__ . __ . ______г. Физика 8 Перышкин А. В. Урок № 16
Тема: Испарение и конденсация
Цель урока: познакомить учащихся с процессом испарения, выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирование умения наблюдать, характеризовать физические явления, делать выводы.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Самостоятельная работа по изучению графиков плавления или отвердевания.
Определите температуру отвердевания.
Определите по таблице № 3, что это за вещество.
Чему равна конечная температура тела?
Определите количество теплоты, переданное телу при его охлаждении.
Определите энергию, выделенную в процессе отвердевания.
Ответьте на вопросы:
Какой металл расплавится в ладони?
Чтобы расплавить 1 кг разных веществ при температуре плавления, требуется передать телу разное количество теплоты. Какое вещество «чемпион» по поглощению энергии?
Когда идет снег, никогда не бывает трескучего мороза. Почему?
Ранняя весна: припекает солнышко. А температура воздуха около 0°С. Почему?
Представьте, что вы главный конструктор аппарата для полета к солнцу; tc - 6000°С. Из каких материалов можно сделать корпус?
Сколько нужно энергии, чтобы расплавить 1 кг льда? Можно ли решить такую задачу? Каких данных здесь не хватает?
Изучение нового материала.
Проблемный эксперимент
Наблюдение процесса испарения капли спирта, нанесенной на стеклянную пластину, и капли воды, нанесенной на нагретую поверхность утюга. Чем отличаются эти два процесса?
В I веке до н.э. римский поэт Тит Лукреций Кар в своей знаменитой поэме «О природе вещей» писал:
И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет. Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, что недоступны они совершенно для нашего глаза.
Вопросы для обсуждения:
Что называется испарением?
По каким внешним признакам можно обнаружить испарение жидкостей?
Как вы думаете, какая молекула может покинуть жидкость?
Какие молекулы остаются в жидкости?
Что происходит с температурой жидкости при интенсивном испарении?
Демонстрационный эксперимент.
Эксперимент №1
Проверка предположения о том, что температура испаряющейся жидкости уменьшается.
Обмотайте шарик термометра ваткой, смоченной одеколоном или спиртом. Для получения быстрых результатов помашите веером. Объясните наблюдаемое понижение температуры при испарении жидкости.
Эксперимент №2
Для обнаружения и наблюдения процесса испарения твердого тела возьмите стеклянную круглодонную колбу, бросьте в нее несколько кристалликов йода и плотно закройте колбу резиновой пробкой. Слегка подогрейте колбу над пламенем горелки. Внимательно наблюдайте, как кристаллики йода испаряются (процесс называется сублимацией) и окрашивают воздух в колбе в ярко - фиолетовый цвет. Приведите примеры наблюдения испарения твердого тела в повседневной жизни.
При проведении следующих опытов тщательно соблюдайте правила техники безопасности.
Экспериментальное исследование темы «Причины изменения скорости испарения жидкости» (учащиеся выполняют самостоятельно).
На две чистые пластинки стекла нанесите при помощи ватки пятна в следующей последовательности: масло, вода, спирт, одеколон. Наблюдайте за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости.
Капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, одну из пластин поместите под электрической лампой. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры.
На две чистые пластины стекла капните по капле спирта. Предварительно из бумаги сделайте веер. Обмахивайте веером одну из капель. Объясните результаты опыта.
На две чистые пластины стекла капните по капле спирта. Вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклонном положении, распределите каплю спирта на максимальной площади. Обе пластины поместите под электрическую лампу. Объясните результаты опыта.
Эксперимент №3
Укрепите в лапке штатива круглодонную колбу, наполните ее водой (на 2/3 части).
Закройте резиновой пробкой, со вставленной в нее изогнутой стеклянной трубкой.
Рядом на штативе установите стеклянную пластину так, как показано на рисунке. Воду в колбе доведите до кипения.
Наблюдайте, как на стеклянной пластине происходит конденсация пара, выходящего из трубки.
Решение качественных задач.
Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают вверх?
Зачем жители полярных стран смазывают жиром лицо в сильный мороз?
Почему большой сосуд с водой, помещенный в погреб, предохраняет овощи от замерзания?
Почему в жаркий день человек, выйдя из реки, ощущает холод?
Зачем покрывают попоной вспотевшую лошадь после длительных скачек зимой?
Опыт показывает, что температура испаряющейся жидкости уменьшается. Почему же вода в открытом сосуде не замерзает?
Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тканью, а сливочное масло пытается сохранить в банке с водой?
Итоги урока.
Задание на дом: § 16, № 1096 -1100.
Стр. 2 из 2