Конспект урока по геграфии "Жизнь в океане"

Урок позволяет решить задачи

Образовательные:

познакомить с новыми понятиями: планктон, нектон, бентос;

Развивающие:

развивать навыки и умения индивидуальной работы с раздаточным материалом, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;

развивать познавательные интересы учащихся.

Воспитательные:

бережное отношение к природе, умение выслушивать других, формулировать свою точку зрения.

Содержимое разработки

Конспект урока по географии 6 класс

Тема: Особенности жизни в океане

Цель: формирование представлений и знаний о Мировом океане.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с новыми понятиями: планктон, нектон, бентос;

Развивающие:

развивать навыки и умения индивидуальной работы с раздаточным материалом, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;

развивать познавательные интересы учащихся.

Воспитательные:

бережное отношение к природе, умение выслушивать других, формулировать свою точку зрения.


Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

компьютер;

раздаточный материал

ХОД УРОКА


1. Организационный момент

Здравствуйте!

Прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Роль биосферы в природе)

2. Проверка домашнего задания.

1) Карточки с заданием

Карточка 1.

Дайте определение: продуценты - …

консументы - …

редуценты - …

Карточка 2.

Ответить на вопрос. Какую роль в природе играет биологический круговорот?


2) Устный опрос.

Рассказать о значении биосферы

Рассказать о связи биосферы с другими оболочками Земли


3. Изучение нового материала

Биосфера тесно связана с гидросферой. Какие компоненты входят в состав гидросферы? (Океаны, моря, озера, реки)

Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности жизни живых существ в океане.

Тема урока: Особенности жизни в океане (на доске записать)

Показать на карте океаны

Богат и разнообразен растительный и животный мир океана. В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов водорослей.

Какое соотношение растений и животных в океане и на суше? стр. 180 рис.160

Условия существования организмов весьма благоприятны.

1.Действует выталкивающая сила воды, поэтому в ней могут жить организмы больших размеров. 2. Отсутствуют резкие колебания температуры воды по сезонам года. 3. Растворенный в воде кислород, которым дышат морские организмы.


Жизнь в океане представлена самыми различными организмами, в нем обитает более 200 000 видов организмов. Именно океан стал колыбелью жизни на Земле; сейчас в нём обитает около четырёх пятых всех живых существ планеты. При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа.


Организмы, населяющие мировой океан.

В Мировом океане обитает огромное количество живых организмов - от одноклеточных микроскопических растений и животных до морских гигантов.


Области жизни в океане

Группы морских организмов

Живые организмы


1. поверхность воды

1. планктон (греч. блуждающий) - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные

1. рачки, медузы, личинки рыб, планктонные водоросли

2. толща воды

2. нектон (греч. плавающий) -активно передвигающиеся организмы

2. акулы, киты, кальмары; черепахи, осьминоги

3. дно океана

3. бентос (греч. глубина) -организмы, живущие на дне

3. скаты, морские звезды, моллюски, черви


В океане выделяют три области жизни и три группы морских организмов по образу жизни. К первой относят поверхность воды, а группу организмов ее населяющих называют планктон - от греч. блуждающий - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные (учащиеся заносят данные в схему). Большинство организмов, образующих планктон, очень малы, многие видны лишь под микроскопом. Планктон - основная пища большинства обитателей океана, в том числе таких, как усатые киты, не говоря уже о рыбах.


Вторая область жизни в океане - это толща воды, группа организмов ее населяющая называется - нектон, что в переводе с греческого означает плавающий. Эти организмы активно передвигаются в океане и не зависят от морских течений и ветров. Эта группа организмов более разнообразна


К третьей области жизни относят дно океана, а организмы ее населяющие называют - бентос (с греческого-глубина). Глубины океанов заселены мало, но не безжизненны, хотя на большой глубине нет даже водорослей. Практически в полной темноте, под большим давлением, в холодной воде плавают удивительные на вид рыбы. Питаются они остатками организмов, «падающих» из верхних слоев воды, или поедают друг друга.

Упражнения для глаз

Мировому океану угрожает серьёзная опасность. Какая?


Одним из наиболее опасных загрязнителей океанической среды является нефть. Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн т нефти. Поверхностная пленка самый распространенный вид нефтяного загрязнения. Один грамм разлившейся нефти может затянуть подобной пленкой 10 м .кв. водной поверхности.

Бытовые стоки и стоки с полей.

Меры по предотвращению загрязнения Океана:

а) запрещен слив нефтесодержащих вод с танкеров,

б) совершенствование конструкций нефтеналивных судов,

в) применение плавающих нефтесборщиков.

г) запрещен сброс на дно морей и океанов радиоактивных и ядовитых химических отходов.

Последствия, к которым ведёт расточительное, небрежное отношение человечества к Океану, ужасающи. Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод - далеко не всё. Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики, где их отроду не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оценить зависимость подобного ущерба от степени загрязненности. Мирового океана, однако, взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.


4. Закрепление изученного

Что нового вы узнали на уроке?

Каких организмов больше в океане - растений или животных? Почему?

Как морские животные приспосабливаются к водным условиям существования?



Животные: камбала, окунь, кальмар, морская звезда, рачки, сельдь, скумбрия, дельфин, карп, карась


5. Домашнее задание. Изучить параграф 46, ответить на вопросы устно стр. 183

Сохранить у себя:
Конспект урока по геграфии "Жизнь в океане"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки