Конспект урока по математике в 10 классе
Теме: «Тригонометрические формулы»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Развивать образовательные компетенции учеников по темам «Радианная мера угла», «Поворот точки вокруг начала координат», «Определения тригонометрических функций», «Знаки синуса, косинуса, тангенса», «Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла», «Синус, косинус и тангенс углов, принимающих положительные и отрицательные значения», «Формулы приведения».
Воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений, настойчивость в достижении поставленных целей.
Развивать любовь к предмету через реализацию технологий проблемного обучения, сотрудничества и личностно-ориентированного подхода в обучении, а так же через развитие критического мышления, использования исторических сведений и связь с жизнью.
Ход урока
Введение в тему
Здравствуйте ребята!
Сегодня вы продолжите изучать тригонометрические формулы.
Девизом сегодняшнего урока послужат слова математика А.А. Маркова «Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим инструментом человеческого гения! В формулах заключено величие и могущество разума…!» Сегодня я постараюсь доказать вам, что формулы изучать интересно и некоторые из них достаточно легко выводятся из других формул или запоминаются с помощью специальных правил. Работать на уроке будете и самостоятельно, и парами, и группами.
Разминка
Задание
Цель: проверить умение учащихся находить точки на единичной окружности, соответствующие результатам поворота начальной точки на указанные углы.
Форма организации деятельности: самостоятельная работа по двум вариантам на индивидуальных карточках.
Какие слова вы получили?
Ответ: I вариант – «ТРИГОНО», II вариант – «ОМЕТРИЯ».
Учащиеся записывают в тетрадь получившиеся ответы и сдают свои листочки для проверки самостоятельной работы учителем. (Я прошу двух детей, которые первыми справились с этим заданием, написать ответы задания №1 маркером на листах А4 и магнитами прикладываю в нужном порядке на доску).
Дети заносят самооценку в «Лист успеха» и позже учитель выставит отдельную отметку за самостоятельную работу.
Рs: «Лист успеха» - рабочий лист по оценке образовательных достижений учащегося на каждом этапе урока: самооценка, взаимооценка (работа в парах), отметка учителя.
Работа в парах:
А сейчас соседи соедините свои ответы. Какое получили слово?
Ответ: «ТРИГОНОМЕТРИЯ».
Дети делают вывод, самостоятельно формулируют тему урока «Тригонометрические формулы», записывают её в тетрадь, записывают сегодняшнее число и ставят перед собой цели (фронтальная работа в виде беседы). Ученик использует фразы «Я научусь…, узнаю…, смогу…». Учитель тоже формулирует свои собственные цели урока (учитель использует фразы «Вы научитесь…(базовый уровень), получите возможность научится…(повышенный и высокий уровни)») (см. цели выше).
II. Основной этап урока
Задание №1
Вопрос - Загадка: «Моё название отличается лишь одной буквой от знака числа. Что это?».
Ответ: «СИНУС».
Задание №2
Цель: проверить знание учащимися знаков синуса, косинуса, тангенса, котангенса и умение определять знакопостоянство тригонометрических функций в координатных четвертях.
Форма организации деятельности: парная работа на карточках.
Вопрос: «В каком году ввели современное обозначение для синуса и косинуса угла?»
Ответ: «1739».
Дети заносят самооценку и взаимооценку в «Лист успеха».
Задание №3
Вопрос: «Кто впервые ввёл современное обозначение для синуса и косинуса угла?»
Вы это узнаете после выполнения кодированного задания.
Цель задания: проверить умение учащихся находить значения тригонометрических функций, проверить умение учащихся находить синус, косинус и тангенс углов, принимающих положительные и отрицательные значения; умение работать самостоятельно.
Форма организации деятельности: самостоятельная работа по вариантам на карточках.
Какое слово вы получили?
Ответ: «БЕРНУЛЛИ». Историческая справка.
Дети заносят самооценку и взаимооценку в «Лист успеха».
Учащиеся записывают в тетрадь получившиеся ответы и сдают свои листочки для проверки самостоятельной работы учителем.
Задание №4
Цель: проверить умение учащихся находить положение точки на единичной окружности, умение определять знаки тригонометрических функций в полученных четвертях; умение работать в группе.
Форма организации деятельности: групповая работа на карточках.
Вопрос: «Кто доказал формулы приведения, а так же ввёл обозначения для других тригонометрических функций?» Вы это узнаете после выполнения кодированного задания.
Учитель напоминает правила работы в группе, проводит краткий инструктаж к заданию.
Ответ: «Эйлер». Историческая справка.
Дети заносят самооценку - свою оценку работы в группе в «Лист успеха».
Задание №5 «Включите свет!» - постановка проблемы вычисления тригонометрических функций больших углов.
Цель: проверить умение учащихся находить значения тригонометрических функций, умение работать в группе.
Форма организации деятельности: групповая работа на карточках.
Я прошу детей показать полученную работу, поднять вверх свои домики.
Спрашиваю, в каком примере группа испытывала затруднения при нахождении ответа? Ожидаемый ответ: sin 150 градусов.
Два ученика выходят к доске, объяснить решение последнего примера:
1 способ) sin 150 = sin (180-30) = sin 30 = 0,5 (определяется четверть, в котором находится аргумент; знак исходной функции). Делается акцент, что угол в результате преобразований получается острый. Вспоминают понятие «формулы приведения» и «мнемоническое правило».
2 способ) sin 150 = sin (90+60) = cos 60 = 0,5
Задание №6 «Исторические сведения».
Вопрос «Почему правило, которое используют при применении формул приведения, называют мнемоническим?». Получите ответ на этот вопрос, решив кодированное упражнение на закрепление новой темы.
Цель: проверить умение учащихся применять мнемоническое правило при решении примеров на использование формул приведения.
Форма организации деятельности: групповая работа на карточках.
Слайд
Слайд (в помощь учащимся при решении кодированного задания)
Учитель просит участников группы распределить примеры между собой и затем, совместно подставив ответы во вторую часть карточки получить ответ на поставленный учителем вопрос.
Ответ: «В древнегреческой мифологии богиней ПАМЯТИ была МНЕМОСИНА. От её имени происходит слово МНЕМОНИКА, означающее совокупность приёмов для облегчения запоминания».
Учитель просит вспомнить учащихся с области применения формул приведения:
В геометрии и стереометрии (Например, доказать, что синусы смежных углов равны, или рассмотреть фрагмент задачи на решение прямоугольного треугольника, где речь идет о внешнем угле треугольника).
В алгебре и началах анализа (Например, решить задания на вычисление тригонометрических выражений с преобразованием выражений, содержащих формулы приведения. См. сайт «Решу ЕГЭ», математика профильного уровня).
Задание№7 (с сайта «Решу ЕГЭ»)
ОТВЕТ: 35
III. Запись домашнего задания
п.31, повторить правило
Задание 1 (кодированное упражнение, задание на карточке №95)
Задание 2 (кроссворд)
ОТВЕТ:
ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
Подведём итоги урока и ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Какие формулы, правила повторили?
Для чего применяют тригонометрические формулы?
Учащиеся подводят итоги урока, проводят рефлексию: отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, которые записаны в «Листах успеха», анализируют свои достижения на данном уроке.
Учитель подводит итоги урока. Выделяет лучшие моменты урока и лучшие группы (если это необходимо), поощряет и оценивает (устно) участников урока, благодарит за урок.