"Десятичная запись дробных чисел"

Конспект урока по математике 5 класс по учебнику Виленкина. Конспект урока по ФГОС.

Содержимое разработки

ПЛАН УРОКА
Десятичная запись дробных чисел.



ФИО (полностью)

Бурнаева Елена Михайловна

Место работы

МБОУ «Дубенская СОШ»

Должность

учитель

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Десятичная запись дробных чисел, 1

Базовый учебник

«Математика. 5 класс», Н. Я. Виленкин и др.

8 Цель урока:

ознакомить учащихся с десятичной дробью;

учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.

9. Задачи:

- обучающие

* ввести понятие десятичной дроби через обыкновенные дроби, имеющие в знаменателе разрядные единицы (10, 100, 1000 и т.д.)

* познакомить с названиями десятичных разрядов дробной части числа,

* научить читать и записывать десятичные дроби.

-развивающие

* способствовать развитию мыслительных процессов (анализ, логика)

-воспитательные

* прививать навыки самообразования, умение работать в парах, индивидуально, в группах.

  1. Тип урока

Введение нового материала

  1. Формы работы учащихся

Преимущественно самостоятельная (в парах, в тетрадях, с учебником, коллективное обсуждение)

  1. Необходимое техническое оборудование

Компьютер + мультимедийный проектор + экран.

Сигнальные карточки у каждого( кружочки)

Структура урока и ход урока Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР,

слайда в презентации.


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.

Слайд 3

Приветствие учащихся.

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте вы за парты тихо,

Руки – палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь!

Проверка собственной готовности к уроку: наличие учебных принадлежностей,

Правильная посадка.

1 - 2

2

Мотивация урока

Слайд 4

Обращается к детям. Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока. Она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.

Беседа с учителем:

пытаются выполнить задания учителя и находят ответ. Это дробь.

2

3




Устная работа.

Подготовка к изучению нового материала через повторение.

Слайд 5

Предлагаю прочитать дроби: ; ;;; ; ; ; ; ; . Предлагаю разделить их на две группы. Какие? Что интересного заметили у этих дробей?

Читают дроби по цепочке.

Находят ответ на вопрос учителя. Это правильные и неправильные дроби. Отвечают: все дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д.

1

4

Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению нового материала.

Слайды 6,7,8.

Предлагает задание: выразите 6дм 3см в дециметрах и 4ц17кг в центнерах. После проверки. Обратите внимание на знаменатели полученных дробей. Согласны ли вы с тем, что в заданиях знаменателями являются числа, записанные единицей и нулями, т. е. 10, 100, 1000 и т. д.? С такими дробями, как видно, часто приходится иметь дело в повседневной жизни, выполнять над ними вычисления. А поэтому для записи дробей, у которых знаменатели 10, 100, 1000 и т. д., используют позиционный принцип изображения чисел в десятичной системе счисления и называют их десятичными.

Новый вид дробей более простой и более удобный, с которым мы сегодня и познакомимся.

Пишут в тетрадях.

Задания группам: 1 вариант и 2 вариант.

Проверяют ответы. Пишут в тетрадях тему урока.









Сосредоточить внимание на слайд №8.

4

5

Основная часть.

Изучение нового материала

Тренажёр «Разрядная таблица» (натуральные числа, десятичные дроби) Вставить в презентацию.

(http://school-collection.edu.ru/catalog/)

Слайд 9

Предлагаю ответить на вопросы.

1. Какой наименьший разряд для натуральных чисел? (Разряд единиц)

2.  Может ли быть еще меньший разряд? (да, если использовать дроби)

3.  Как вы считаете, во сколько раз может быть меньше разряд, который мы располагаем на первом месте правее от разряда единиц? (в 10 раз)

Этот разряд мы называем десятые доли единиц.

4. Следующий за разрядом десятых долей разряд, как вы считаете, во сколько раз будет меньше чем единица? (в 100 раз)

5.  Как бы вы назвали следующий разряд? (тысячные доли единиц)

Демонстрирует варианты ответов в Тренажёр через проектор

Беседа с учителем.

Работа индивидуальная.

Предлагают свои варианты ответов через сигнальные карточки.

3


Осмысление нового материала.

Слайды 10, 11, 12

Предлагает познакомиться с новым материалом посредством слайдов.

Выступает в роли консультанта либо демонстрирует слайды. Показывает правильное чтение десятичных дробей. Числа со знаменателями 10; 100; 1000 и т. д. условились записывать без знаменателя. Целую часть отделяют от дробной части запятой.

