Математика, 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.К.Муравин, О.В. Муравина. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. Электронное приложение к учебнику Г. К. Муравина, О. В. Муравиной «Математика. 5 класс» Дрофа, 2012 Техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран. Учебные материалы: лист самоконтроля (приложение), сигнальные карточки (зеленого и красного цветов), презентация, карточки с заданием | |
Планируемые результаты | Личностные: формирование и развитие коммуникативных умений, умения работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели, составлять план решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Предметные: сформировать умение устанавливать равенство произвольных фигур, повторить правила сравнения фигур |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | (Приветствуют учителя, слушают его, определяют свое эмоциональное настроение и показывают его с помощью сигнальных карточек.
Знакомство с листом самоконтроля.)
-Разделить на группы по форме, размерам. Назвать равные фигуры.
-Круги, прямоугольники, треугольники, параллелограммы. (Высказывают свои предположения). | (слайд №1) -Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть на уроке математики. С помощью сигнальных карточек покажите мне свой настрой на работу. (Зеленый цвет - хорошее настроение, красный цвет - плохое настроение, обе карточки – к уроку готов!) Девиз сегодняшнего урока: (слайд №2) «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». Б.Паскаль. (Раздаются листы самоконтроля)
-Перед вами изображены геометрические фигуры. Какие задания вы можете предложить выполнить с ними? (слайд №3 из презентации на экране проектора)
-Назовите равные фигуры. -Можем ли полагаться только на зрение, чтобы сказать, что эти фигуры равны? | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | (В ноутбуках находят электронное приложение к УМК, главу 1, раздел 5 и выполняют четыре задания, работая в парах, заполняют лист самоконтроля) Задания:
Вопросы учеников. Равны ли произвольные фигур в задании №4? Какой правильный ответ? -Только на зрение полагаться нельзя. Нужно знать правила (приемы) сравнения заданных фигур.
- Сравнивали отрезки, для этого использовали линейку. Окружности –циркуль, углы- транспортир.
- Определить равенство фигур произвольной формы. - Равенство фигур.
- Какие фигуры называются равными.
- Понятие о равенстве фигур. | -Выполните тест «Зрительные иллюзии». В ноутбуках откройте электронное приложение к УМК, найдите главу 1, раздел 5 и выполните четыре задания, работая в парах. Заполните лист самоконтроля. Электронное приложение к УМК:
Ответы получились разными при определении равенства произвольных фигур. Как же устанавливать равенство фигур? Можем ли полагаться только на зрение? Как нам решить эту проблему? -Вспомните, встречались ли вам ранее задания, где нужно было устанавливать равенство фигур? Что это за фигуры были? Как определяли равенство этих фигур?
-Что нового увидели в задании по сравнению с предыдущими? -Теперь мы можем сформулировать тему урока? - Верно. Т.к. фигуры могут иметь разные формы и размеры, то прежде, чем устанавливать равенство фигур, какой вопрос еще должны выяснить о произвольных фигурах? -Итак, тема нашего урока? (Тема фиксируется на доске и в тетрадях обучающихся) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: формулирование проблемы. Регулятивные: саморегуляция |
3.Этап выявления места и причины затруднения. |
- Нет
- Искать способ сравнения фигур - Думать, рассуждать, искать информацию. | -Рассмотрим рисунок №38 из учебника. Как установить равенство изображенных фигур? Мы можем сразу «на глаз» сказать, равны ли фигуры?
-Так чем вы сейчас будете заниматься? -Как вы будете искать этот способ? | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | - Понять смысл нового понятия «равенство фигур», узнать определение, научиться сравнивать произвольные фигуры - Информация из учебника, жизненный опыт, умение сравнивать отрезки, окружности. (Учащиеся прослушивают информацию о формах и размерах фигур, о различных приемах установления равенства фигур, выведенную на общий экран)
Алгоритм 1.Скопировать на кальку одну из фигур. 2.Наложить копию на вторую фигуру, так, чтобы они совпали ( при этом можно переворачивать кальку). 3.Если совпали, то фигуры равны. 4. Если не совпали, то фигуры не равны.
(Используя в качестве кальки прозрачные тетрадные обложки, учащиеся определяют равенство фигур. С помощью сигнальных карточек проверяется правильность выполнения №137. Учащиеся фиксируют свои результаты в листе самоконтроля) | -Сформулируйте цель своей деятельности?
-Что вам поможет в достижении своей цели? -Обратимся за помощью к электронному приложению к УМК гл.1, раздел 5 «Форма и размер». Прослушаем информацию.
