Конспект урока по химии «Общая характеристика галогенов»
Выполнила: учитель химии
МКОУ СОШ № 3 Г. Суровикино
Тупикова А.М.
Для 9-х классов
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок с элементами технологии проблемного обучения.
Цель урока: Дать общую характеристику галогенов на основе их строения, физических и химических свойств.
Задачи:
1) образовательные:
изучить строение, физические и химические свойства галогенов;
раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере галогенов;
продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
2) развивающие:
развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать;
развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации;
развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации;
3) воспитательные:
содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и связей;
продолжить формирование научного мировоззрения;
содействовать физическому воспитанию, через напоминание об осанке учащихся во время работы.
Оборудование:
Комплекс "Компьютер + проектор" для демонстрации компьютерной презентации к уроку, образцы йода и брома, раздаточные материалы
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, определение готовности к уроку.
2. Повторение изученного материала
2.1 - работа по карточкам с ассистентом
– Записать электронную формулу водорода.
– H2 + Li → LiH какие свойства проявляет водород в реакции.
Рассмотреть с позиции ОВР
2. – Записать структурную формулу водорода.
– Cl2 + H2 → HCl какие свойства проявляет водород в реакции.
Рассмотреть с позиции ОВР
3. – Как называются изотопы водорода?
- Записать уравнение по схеме кислота + металл→
Какое отношение эта реакция имеет к водороду?
2.2 – подтвердить или опровергнуть утверждение
Неметаллы:
а) проявляют только окислительные свойства
б) в ПС их одинаковое с металлами количество
в) обладают свойством аллотропии
г) имеют большой радиус атома
д) бывают в трех агрегатных состояниях
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка цели и задач урока.
- Отгадай элемент:
1. Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали. Его соединения добавляют в зубную пасту. (Фтор)
2.Каждый пользовался спиртовой настойкой этого вещества как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством. (Йод)
3. Его слабый запах можно ощущать в водопроводной воде (им обеззараживают воду) и при применении отбеливателя. (Хлор)
– Кто может назвать тему урока? ( Галогены)
- Создание учебно-проблемной ситуации
Перед вами два образца галогенов, в учебнике на стр. 79 таблица о физических свойствах элементов, на слайде картинки с изображением галогенов.
Что мы видим больше – сходства или различий? (различий)
А почему же тогда эти элементы объединены в одну группу?
Что мы должны сделать, что бы ответить на проблемный вопрос урока?
Изучить строение атома
Изучить физические свойства
Изучить химические свойства
Это и будет план нашего занятия.
4. Усвоение новых знаний.
- работа в группах (теоретический вопрос + выполнение задания в тетради):
1. Есть ли сходство в строении химических элементов F , Cl , Br, J и простых веществах, образованных этими элементами?
Стр. 112 задание 1-2
2. Почему галогены называют «рождающие соли»?
Стр. 113 задание 4 1) и 2)
3. Почему F2 + H2O = ….. + …….
F2 + KJ - не идет
Стр. 114 задание 4 3) и 4)
4. Одинаковость химических свойств может быть причиной сходства физических свойств?
Стр. 113 задание 3
5. Физкультминутка
- офтальмопауза
6. Первичная проверка понимания
- проверка ответов и выполнения заданий на доске
Как же мы ответим на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
(эти элементы объединены в одну группу на основании одинаковости их химических свойств)
- выполнение заданий из части II
Стр. 116 раб.тетр. №1-4
7. Первичное закрепление
- проверим , насколько хорошо вы усвоили материл данного урока:
«Найди химические ошибки»
Галогены – элементы побочной подгруппы, являющиеся сильными восстановителями. Они имеют атомное строение и различаются агрегатным состоянием. Все галогены могут проявлять разные степени окисления. Для галогенов характерны реакция взаимодействия металлами, кислородом и друг с другом.
8. Выставление оценок, информация о домашнем задании
П.17 раб.тет. стр. 113- 114 в. 5-6
+ в. 7
- «Кот открыл йод…?» - объяснить фразу
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Пополнили свой запас знаний?
- Справились с поставленными задачами?
Своей работой на уроке я…
Материал урока мне был…
Могу похвалить своих одноклассников…
Результативность урока:
Результат урока по содержанию: обучающиеся знают особенности строения атомов, различие в физических свойствах и сходство в химических свойствах галогенов.
Результат урока по способу деятельности: обучающиеся умеют применять полученные знания.
Полезная информация:
- Медики-биологи выясняли зачем нашему организму нужны галогены, а так же определяли чем они вредны и давали советы по правильному образу жизни. 1.Употребляйте продукты, в которых содержится фтор, так как он укрепляет зубы и кости. 2.Тщательно мойте овощи и фрукты, потому что многие хлоросодержащие соединения используют для борьбы с вредителями, а хлор в избытке вреден для человека. 3. Полезно дышать морским воздухом, так как в нем содержится большое количество брома.
- В 1811 году французский химик-технолог и фармацевт Бернар Куртуа открыл иод.
Друзья его рассказывают любопытные подробности этого открытия. У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около лабораторного стола. В одной бутылке Куртуа приготовил для опыта суспензию золы водорослей (содержащей иодид натрия) в этаноле, а в другой находилась концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде мельчайших черно-фиолетовых кристалликов с металлическим блеском и едким запахом.
Это и был новый химический элемент йод.