Вместо пишут 6,3 (читают «6 целых 3 десятых»)

Вместо пишут 4,17 (читают «4 целых 17 сотых»)

Выводы демонстрирует на слайдах

Изучают теоретический материал в парах по учебнику и записывают в тетрадь примеры.

Читают дроби.

Делают выводы и записывают в тетрадь примеры:

5

6

Рубрика.

Это интересно.

Слайд 13

Предлагает информацию на слайде. Обыкновенные дроби вошли в математику очень давно: они были известны еще в Древнем Египте примерно 3000 лет тому назад. Десятичные дроби появились позже: их впервые ввели в математику независимо друг от друга математик и астроном Аль-Каши (ХV век) и нидерландский математик и инженер Симон Стевин в ХVI веке. В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – «Арифметике» Магницкого.

В калькуляторах целая часть и дробная отделяются точкой. Такая форма записи принята в США и других странах. У нас принято отделять целую часть от дробной запятой.

Дети слушают.

2

7

Первичное закрепление.

Слайд 14

Предлагает задание: дроби слайда №5 распределить на два столбика правильные и неправильные и записать в виде десятичных. Консультирует, помогает.

Пишут в тетрадях переводя дроби в десятичные и сверяют ответы.

2

8

Физкультминутка.

Слайд 15

Демонстрирует текст физкультминутки.

Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши- ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.

Выполняют движения и читают (знают наизусть или пользуются текстом)

1,5

9

Закрепление материала.

Слайд 16

Предлагает выполнить задание в тетрадях № 1144 из учебника с последующей проверкой.

2,4; 4,9; 24,25; 98,03; 1,01; 1,1; 4,333; 8,045; 75,0008; 9,565.

Решают на доске и пишут в тетрадях. Можно проверить ответы с помощью слайда.

3

10

Устная работа.

Слайд 17

Предлагает задание №1145 из учебника по рядам: а) 1ряд, б) 2ряд, в) 3 ряд. Демонстрирует на слайдах.

Работа с учебником. Читают десятичные дроби. Если 1 ряд читает, то другие для оценки применяют сигнальные карточки.

3

11

Промежуточный контроль знаний. Проверь себя.

Слайд 18

Выступает в роли консультанта, предлагая № 1146 из учебника: а) 1 вариант, б) 2 вариант. Демонстрирует ответы на слайде.

Выполняют в тетрадях, а при проверке ответов обмен тетрадями с соседом. Оценку ставят по рекомендации учителя.

3

12

Повторение.

Слайды 19,20

Предлагаю решить ребус.

Предлагает решить задачу №1164 из учебника. Проводит анализ задачи, задает вопросы.

О чем говорится в задаче. Сколько было арбузов? Что сказано про массу одной дыни. Чему равна общая масса? Что удобнее обозначить за х?

Демонстрирует решение на слайде.

Беседа с учителем . Находим ответ. (задача)

Читают условие задачи. Беседа с учителем. Решают в парах самостоятельно, пишут в тетради с последующей проверкой на слайде. Оценивают участие каждого в решении.

7

13.

Дополнительно.

Самостоятельная работа.








Слайд 21

Предлагает решить №1151 по рядам:

А) 1ряд, Б) 2ряд, В) 3 ряд. Демонстрирует ответы на слайде.

6² + 24

: 12

× 20

+ 60

: 32

Ответ: 5

2³ × 9

- 34

+ 18

: 14

× 25

Ответ:100

6 м 20 см

: 31

+ 30 см

× 4

- 1 м 60см

Ответ: 40см



Работают в тетрадях. Проверка ответов и самооценка.

2

14

Рефлексия

Слайды 22, 23

Предлагает ответить на вопросы. Что нового для себя узнали? В чём затруднялись? Чему научились? Какую проблему ставили на уроке? Удалось ли нам её решить?

Предлагает оценить степень усвоения материала. Получил отличные знания. Усвоил хорошо материал. Усвоил материал частично.

Беседа с учителем.

Обсуждают степень выполнения задач урока, Выбирают оценку на слайде.

2

15

Домашнее задание.

Слайд 24

Демонстрирует задание на слайде:

п. 30, №1166(а), №1169. Комментирует его. Спасибо за урок!

Записывают задание в дневник

0,5









Литература.

1. Н.Я.Виленкин и др., «Математика 5», «Мнемозина», Москва, 2008

2. Орлов А.С. “Основы курса истории.”-М.:Простор, 2000.

3. Журнал «Математика в школе».

4. Интернет-ресурсы.

5. http://www.festival.1september.ru

6. http://www.it-n.ru





Сохранить у себя:
"Десятичная запись дробных чисел"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки