Урок литературного чтения
во 2 «Б» классе
Учитель: Медведева М.И.
2018-2019 учебный год
Краткосрочный план урока по литературному чтению
Сквозная тема: | ТРАДИЦИИ И ФОЛЬКЛОР | |||
Школа: Краснознаменская СШ | ||||
Дата: 22.02.2019г. | ФИО учителя: Медведева М.И. | |||
Класс: 2 «Б» класс. | Количество присутствующих: 7 отсутствующих: - | |||
Лексическая тема: | 66.Бытовые сказки. | |||
Тема урока: | «Айога» (нанайская народная сказка) | |||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | ||||
2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценировование. 2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя). 2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки или по готовым рифмовкам – считалочки (с помощью учителя). | ||||
Развитие навыков: | 1.2 Пересказывание произведения. 2.4 Определение жанра литературного произведения. 3.2 Создание творческих работ разных жанров. | |||
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Все учащиеся смогут: Узнать о бытовых сказках и её героях. Большинство учащихся смогут: Оценить поступки героев как «хорошие» или «плохие» с точки зрения принятых обществом норм. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Подтверждать свое мнение отрывками из текста. Рассказать об отличиях бытовых сказок. Составить картинный план пересказа, определяя правильный порядок иллюстраций. Объяснять смысл пословиц. Некоторые учащиеся смогут: Придумать и нарисовать свой конец сказки. | |||
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: Сказки народные и авторские, волшебные, бытовые, сказки о животных. Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский. Вопросы для обсуждения: - Можно ли гордиться красотой? - Какую традицию, почитаемую у людей разных народов, нарушают люди, отказываясь помогать своей маме? | |||
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. | |||
Межпредметные связи | - самопознание - познание мира | |||
Навыки использования ИКТ | На данном уроке использую ресурсы bilimland.kz (видеоколлекция и аудиохрестоматия) | |||
Ход урока | ||||
Этапы урока, t | Запланированная деятельность на уроке
| Ресурсы | ||
Начало урока 0-1 мин | Создание положительного эмоционального настроя Прозвенел и смолк звонок Он позвал нас на урок. Дружнo за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся! Будем вместе мы трудиться, Не пристало нам лениться! |
| ||
2-10 мин | Актуализация знаний. - Давайте попробуем поставить учебную задачу на урок, связав ее с темой «Сказки». Инсценировка диалога (подготовленные дети). - Бабушка, расскажи мне сказку. - А какую хочешь сказку, внучек? - Бабушка, а разве сказки бывают разные? Учитель предлагает детям рассказать, какие бывают сказки. Работа в группах. Составление постера «Сказки». СКАЗКИ (волшебные, о животных, бытовые, народные,авторские) Изучение основ теории литературы. Вывод: Сказки - это один из жанров устного народного творчества. Они бывают народные и авторские, волшебные, бытовые, а также сказки о животных. |
Ресурс bilimland.kz (видеоколлек ция) Листы бумаги, маркеры | ||
Критерии успеха
| Цель нашего урока – научиться: - читать вслух правильно, сознательно и выразительно; - составлять план произведения; - пересказывать произведение по составленному плану. |
| ||
Середина урока 10-25 мин | Работа по теме урока. 1.Организация восприятия нового материала. - Прочитайте пословицы, которые лежат у вас на парте и обсудите в группе, какой темой они объединены и в чём заключается настоящая красота человека? - Ребята, я прошу вас ответить на такой вопрос:
М О Ж Н О Г О Р Д И Т Ь С Я К Р А С О Т О Й ?
