Конспект урока по химии "Окислительно-восстановительные реакции" 9 класс

Цель: научить определять окислительно-восстановительные реакции среди предложенных, устанавливать элемент-окислитель и элемент-восстановитель.

Задачи:

  • систематизировать понятийный аппарат (степень окисления, ОВР, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление);
  • закрепить умения и навыки определения степени окисления элементов в сложных веществах;
  • научить применять определение ОВР, окислителя и восстановителя на уровне понимания;
  • развивать самостоятельность и ответственность при выполнении заданий, навыки самоконтроля.

Содержимое разработки

Конспект урока "Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель" (9 класс)

Цель: научить определять окислительно-восстановительные реакции среди предложенных, устанавливать элемент-окислитель и элемент-восстановитель.

Задачи:

  • систематизировать понятийный аппарат (степень окисления, ОВР, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление);

  • закрепить умения и навыки определения степени окисления элементов в сложных веществах;

  • научить применять определение ОВР, окислителя и восстановителя на уровне понимания;

  • развивать самостоятельность и ответственность при выполнении заданий, навыки самоконтроля.

Вид урока: совершенствование знаний, умений и навыков.

Педагогические технологии: элементы проблемного и группового обучения.

Оборудование: таблица растворимости, печатный раздаточный материал к уроку, маркеры желтого и зеленого цвета.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент: приветствие, выявление отсутствующих.

2. Актуализация знаний, мотивация (работа в группах).

ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке)


Определите степени окисления хлора в соединениях:


HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2, Al(ClO2)3


Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15.

Сумма = ________________________________ = ______


3. Основная часть урока.

Вспомните пожалуйста, определение ОВР. (Реакции в результате которых хотя бы два элемента меняют свою степень окисления или один элемент меняет ее дважды).

Попробуйте предложить порядок действий, который поможет ответить на вопрос: является ли реакция окислительно-восстановительной?

*определить степени окисления всех элементов в соединениях;

*проанализировать изменение степеней окисления.

Применим данный алгоритм для выполнения задания 2. Первый пример выполняем вместе, далее работаете в группах, привлекая учителя в качестве консультанта при возникновении затруднений.


ЗАДАНИЕ 2 ( выполните в группах по 4 человека, но каждый на своей карточке)

Проанализируйте предложенные уравнения реакций и укажите, какие из них являются ОВР, а какие не ОВР:


1. 3H2S + HClO3 = 3S + HCl + 3H2O _______


2. 3NO2 + H2O = NO + 2HNO3 ________


3. CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O ________


4. 3PH3 + 8HMnO4 = 3H3PO4 + 8MnO2 + 4 H2O _____


5. P2O5 + 3K2O = 2K3PO4 ________


Во всех ОВР выделите элементы, повышающие степень окисления желтым маркером (где выделяем элементы? только слева!), а понижающие степень окисления - зеленым.

Как называются элементы, выделенные желтым? Восстановители. Почему они повышают степень окисления? (отдают электроны) - оформляем все в раздаточном материале.

Как называются элементы, выделенные зеленым? Окислители. Почему они понижают степень окисления? (принимают электроны) - оформляем все в раздаточном материале.

После чего карточка выглядит так:

ЗАДАНИЕ 2 ( выполните в группах по 4 человека, но каждый на своей карточке)


Проанализируйте предложенные уравнения реакций и укажите, какие из них являются ОВР, а какие не ОВР:


1. 3H2S-2 + HCl+5O3 = 3S0 + HCl-1 + 3H2O ___ОВР____

в-ль (-е-) о-ль (+е-) продукт продукт

о-е в-е о-я в-я

2. 3N+4O2 + H2O = N+2O + 2HN+5O3 ___ОВР_____

в-ль (-е-) о-ль (+е-) продукт продукт

о-е в-е в-я о-я

3. CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O __не ОВР__

4. 3P-3H3 + 8HMn+7O4 = 3H3P+5O4 + 8Mn+4O2 + 4 H2O __ОВР___

в-ль (-е-) о-ль (+е-) продукт продукт

о-е в-е о-я в-я

5. P2O5 + 3K2O = 2K3PO4 ___ не ОВР____


Вклейте обе карточки в тетрадь.

4. Закрепление материала (совершенствование умений и навыков)

Закончим уравнения полуреакций (т.е либо процесс восстановления, либо процесс окисления), укажем чем является исходная частица, каков тип процесса (работа с места - индивидуальный ответ):

Cu0 -2e- = Cu+2 в-ль, о-е

I20 +2e- = 2I-1 о-ль, в-е

2Cl-1 -2e- = Cl20 в-ль, о-е

Al0 -3e- = Al+3 в-ль, о-е

Mn+7 +5e- = Mn+2 о-ль, в-е

2Br+3 +6e- = Br20 о-ль, в-е

5. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? (новых понятий нет. вспомнили и усовершенствовали известное)

Но мы готовимся с вами к ОГЭ. сегодня мы учились давать ответы на вопросы №№4, 14 и 20.

6. Домашнее задание: §5 стр.22 №6 (выполнить как в классной работе - задание 2)









ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке)

Определите степени окисления хлора в соединениях:


HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2,


Al(ClO2)3


Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15.

Сумма = _________________ = ______


ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке)

Определите степени окисления хлора в соединениях:


HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2,


Al(ClO2)3


Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15.

Сумма = _________________ = ______


ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке)

Определите степени окисления хлора в соединениях:


HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2,


Al(ClO2)3


Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15.

Сумма = _________________ = ______


ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке)

Определите степени окисления хлора в соединениях:


HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2,


Al(ClO2)3


Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15.

Сумма = _________________ = ______


ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке)

Определите степени окисления хлора в соединениях:


HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2,


Al(ClO2)3


Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15.

Сумма = _________________ = ______


ЗАДАНИЕ 1 (выполните в группах по 4 человека на индивидуальной карточке)

Определите степени окисления хлора в соединениях:


HClO3, KClO, Ca(ClO4)2, Cl2, ВаCl2,


Al(ClO2)3


Проверь себя: сумма всех степеней окисления атомов хлора во всех соединениях равна 15.

Сумма = _________________ = ______




Сохранить у себя:
Конспект урока по химии "Окислительно-восстановительные реакции" 9 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки