Нравственные уроки рассказа В. Распутина «Уроки французского»
Цели урока: познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, прояснить мотивы поведения героев рассказа, выяснить его нравственный смысл.
Задачи урока: учащиеся должны знать некоторые факты из жизни и творчества В.Г.Распутина; понимать отраженные в рассказе трудности послевоенного времени, мотивы поведения героя.
Оборудование: портрет В.Г.Распутина, иллюстрации к рассказу.
Учитель. Добрый день, ребята. Начнём урок. Я предлагаю вашему вниманию небольшой клип, посмотрите его и подумайте, как связан он с рассказом Валентина Распутина «Уроки французского», которому посвящён наш сегодняшний урок.
Озвучка клипа. – 1 мин.
1945 год
Советский народ празднует победу в Великой Отечественной войне.
Война принесла много горя.
Она отняла у детей отцов и матерей.
Лишила их детства
Разрушила города и сёла
Оставила трагический отзвук в произведениях русских писателей
И ещё долго напоминала о себе в послевоенные годы
Итак, ваши размышления о том, как связано содержание клипа с изучаемым произведением?
Предполагаемый ответ. В клипе показаны последствия войны. И действие рассказа Распутина происходит в послевоенные годы – в 1948 году.
Что мы узнаём о трудностях этого времени из рассказа?
Предполагаемый ответ. Страна была разорена войной. Многие семьи остались без отцов. Рассказчик вспоминает: «Жили мы без отца, жили совсем плохо». Денег колхозникам не платили – зарплату выдавали зерном, мукой, другой сельскохозяйственной продукцией. Но самым страшным был голод. В рассказе мы читаем: «Голод в тот год …»
К зачитанному фрагменту рассказа я просила нарисовать иллюстрацию. Попросим автора прокомментировать основную мысль его рисунка.
Учитель. Спасибо. Обо всех названных трудностях Валентин Распутин знал не из книг и не понаслышке, всё это он испытал на себе – вы знаете, что рассказ «Уроки французского» автобиографический. Давайте подробней познакомимся с детством писателя и историей создания рассказа – презентация ученика.
Текст для презентации. Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году, за 4 года до начала Великой Отечественной войны, в трехстах километрах от Иркутска, в деревне Аталанке, что на Ангаре. «Так что я - коренной сибиряк. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало."
В суровых сибирских краях прошло детство и юность Распутина. Он жил в небольшой деревне Аталанке на берегу Ангары. Когда началось строительство Братской ГЭС, деревня была перенесена на берег Братского моря, а место, где была деревня, оказалось затоплено.
Писатель часто вспоминал о своей малой родине, оказавшейся на дне Братского водохранилища. Много лет спустя Распутин напишет повесть"Прощание с Матерой",наполненную горькими размышлениями о судьбе мира, о столкновении научно-технического прогресса с традиционной крестьянской культурой.
В молодости Распутин готовился стать учителем, но начал сотрудничать в газетах, писать статьи, рассказы. Особенно были известны его очерки о молодых участниках великих строек Сибири.
Постепенно главной темой произведений Распутина становится судьба родной земли и людей, живущих на этой земле. В1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов -"Уроки французского". "Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня".
Как вы поняли из презентации, с какой целью автор взялся за создание рассказа «Уроки французского»?
Предполагаемый ответ. Ему хотелось вернуть добро – отблагодарить людей, с которыми сводила его судьба.
Как вы думаете, кого в первую очередь имеет в виду автор? – Лидию Михайловну Молокову, «неправильную учительницу», как назвала она сама себя в интервью 2007 года, уже после того как, прочитав рассказ, откликнулась на него письмом, а потом и приехала к писателю. Таким образом, их дружба нашла продолжение.
Правда, Лидия Михайловна отказывалась признать себя единственным прототипом героини и утверждала, что это собирательный образ. Как вы думаете, почему? (Говоря словами Лидии Михайловны, ей не хотелось отблесков славы писателя и она не видела в своём поведении ничего особенного)
Вам не кажется, что через много лет Лидия Михайловна, отказываясь принять благодарность писателя, повела себя так же, как её ученик когда-то в детстве? Какой поступок героя я имею в виду?
Предполагаемый ответ. Подразумевается возвращение мальчиком посылки с макаронами.
О чём, по-вашему, говорит сходство поступков ученика и учительницы? – О сходстве характеров, которое проявляется в их скромности и независимости.
Сегодня на уроке мы будем анализировать характеры героев рассказа, их поступки. Как вы думаете, какова основная цель этого анализа?
Предполагаемый ответ. Цель анализа – глубже понять то, что хотел сказать автор своим произведением. То есть, говоря словами Распутина, извлечение духовного опыта, который вынес сам автор из описанных событий и которым он стремился поделиться с читателями.
Как вы понимаете смысл словосочетания «духовный опыт»?
Предполагаемый ответ. Духовный опыт – это жизненный и моральный вывод, урок, «то главное и высшее, что мы выносим из событий нашей жизни» (В. Распутин)
Исходя из этой цели, тему урока я сформулировала так: Нравственные уроки рассказа В. Распутина «Уроки французского». А эпиграфом к уроку взяла слова Распутина о главной задаче писателя: «Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души…» Из интервью В. Распутина.
Эвристическая беседа (работа с текстом)
От чьего имени ведётся повествование в рассказе и почему?
Предполагаемый ответ. Повествование ведётся от лица героя, то есть от первого лица. Конечно, в какой-то степени это объясняется тем, что рассказ автобиографический. Но не только. Повествование от первого лица помогает автору глубже раскрыть характер героя, показать его изнутри.
Каким же предстаёт перед нами герой в экспозиции рассказа и какое отношение сложилось у вас к нему?
Наводящие вопросы.
1. Что тяжелее всего было переносить мальчику в начале самостоятельной жизни? – голод и одиночество.
2. Какие качества характера он проявляет в борьбе с жизненными трудностями? – силу и упорство.
3. Как он относится к учёбе? – ответственно.
4. Как ответственность героя проявляется в отношении к матери?
5. Можно ли сказать, что он сам воспитывает себя? Примеры? – преодолевает слабость при встрече с мамой и остаётся, когда мама уже готова была забрать его домой.
Сделаем вывод: каковы же главные качества героя? - сила характера, нравственная стойкость, ответственность за свои поступки, стремление учиться.
Обратимся к сюжету произведения. Какое событие вы считаете завязкой действия?
Предполагаемый ответ. Завязкой действия является эпизод знакомства мальчика с Вадиком и Птахой. С него начинаются события, которые приводят к конфликту: чтобы заработать себе деньги на молоко, герой начинает играть в чику и выигрывать. Этого ему не прощают.
Проанализируем образы Вадика и Птахи. Почему мальчик не смог подружиться со своими новыми знакомыми? Можно ли отношения Вадика и Птахи назвать дружбой? Что связывает мальчиков?
Вывод. Распутин показывает суровые законы улицы, где нет места честности, где правит сила и сильный использует слабого в корыстных целях. Олицетворением этих законов являются Вадик и Птаха.
А теперь подумаем, с какой целью автор вводит в повествование образы Федьки и Тишкина?
Вывод. Эти мальчики противопоставляются главному герою, так как они принимают законы улицы и подчиняются им, а главный герой вступает в борьбу.
Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из экранизации рассказа, где изображается кульминационный эпизод этой борьбы – драка. Ваша задача – охарактеризовать поведение героя и определить, какие новые черты его личности раскрываются в данном эпизоде. Предполагаемый ответ. В данном эпизоде раскрываются честность, принципиальность, готовность героя отстаивать свою правоту в открытом бою.
Учитель. Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы. Кто же приходит на помощь мальчику?
Вывод. Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя, но складывается он, как мы видим из рассказа, в результате полной переоценки первоначальных представлений мальчика об учителе.
Каковы же черты этого идеала? Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам. Сравним отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича, директора школы, образ которого Распутин не случайно вводит в произведение. – С какой целью он это делает?
Вывод. Распутин показывает два разных типа учителей, потому что всё познаётся в сравнении.
Рассмотрим два эпизода, раскрывающих отношение Василия Андреевича и Лидии Михайловны к ученикам, и попытаемся определить, чем оно различается.
1 эпизод – «Лидия Михайловна на уроке»
2 эпизод – «Василий Андреевич на линейке»
Инсценировки с последующим обсуждением - сопоставлением образов Василия Андреевича и Лидии Михайловны.
Отмечаем, что В. А выстраивает между собой и учениками непреодолимую стену. Какая деталь литературного портрета В. А. является символом этой стены? – наглухо застёгнутый тёмный френч, который «двигался самостоятельно, чуть наперёд директора». Эта деталь портрета придаёт всему образу директора что-то неживое, безликое.
Итак, внимательное и чуткое отношение к ученикам позволило Л. М. разглядеть в герое не только способного ученика, но и человека с характером, который без помощи взрослых старался справиться со своими недетскими проблемами. И это определяет все дальнейшие поступки учительницы. Какие это поступки? Расскажите о них, объясните их смысл. Почему Л. М. пришлось прибегнуть к ряду хитростей? - РАССУЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Как же изменяется представление героя об учителе под влиянием общения С Л. М. – Выступление заранее подготовленного ученика.
Как изменился герой под влиянием учительницы? – Выступление заранее подготовленного ученика.
Вывод. Лидия Михайловна помогла герою стать уверенней, смелее, поверить в свои силы, занятия французским стали доставлять ему удовольствие.
Как же объясняется поведение Л. М. её представлением о профессии учителя?
Лидия Михайловна понимает, что знание предмета, которое дает учитель, - это ещё не всё. Самое главное – это нравственные качества. А научить нравственным качествам нельзя – можно лишь помочь им развиться, но для этого необходим талант человечности, который и отличает настоящего педагога.
На мой взгляд, в рассказе есть предметный образ, который служит символом душевной щедрости Лидии Михайловны. Перечитайте концовку рассказа – два последних абзаца - и назовите этот образ. – Это яблоки, присланные герою учительницей. - Защита иллюстрации.
Итак, возвращаемся к цели урока. Какие же уроки вынес герой из уроков Лидии Михайловны?
Вывод. Это уроки доброты, душевной щедрости, истинной человечности.
Домашнее задание. Напишите небольшое размышление на тему: «Какие качества объединяют Лидию Михайловну и Марию Никифоровну из рассказа Платонова «Песчаная учительница»?»