-Используя, услышанную информацию составьте алгоритм установления равенства произвольных фигур (Проговорить и показать на экране слайд4 )
-Пользуясь этим алгоритмом выполнить задание из учебника №137 | Предметные: формирование навыков установления равенства произвольных фигур, решение практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные: планирование учебной деятельности Регулятивные: саморегуляция |
5.Этап реализации построенного проекта. | (Учащиеся работают в парах) - В №138 установить равенство фигур можно по определению равных фигур, т.е. сравнением форм и подсчетом клеток в фигурах. - В №139 равенство отрезков целесообразнее определять с помощью циркуля, т.к. разница в длинах небольшая. - В №143 равенство фигур определяется с помощью кальки и цвет к равенству фигур никакого отношения не имеет. (Учащиеся фиксируют свои результаты в листе самоконтроля) | -Выполним задания из учебника №138, 139, 143. Работая в парах, выясните какие приемы удобнее применять для нахождения равных фигур. И что при этом использовать циркуль, линейку или кальку. (Проверка ответов с помощью сигнальных карточек) | Предметные: формирование навыков установления равенства произвольных фигур, решение практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Регулятивные: саморегуляция |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | (Слушают утверждения и выполняют соответствующие упражнения).
(
Учащиеся выполняют задание по карточке, проговаривая приемы для установления равенства фигур). Карточка
(Учащиеся фиксируют свои результаты в листе самоконтроля).
-№148.Закончите предложения. Отрезки равны, если равны их …(длины) Окружности равны, если равны их …(радиусы) Квадраты равны, если равны их …(стороны) Фигуры равны, если …(полностью совпали при наложении) (Учащиеся выполняют задание, фиксируют свои результаты в листе самоконтроля) | (слайд 5) -А сейчас, физкультминутка. Правила: если согласны с услышанным утверждением присесть, голову наклонить вперед; если не согласны - стоя прямо, руки отвести в правую сторону, голову при этом повернуть в левую сторону Утверждения:1)Любые два отрезка равны. – Нет 2)Любые два луча равны. -Да 3)Две любых окружности равны. – Нет 4)Два любых квадрата равны. – Нет 5) Две фигуры равны, если они при наложении полностью совпадают.- Да
-Проверим равенство фигур, которые были предложены в начале урока. Выясним, чьи ответы были правильными. Работа по карточкам (фронтальная, проверка с помощью сигнальных карточек)
-Следующее задание из учебника №148. (Работа фронтальная, проверка с помощью сигнальных карточек)
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: саморегуляция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: анализ, сравнение |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | - Выполнить самостоятельную работу. (В ноутбуках находят электронное приложение к УМК, главу 1, раздел 5 «Контрольный тест №6» и выполняют его. Заполняют лист самоконтроля) | -Что нужно сделать, чтобы проверить себя? -Обратимся за помощью к электронному приложению к УМК гл.1, раздел 5 «Контрольный тест №6»
| Регулятивные: саморегуляция Познавательные: анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения. Личностные: самоопределение с целью получения наивысшего результата |
8.Этап включения в систему знаний и повторение. | - Раскрой ткани, т.к. при этом используются выкройки, которые накладываются на ткань. Штамповка одинаковых наклеек, узоров на тканях, стенах, одинаковых рисунков на одежде. Перерисовывали понравившийся рисунок с помощью прозрачной бумаги и т.п. (Приводят свои примеры, делятся своими наблюдениями, предположениями) | -Приведите примеры, где в жизни вы встречались с равными фигурами, как строятся эти равные фигуры.
| Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
9. Рефлексия учебной деятельности.
| (Подсчитывают набранное за урок количество плюсов, выставляют себе отметку, сдают лист самоконтроля, отвечают на вопросы, с помощью сигнальных карточек оценивают свою деятельность на уроке).
| - К сожалению, наш урок подходит к концу. Подведем итоги: выясним, кто набрал наибольшее количество плюсов. 1. Какое у вас впечатление о нашем уроке? 2. Оцените свою деятельность на уроке? 3. Как вы себя чувствовали на уроке? Что вам понравилось, что не понравилось? 4. Вы достигли поставленной цели? Если вы сегодня на уроке все поняли и успешно справились с заданиями, то поднимите карточку зеленого цвета, а если ничего непонятно, то карточку красного цвета, если были ошибки при выполнении заданий и неуверенность, то обе карточки. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Личностные: смыслообразование |
10. Домашнее задание | (Записывают задание) | -Принести ножницы и модели параллелограмма, прямоугольника, круга, вырезанные из плотной бумаги. Задача на смекалку №155(задачи со спичками) |
|
\Лист самоконтроля
№ | ФИ: | За правильный ответ поставь себе «+» | Максимальное количество «+» |
1 | Зрительные иллюзии (тест) |
| 3 |
2 | №137 (из учебника) |
| 1 |
3 | Работа в паре |
| 4 |
4 | Карточка |
| 3 |
5 | Контрольный тест №6 |
| 5 |
6 |
| Количество «+» - Отметка:
| Итого: «5»- 16+ -14+ «4»- 13+ -11+ «3»- 7+ -10+ «2»- 6+ -0+ |