__ . __ . ______г. Физика 7 Перышкин А. В. Урок № 30
Тема: Давление газа. Закон Паскаля.
Цель урока: Изучить природу возникновения давления на стенки сосуда, в котором находится газ. Рассмотреть практическое использование свойств газов. Развитие навыков самостоятельной работы при решении задач. Рассмотреть физическое содержание закона Паскаля.
Оборудование: воздушный шарик; пипетка; резиновая груша; воздушный насос с колоколом, шар Паскаля.
Демонстрации: опыты по рис. 91, 92, 95, 96 учебника.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Заслушать ответы на задачи 440 – 449 (Лукашик).
Прежде всего, проверяется выполнение экспериментального задания. Оценка точности измерения собственного давления проводится по наиболее точному определению площади опоры при помощи миллиметровой бумаги. Во время проверки задайте вопрос: «как быстро удвоить давление на пол?».
Новый материал - лекция учителя.
Начиная объяснение нового материала, следует обратить внимание учащихся на то, что газ всегда занимает весь объем сосуда, в котором находится. Следовательно, он создает давление на стенки сосуда во всех его точках. Какова же природа этого давления? Молекулы газа движутся беспорядочно и ударяют в стенки сосуда. При этом сила удара отдельной молекулы мала, но за единицу времени даже на площадь в 1см2 ударяет огромное количество молекул. Поэтому давление может быть создано весьма значительное. Любое направление движения молекул совершенно равноправное и поэтому давление газа на любой фрагмент стенки сосуда одинаково. Таким образом, давление газа создается ударами хаотично движущихся молекул.
Демонстрация опытов.
В первом опыте учащиеся наблюдают, как по мере откачивания воздуха из колокола воздушного насоса, полунадутый шарик начинает раздуваться (рис. 91 учебника). Такое поведение шарика можно объяснить лишь тем, что число ударов молекул воздуха о внешнюю поверхность шарика уменьшается, и объем шарика растет до той величины, при которой сила давления воздуха внутри шара не сравняется с силой упругости оболочки. Так как форма шарика близка к сферической, можем заключить, что давление газа по всем направлениям одинаково.
Затем следует провести вторую демонстрацию (рис. 89 учебника).
Как зависит давление газа от его объема при постоянной массе и температуре?
Легко заметить, что уменьшение объема газа приводит к увеличению его давления. Это связано с тем, что плотность газа возрастает , число ударов молекул о мембрану также становится больше. Это приводит к росту давления. На этом же принципе работают пипетки, резиновая груша. (Учитель показывает работу пипетки, резиновой груши)
Продолжение лекции.
Также легко понять, как зависит давление газа от температуры при постоянной массе и объеме: при нагревании газа скорость молекул становится больше, следовательно, и сила удара отдельной молекулы увеличивается. Это можно наблюдать, если воздушный шарик с морозного воздуха занести в теплую комнату: очень скоро объем шарика увеличится, т.к. возрастет давление газа внутри него.
Демонстрация опытов.
Прежде всего, следует заметить, что твердое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается - книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты. В жидкостях и газах давление передается совершенно иначе. Демонстрируя опыт с шаром Паскаля (рис. 95 учебника), приходим к заключению, что жидкость с одинаковым напором выходит из всех отверстий шара. Аналогично и для опыта, если жидкость заменить дымом.
Лекция учителя.
Французский ученый Блез Паскаль сформулировал закон: Давление, производимое на жидкость или газ, передается в каждую точку среды без изменения. Физическое содержание этого закона заключается в том, что молекулы жидкости или газа очень подвижны. Они всегда достаточно равномерно распределяются по объему и любое внешнее давление (например, при помощи поршня) может изменить лишь концентрацию частищ а равномерность в их распределении остается. Только в начальный момент, например, при уменьшении объема газа, его плотность будет больше в зоне поршня, но за счет беспорядочного движения молекул, концентрация очень быстро выравнивается.
Решение задач.
После объяснения материала и ответов на вопросы, можно решить несколько простых задач по теме, например, №№ 486-490. Эти задачи – качественные, они не требуют расчетов. Их решение можно обсудить коллективно. При этом необходимо строить ответ, обосновывая его с точки зрения изученного закона.
Примерный ответ на задачу № 487 может быть следующим:
При выстреле из мелкокалиберной винтовки в вареном яйце образуется отверстие, так как давление пули в этом яйце передается лишь по направлению ее движения.
Сырое яйцо разбивается пулей вдребезги, так как давление пули в жидкости, согласно закону Паскаля, передается одинаково по всем направлениям.
Закрепление пройденного материала.
Для закрепления и обобщения знаний можно коллективно обсудить следующие вопросы:
Что произойдет, если под колокол насоса поставить колбу, закрытую пробкой, и откачивать из-под колокола воздух?
Почему при накачивании воздуха в шину автомобиля с каждым разом становится труднее двигать ручку насоса?
Если опустить колбу горлышком в воду и нагревать ее руками, то из нее выходят пузырьки воздуха. Объясните наблюдаемое явление. Связано ли оно с изменением давления газа?
Домашнее задание:
§§35, 36 (учебник);
экспериментальное задание 7 со стр. 88 (учебник);
задачи №№ 462, 467, 491, 492 (Лукашик) – устно.
задачи №№ 453, 455, 459, 460 (Лукашик) – письменно.
Стр. 2 из 2