Урок по химии в 9 классе
Тема урока: Алюминий, его физические и химические свойства
Цель урока: рассмотреть физические и химические свойства алюминия, основные области применения.
Задачи:
Образовательные:
Актуализировать знания учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода на примере алюминия.
Показать зависимость физических свойств алюминия от наличия в нем металлической связи и особенностей кристаллического строения.
Сформировать у учащихся знания о том, что алюминию в свободном в состоянии присущи особые, характерные физические и химические свойства.
Развивающие:
Возбуждать интерес к изучению науки путем предоставления кратких исторических и научных сообщений о прошлом, настоящем и будущем алюминия.
Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнением лабораторной работы.
Расширить понятие амфотерности раскрытием электронного строения алюминия, химических свойств его соединений.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, предоставляя сведения о возможном использовании алюминия вчера, сегодня, завтра.
Формировать умения работать коллективом у каждого учащегося, считаться с мнением других учащихся и отстаивать свое корректно, выполняя лабораторную работу.
Знакомить учащихся с научной этикой, честностью и порядочностью естествоиспытателей прошлого, предоставляя сведения о борьбе за право быть первооткрывателем алюминия.
- Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду.
Слайд №1
“Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из “глинистой земли”. Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить”.
О каком металле идёт речь?
(Ответ: об алюминии)
Слайд № 2
Тема нашего урока: « АЛЮМИНИЙ»
Слайд № 3
Сообщается цель урока
1. Формирование новых знаний
История открытия алюминия
Сообщение учащегося
Слайд № 4
В 1808 г. сэр Хэмфри Дэви попытался получить алюминий, но потерпел неудачу. Зато именно ему мы обязаны термином «алюминий». Что означает в переводе с латыни квасцы, которые использовали для крашения тканей
Слайд № 5
Впервые удалось выделить немного алюминия датчанину Хансу Кристиану Эрстеду. В 1825 г., пропустив хлор через раскаленную смесь глинозема с углем, он полученный безводный хлористый алюминий, который нагрел с амальгамой калия. После испарения ртути получился металл, похожий на олово.
Слайд № 6
Еще через два года описал свой усовершенствованный способ Фридрих Велер. На то, чтобы получить металл в виде сплошной массы, ученый потратил 18 лет жизни. Попытки не удавались.
Слайд № 7
Наконец, в 1855 г. на Всемирной выставке в Париже было представлено «серебро из глины», которое произвело большую сенсацию. Это были слиток алюминия и пластины, полученные французским ученым Анри Сент-Клер Девилем.
Слайд № 8
Стимулировал развитие отрасли император Наполеон III. Однажды он дал обед, на котором наиболее значительных особ ожидали алюминиевые ложки и вилки. Остальные получили всего лишь обычные золото и серебро. В дальнейшем монарх мечтал об алюминиевых доспехах для всей армии. Но способ Девиля был все-таки слишком дорогим, поэтому только личная гвардия Наполеона получила кирасы из алюминия.
А где же встречается алюминий в природе? Давайте посмотрим таблицу. Какое место по распространённости в земной коре занимает алюминий? (первое)
В каких ещё соединениях есть алюминий?
Слайд № 9
Алюминий в природе
Полевой шпат, боксит, криолит, сапфир, рубин
С
лайд № 10
Учащиеся самостоятельно добывают знания из учебника на стр.68. Затем работа проверяется с доской с использованием непрозрачного экрана
Слайд № 11
Изучение химического элемента невозможно без характеристики его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева. У доски работает ученик по заполнению визитной карточки алюминия
Слайд № 12
Строение атома
Какую степень окисления проявляет алюминий? Ответ: +3
Алюминий будет отдавать или принимать электроны? Ответ: отдавать.
Значит алюминий это… Ответ: металл.
Какой же это металл: активный или неактивный?
Слайд № 13
Для решения вопроса об активности алюминия посмотрим на электрохимический ряд напряжения металлов. Какую активность проявляет алюминий?
Слайд № 14
В обычных условиях поверхность алюминия покрыта очень тонкой и прочной оксидной плёнкой, которая защищает его от внешних воздействий
Лабораторная работа
Слайд № 16 Химические свойства алюминия
Виртуальная лаборатория.
Тест по технике безопасности
Слайд № 17 Взаимодействие алюминия с простыми веществами
с кислородом
Слайд № 18 Взаимодействие алюминия с простыми веществами: йодом, серой
С серой учащиеся пишут самостоятельно. Проверяем с доской
- Посмотрим, как ведёт себя алюминий по отношению к сложным веществам?
Взаимодействие со сложными веществами
Взаимодействие с растворами кислот, щелочей и воды. Отношение к концентрированным кислотам
Слайд № 19
Применение алюминия
Из глины я обыкновенной
И на редкость современный
Не боюсь электротока,
Хозяйкам на кухне служу без срока
Бесстрашно в воздухе лечу
Мне все задачи по плечу
Конструкции лёгкие из дюрали,
Не перечислить всех регалий
Горжусь своим я именем
Зовусь я алюминием
Слайд № 20 - 24
1. Электропроводность - производство электрических проводов.
2. Отсутствие взаимодействия с водой - изготовление посуды и котлов.
3. Металлический блеск - изготовление ювелирных изделий и украшений.
4. Легкость - использование в самолетостроении и кораблестроении
2. Закрепление знаний
Слайд № 25
3. Подведение итогов урока. Комментарии оценок. Рефлексия.
1.Над какой темой мы сегодня работали?
2. Что нового вы узнали об алюминии?
3. Решили ли мы проблему об активности алюминия?
4. Какими путями решали эту проблему?
5. К каким выводам пришли?
6. Оцените свою работу на уроке:
Слайд № 26
4. Домашнее задание.
Составить цепочку превращений для алюминия и выполнить её
§ 13 до стр.71, вопросы 1- 4 (устно)
Слайд № 27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| 1. Стойкое соединение на поверхности алюминия (оксид) |
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
| 2. Прировное вещество, содержащее большое количество алюминия (глина) |
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.Учёный, которому алюминий обязан своим именем (Деви) |
|
| |||||
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
| 4. Сложное вещество, образующееся при взаимодействии алюминия с йодом (йодид) | |||||||
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
| 5. К какому типу относятся все хим. реакции алюминия с простыми веществами? (соединение) | |||||||
|
|
| 2 |
| Л |
|
|
|
|
|
|
| 6. Какому учёному впервые удалось получить слиток алюминия? (Девиль) |
| ||||||
|
|
|
|
| Ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
| И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | Й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конспект по химии
ученика 9___ класса
«____»_______ 2008 г
Тема урока:______________________________________________
1.История открытия алюминия
Термин алюминий ввёл в
1808 г._________________________________
Впервые небольшое количество алюминия получил в
1825г__________________________________________
Слиток и пластины из алюминия были получены в 1855г________________________________________________________
2.Физические свойства
Цвет:___________________________________
Метал. блеск:____________________________
Пластичность:___________________________
Теплопроводность:_______________________
Электропроводность:_____________________
Плотность:______________________________
Темпер. плавления:_______________________
3. Визитная карточка алюминия
Порядковый номер________________
Атомная масса___________________
Период (малый, большой)__________
Группа (подгруппа ) _______________
Оксид __________________________
Летучее водор. соед.______________
4. Строение атома
5. Лабораторная работа. Химические свойства алюминия
Взаимодействие с простыми веществами
1) Al + O2 =________________________
______________________________________
______________________________________
2) Al + I2 =________________________
_____________________________________
_____________________________________
3) Al + S =_________________________
_____________________________________
_____________________________________
Взаимодействие со сложными веществами
1) Al + HCl (p-p) =____________________________________
2) Al + KOH (p-p) =___________________________________
3) Al + H2O =_________________________________________
6. Проверь себя
Викторина
Правда или неправда…
Правда или неправда, что алюминий относят к одному из 7 металлов древности? (неправда)
Правда или неправда, что алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи? (неправда)
Правда или неправда, что алюминиевая посуда может принести вред человеку? (правда)
Правда или неправда, что в алюминиевых цистернах можно перевозить концентрированную серную кислоту? (правда)
Правда или неправда, что после окончания школы за отличную учёбу вас могут премировать алюминиевой посудой? (неправда)