Конспект урока "Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель" (9 класс)
Цель: научить определять окислительно-восстановительные реакции среди предложенных, устанавливать элемент-окислитель и элемент-восстановитель.
Задачи:
систематизировать понятийный аппарат (степень окисления, ОВР, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление);
закрепить умения и навыки определения степени окисления элементов в сложных веществах;
научить применять определение ОВР, окислителя и восстановителя на уровне понимания;
развивать самостоятельность и ответственность при выполнении заданий, навыки самоконтроля.
Вид урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Педагогические технологии: элементы проблемного и группового обучения.
Оборудование: таблица растворимости, печатный раздаточный материал к уроку, маркеры желтого и зеленого цвета.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент: приветствие, выявление отсутствующих.
2. Актуализация знаний, мотивация (работа в группах).
ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке) Определите степени окисления хлора в соединениях: HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2, Al(ClO2)3 Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15. Сумма = ________________________________ = ______
|
3. Основная часть урока.
Вспомните пожалуйста, определение ОВР. (Реакции в результате которых хотя бы два элемента меняют свою степень окисления или один элемент меняет ее дважды).
Попробуйте предложить порядок действий, который поможет ответить на вопрос: является ли реакция окислительно-восстановительной?
*определить степени окисления всех элементов в соединениях;
*проанализировать изменение степеней окисления.
Применим данный алгоритм для выполнения задания 2. Первый пример выполняем вместе, далее работаете в группах, привлекая учителя в качестве консультанта при возникновении затруднений.
ЗАДАНИЕ 2 ( выполните в группах по 4 человека, но каждый на своей карточке) Проанализируйте предложенные уравнения реакций и укажите, какие из них являются ОВР, а какие не ОВР:
1. 3H2S + HClO3 = 3S + HCl + 3H2O _______
2. 3NO2 + H2O = NO + 2HNO3 ________
3. CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O ________
4. 3PH3 + 8HMnO4 = 3H3PO4 + 8MnO2 + 4 H2O _____
5. P2O5 + 3K2O = 2K3PO4 ________
|
Во всех ОВР выделите элементы, повышающие степень окисления желтым маркером (где выделяем элементы? только слева!), а понижающие степень окисления - зеленым.
Как называются элементы, выделенные желтым? Восстановители. Почему они повышают степень окисления? (отдают электроны) - оформляем все в раздаточном материале.
Как называются элементы, выделенные зеленым? Окислители. Почему они понижают степень окисления? (принимают электроны) - оформляем все в раздаточном материале.
После чего карточка выглядит так:
ЗАДАНИЕ 2 ( выполните в группах по 4 человека, но каждый на своей карточке)
Проанализируйте предложенные уравнения реакций и укажите, какие из них являются ОВР, а какие не ОВР:
1. 3H2S-2 + HCl+5O3 = 3S0 + HCl-1 + 3H2O ___ОВР____ в-ль (-е-) о-ль (+е-) продукт продукт о-е в-е о-я в-я 2. 3N+4O2 + H2O = N+2O + 2HN+5O3 ___ОВР_____ в-ль (-е-) о-ль (+е-) продукт продукт о-е в-е в-я о-я 3. CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O __не ОВР__
4. 3P-3H3 + 8HMn+7O4 = 3H3P+5O4 + 8Mn+4O2 + 4 H2O __ОВР___ в-ль (-е-) о-ль (+е-) продукт продукт о-е в-е о-я в-я 5. P2O5 + 3K2O = 2K3PO4 ___ не ОВР____
|
Вклейте обе карточки в тетрадь.
4. Закрепление материала (совершенствование умений и навыков)
Закончим уравнения полуреакций (т.е либо процесс восстановления, либо процесс окисления), укажем чем является исходная частица, каков тип процесса (работа с места - индивидуальный ответ):
Cu0 -2e- = Cu+2 в-ль, о-е
I20 +2e- = 2I-1 о-ль, в-е
2Cl-1 -2e- = Cl20 в-ль, о-е
Al0 -3e- = Al+3 в-ль, о-е
Mn+7 +5e- = Mn+2 о-ль, в-е
2Br+3 +6e- = Br20 о-ль, в-е
5. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? (новых понятий нет. вспомнили и усовершенствовали известное)
Но мы готовимся с вами к ОГЭ. сегодня мы учились давать ответы на вопросы №№4, 14 и 20.
6. Домашнее задание: §5 стр.22 №6 (выполнить как в классной работе - задание 2)
ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке) Определите степени окисления хлора в соединениях: HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2, Al(ClO2)3 Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15. Сумма = _________________ = ______
| ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке) Определите степени окисления хлора в соединениях: HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2, Al(ClO2)3 Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15. Сумма = _________________ = ______
|
ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке) Определите степени окисления хлора в соединениях: HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2, Al(ClO2)3 Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15. Сумма = _________________ = ______
| ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке) Определите степени окисления хлора в соединениях: HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2, Al(ClO2)3 Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15. Сумма = _________________ = ______
|
ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке) Определите степени окисления хлора в соединениях: HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2, Al(ClO2)3 Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15. Сумма = _________________ = ______
| ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке) Определите степени окисления хлора в соединениях: HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2, Al(ClO2)3 Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15. Сумма = _________________ = ______
|