2.Отгадывание загадки «Расшифруй слово». Используя знаки под буквами, расшифруйте слово
- Что у вас получилось? (Айога) 3. Исследовательская работа. Поиск информации. - Литературное произведение, с которым мы сегодня будем работать, называется «Айога». - К какому жанру относится это произведение? (сказка) - Верно, это нанайская народная сказка. Там, где плещет Амур, сверкая (Подготовленный ученик рассказывает о нанайском народе.) Подготовка к восприятию текста. С л о в а р н о - л е к с и ч е с к а я р а б о т а. Нарты – национальные деревянные санки на полозьях длиной не более 2,5 м, высотой – около 1 м, предназначенные для езды на собаках или на северных оленях. Чум – конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири. Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России. Кочевники – мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. 4.Первичное восприятие текста сказки. Аудиопрослушивание сказки «Айога». 5. Проверка понимания текста сказки. Формулирование вопросов и ответов по содержанию произведения (простые уточняющие вопросы, умение находить ответы из текста) – Что вам понравилось в сказке? Что удивило? Чем вы огорчились? – Что вы можете сказать об этой девочке? (она была красивая) - Что вы ещё узнали об этой девочке? (отказалась помочь матери, придумывала отговорки) – Почему же красивая девочка вам не понравилась? (Стала ленивая и всё время любовалась собой.) – А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать? (нет, она бы изменила свое поведение, извинилась) – Как была наказана Айога? (превратилась в гуся) Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? (нет) – Послужило ли Айоге это уроком? (нет, она продолжала гордиться своей красотой) – А на самом деле какой она стала? (некрасивой, неуклюжей) – Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье? (она очень гордилась своей красотой) – С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? (её все хвалили) – Кто же виноват в том, что Айога так изменилась? (в первую очередь – она сама, и окружающие) - Какого же испытания не выдержала Айога? (красотой) – Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. На что обрекают себя самовлюблённые люди? (они остаются одни) 5.Работа в тетради. Детям предлагается выбрать слова, соответствующие героям сказки, и соединить стрелочками с персонажем, добавить качества, отражающие характер девочек. | Напечатанные пословицы
Вопрос на столах у детей
Ресурс bilimland.kz (аудиохрестоматия)
Тетрадь рабочая стр.58
| ||
25-27 мин | Физминутка «Семья». Расскажите мне, ребята, Как денек вы провели? - Все расскажем по порядку: Утром делали зарядку и для тела, и для глаз. - Как? - Вот этак, вот так! А потом? - Дружно, весело играли. - Как? - Вот этак, вот так! - А потом? - В бассейне мы купались, плавали, плескались. - Как? - Вот этак, вот так! - А потом? - Мы на улице гуляли, за природой наблюдали. - Как? - Вот этак, вот так! - А потом? - Мы устали, на кроватках отдыхали. | Музыка | ||
Конец урока 28-38 мин | 1.Работа над содержанием произведения. - Рассмотрите иллюстрации, расположите их в правильном порядке и составьте план для пересказа сказки по иллюстрациям. 2.Работа в тетради (задание №3) Учащиеся соединяют начало пословиц с концовкой. Раскрашивают текст пословицы, которая подходит к сказке. 3. «Мозговой штурм». Можно ли хвалиться красотой? - Какая бывает красота у человека? (внутренняя и внешняя) - Какими качествами должен обладать современный человек, что бы его можно было назвать красивым? - О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? (Нужно быть добрыми, не зазнаваться) - А что ценят в людях разные народы? (доброту и трудолюбие) - А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому? Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим? (должна понять, что поступала плохо и тогда она опять сможет превратиться в девочку.) В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)? 4.Выборочное чтение. – Прочитайте эпизод, в котором описывается превращение Айоги в гуся. – На глазах соседской девочки происходит превращение, как она – добрый, душевный человек – реагирует на это? Порассуждайте. (Испуг, удивление, жалость, невозможность помочь.) – Отразилось ли на Айоге происшедшее? Прочитайте. (Никакого вывода Айога для себя не сделала. По-прежнему считает себя очень красивой и довольна собой. Она слишком возлюбила себя, а о других забыла. Так не должно быть. Грустный конец, хотя Айога весело выкрикивает свое имя.) | Учебник стр.80
Тетрадь стр.58 Учебник | ||
38-40 мин | Итог урока. Рефлексия. - Что важнее: внешние качества человека или внутренние? - Как вы считаете, что делает человека красивым? Закончите предложение: Красивый человек - это человек, который... . - Чему учит сказка «Айога»? К какому виду сказок относится эта сказка? (Бытовая).
|
| ||
| Домашнее задание. Пересказ сказки по готовому плану. Задание №2 в тетради стр.58. |
|