Конспект урока по физике в 8 классе по теме: Испарение и конденсация.

познакомить учащихся с процессом испарения, выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирова­ние умения наблюдать, характеризовать физические явле­ния, делать выводы.

Содержимое разработки

__ . __ . ______г. Физика 8 Перышкин А. В. Урок № 16

Тема: Испарение и конденсация

Цель урока: познакомить учащихся с процессом испарения, выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирова­ние умения наблюдать, характеризовать физические явле­ния, делать выводы.


Ход урока:

    1. Организационный момент.


    1. Актуализация знаний.

Самостоятельная работа по изучению графиков плав­ления или отвердевания.

  1. Определите температуру отвердевания.

  2. Определите по таблице № 3, что это за вещество.

  3. Чему равна конечная температура тела?

  4. Определите количество теплоты, переданное телу при его охлаждении.

  5. Определите энергию, выделенную в процессе отвердевания.

Ответьте на вопросы:

  1. Какой металл расплавится в ладони?

  2. Чтобы расплавить 1 кг разных веществ при температуре плав­ления, требуется передать телу разное количество теплоты. Какое вещество «чемпион» по поглощению энергии?

  3. Когда идет снег, никогда не бывает трескучего мороза. Почему?

  4. Ранняя весна: припекает солнышко. А температура воздуха около 0°С. Почему?

  5. Представьте, что вы главный конструктор аппарата для полета к солнцу; tc - 6000°С. Из каких материалов можно сделать корпус?

  6. Сколько нужно энергии, чтобы расплавить 1 кг льда? Можно ли решить такую задачу? Каких данных здесь не хватает?


    1. Изучение нового материала.

Проблемный эксперимент

  1. Наблюдение процесса испарения капли спирта, нанесенной на стеклянную пластину, и капли воды, нанесенной на нагретую поверхность утюга. Чем отличаются эти два процесса?

  2. В I веке до н.э. римский поэт Тит Лукреций Кар в своей зна­менитой поэме «О природе вещей» писал:

И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет. Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, что недоступны они совершенно для нашего глаза.

  1. Вопросы для обсуждения:

  • Что называется испарением?

  • По каким внешним признакам можно обнаружить испарение жидкостей?

  • Как вы думаете, какая молекула может покинуть жидкость?

  • Какие молекулы остаются в жидкости?

  • Что происходит с температурой жидкости при интенсивном испарении?

  1. Демонстрационный эксперимент.

Эксперимент №1

Проверка предположения о том, что температура испаряющейся жидкости уменьшается.

Обмотайте шарик термометра ваткой, смоченной одеко­лоном или спиртом. Для получения быстрых результатов пома­шите веером. Объясните наблюдаемое понижение температуры при испарении жидкости.

Эксперимент №2

Для обнаружения и наблюдения процесса испарения твердого тела возьмите стеклянную круглодонную колбу, брось­те в нее несколько кристалликов йода и плотно закройте колбу резиновой пробкой. Слегка подогрейте колбу над пламенем го­релки. Внимательно наблюдайте, как кристаллики йода испаря­ются (процесс называется сублимацией) и окрашивают воздух в колбе в ярко - фиолетовый цвет. Приведите примеры наблюде­ния испарения твердого тела в повседневной жизни.

При проведении следующих опытов тщательно соблю­дайте правила техники безопасности.

  1. Экспериментальное исследование темы «Причины измене­ния скорости испарения жидкости» (учащиеся выполняют самостоятельно).

    1. На две чистые пластинки стекла нанесите при помощи ватки пятна в следующей последовательности: масло, вода, спирт, одеколон. Наблюдайте за процессом испарения данных ве­ществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости.

    2. Капните на две чистые стеклянные пластины по капле спир­та, одну из пластин поместите под электрической лампой. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от тем­пературы.

    3. На две чистые пластины стекла капните по капле спирта. Предварительно из бумаги сделайте веер. Обмахивайте вее­ром одну из капель. Объясните результаты опыта.

    4. На две чистые пластины стекла капните по капле спирта. Вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклонном по­ложении, распределите каплю спирта на максимальной пло­щади. Обе пластины поместите под электрическую лампу. Объясните результаты опыта.

Эксперимент №3

Укрепите в лапке штатива круглодонную колбу, на­полните ее водой (на 2/3 части).

Закройте резиновой пробкой, со вставленной в нее изогнутой стеклянной трубкой.

Рядом на штативе установите стеклянную пластину так, как показано на рисунке. Воду в колбе доведите до кипения.

Наблюдайте, как на стеклянной пластине про­исходит конденсация пара, выходящего из трубки.


    1. Решение качественных задач.

  1. Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают вверх?

  2. Зачем жители полярных стран смазывают жиром лицо в сильный мороз?

  3. Почему большой сосуд с водой, помещенный в погреб, пре­дохраняет овощи от замерзания?

  4. Почему в жаркий день человек, выйдя из реки, ощущает хо­лод?

  5. Зачем покрывают попоной вспотевшую лошадь после дли­тельных скачек зимой?

  6. Опыт показывает, что температура испаряющейся жидкости уменьшается. Почему же вода в открытом сосуде не замерза­ет?

  7. Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тканью, а сливочное масло пытается сохранить в банке с во­дой?


    1. Итоги урока.

    2. Задание на дом: § 16, № 1096 -1100.

Стр. 2 из 2

Сохранить у себя:
Конспект урока по физике в 8 классе по теме: Испарение и конденсация.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки