Урок __ . ВИДООБРАЗОВАНИЕ
Цели: сформировать понятие о сущности биологического процесса – видообразования, умение объяснять причины изменяемости видов.
Ход урока
I. Проверка знаний.
1. Тестирование.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В | Б | В | Г | Г | А | А | А | Б | Г |
2. Письменный ответ по карточке.
Задание. В приведенных ниже фразах заполните пробелы.
II. Изучение нового материала.
1. Микроэволюция.
Эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне, называют микроэволюцией. Процесс микроэволюции имеет две формы: филетическая эволюция и видообразование. Филетическая эволюция означает постепенные изменения, происходящие с течением времени в пределах одного вида, популяции или группы популяций. В результате этих изменений приспособленность организмов к среде возрастает.
Видообразование происходит в тех случаях, когда биологический вид расщепляется на два или более новых вида. Именно этот процесс обеспечивает огромное разнообразие органического мира.
Видообразование слагается из двух стадий: возникновение репродуктивной изоляции и ее закрепление естественным отбором.
На первой стадии видообразования обмен генами между двумя популяциями данного вида должен быть прекращен. Это происходит в результате географического разделения: например, возникновения между популяциями горной цепи, ледника, водной преграды и пр.
Отсутствие обмена генами между двумя популяциями создает возможность для их генетической дивергенции. Подобная дивергенция может возникать и в результате адаптации организмов к местным условиям, и в результате случайных изменений в составе генофонда каждой из популяций.
Конкретные пути возникновения новых видов могут быть различными. В целом различают две основные формы видообразования: аллопатрическое и симпатрическое.
2. Аллопатрическое видообразование.
Эта форма видообразования связана с расширением ареала исходного вида и осуществляется в ходе длительной географической изоляции популяций. Возникновение географических преград (горных хребтов, морских проливов и пр.) приводит к возникновению изолятов – географически изолированных популяций. Как правило, это происходит на границе ареала исходного вида, где условия жизни несколько отличаются от обычных и активно протекают процессы естественного отбора. В результате единый генофонд вида как бы разрывается на части.
Всякая территориальная популяция характеризуется собственным генофондом с характерными для него частотами встречаемости разных аллелей. Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора – с другой – приводят к их репродуктивной изоляции и образованию самостоятельных видов. Такое видообразование, связанное с пространственной разобщенностью популяций, называют географическим.
Работа с рис. 81 на с. 219 в учебнике.
3. Симпатрическое видообразование.
Симпатрическое видообразование связано с зарождением в рамках исходной популяции новой формы. Такое зарождение может происходить в результате экологической (например пищевой) специализации, поэтому данную форму видообразования называют экологической.
Пять видов синиц образовались в связи с пищевой специализацией: по выбору мест кормежки, по составу кормов, по способам их поиска, добычи. Синица большая в поисках корма обследует ветви и древесные стволы, мелкие виды (лазоревка) – только стебли травянистых растений, самые мелкие виды (московки, хохлатые синицы) – концевые ветви деревьев. Синица большая питается крупными насекомыми; лазоревка, гаичка и московка добывают мелких насекомых в щелях коры и в почках; хохлатая синица питается семенами хвойных деревьев.
К другой форме симпатрического видообразования относят внезапное, происходящее в результате хромосомных мутаций, полиплоидии, гибридизации. Близкие виды картофеля отличаются между собой кратным набором числа хромосом: n = 12, 24, 48. Соответствующие виды, очевидно, образовались в результате полиплодии, то есть путем кратного увеличения числа хромосом исходного, предкового, вида.
Иногда видообразование происходит за счет гибридизации с последующим удвоением числа хромосом.
III. Закрепление.
Задание.
Заполните пробелы в схеме «Видообразование».
Изменение среды или места вида (популяции) в ней
↓
Обострение _________ между особями вида
(борьбы за существование)
↓
Изменение направлений…
соответственно новым условиям борьбы за существование
(естественного отбора)
↓
Отбор особей, наследственные изменения которых
позволяют им осваивать новые территории, или местообитания
Географическое видообразование Расселение на новые территории ↓ Географическая … между ↓ … в новых условиях среды (отбор). ↓ Возникновение подвидов. ↓ Биологическая … (изоляция). ↓ Возникновение … (новых видов). | Экологическое видообразование Освоение новых экологических ниш ↓ … в новых условиях среды (отбор). ↓ Становление изолирующих ↓ Возникновение … (подвидов). ↓ Биологическая … (изоляция). ↓ Образование … (новых видов). |
Домашнее задание: § 60.
Установите соответствие между формами репродуктивной изоляции и примерами их иллюстрирующими.
1.Тестирование.
Примеры
1. Различия в сроках спаривания. 2. Ритуал ухаживания. 3. Разные сроки цветения и опыления у близких видов. 4. Разные хромосомные наборы. 5. Различия в строении полового аппарата. 6. Разорванность ареала у голубой сороки. 7. Ранне- и поздноцветущие формы на сенокосных лугах. 8. Существование нескольких популяций форели в озере Севан. 9. Характер траектории полета светляков, совместно обитающих 10. Различия в скорости прорастания пыльцы. | Формы репродуктивной А – экологическая Б – этологическая В – временная Г – механическая |
2. В приведенных ниже фразах заполните пробелы.
1) Постоянное ограничение панмиксии, то есть ограничение свободного скрещивания, называется …
2) Выделяют следующие формы репродуктивной изоляции: …
3) Экологическая изоляция наблюдается тогда, когда потенциальные партнеры по спариванию …
4) Это может быть в тех случаях, когда особи одной популяции имеют … местообитания в пределах одной и той же территории
5) Временная изоляция обеспечивается разным временем … у животных или … у растений
1.Тестирование.
Примеры
1. Различия в сроках спаривания. 2. Ритуал ухаживания. 3. Разные сроки цветения и опыления у близких видов. 4. Разные хромосомные наборы. 5. Различия в строении полового аппарата. 6. Разорванность ареала у голубой сороки. 7. Ранне- и поздноцветущие формы на сенокосных лугах. 8. Существование нескольких популяций форели в озере Севан. 9. Характер траектории полета светляков, совместно обитающих 10. Различия в скорости прорастания пыльцы. | Формы репродуктивной изоляции А – экологическая Б – этологическая В – временная Г – механическая |
2. В приведенных ниже фразах заполните пробелы.
1) Постоянное ограничение панмиксии, то есть ограничение свободного скрещивания, называется …
2) Выделяют следующие формы репродуктивной изоляции: …
3) Экологическая изоляция наблюдается тогда, когда потенциальные партнеры по спариванию …
4) Это может быть в тех случаях, когда особи одной популяции имеют … местообитания в пределах одной и той же территории
5) Временная изоляция обеспечивается разным временем … у животных или … у растений
1.Тестирование.
Примеры
1. Различия в сроках спаривания. 2. Ритуал ухаживания. 3. Разные сроки цветения и опыления у близких видов. 4. Разные хромосомные наборы. 5. Различия в строении полового аппарата. 6. Разорванность ареала у голубой сороки. 7. Ранне- и поздноцветущие формы на сенокосных лугах. 8. Существование нескольких популяций форели в озере Севан. 9. Характер траектории полета светляков, совместно обитающих 10. Различия в скорости прорастания пыльцы. | Формы репродуктивной А – экологическая Б – этологическая В – временная Г – механическая |
2. В приведенных ниже фразах заполните пробелы.
1) Постоянное ограничение панмиксии, то есть ограничение свободного скрещивания, называется …
2) Выделяют следующие формы репродуктивной изоляции: …
3) Экологическая изоляция наблюдается тогда, когда потенциальные партнеры по спариванию …
4) Это может быть в тех случаях, когда особи одной популяции имеют … местообитания в пределах одной и той же территории
5) Временная изоляция обеспечивается разным временем … у животных или … у растений
Заполните пробелы в схеме «Видообразование».
Изменение среды или места вида (популяции) в ней
↓
Обострение _________ между особями вида
↓
Изменение направлений…
соответственно новым условиям борьбы за существование
↓
Отбор особей, наследственные изменения которых
позволяют им осваивать новые территории, или местообитания
Географическое видообразование Расселение на новые территории ↓ Географическая … между ↓ … в новых условиях среды ↓ Возникновение подвидов. ↓ Биологическая … ↓ Возникновение … | Экологическое видообразование Освоение новых экологических ниш ↓ … в новых условиях среды ↓ Становление изолирующих ↓ Возникновение … ↓ Биологическая … ↓ Образование … |
Заполните пробелы в схеме «Видообразование».
Изменение среды или места вида (популяции) в ней
↓
Обострение _________ между особями вида
↓
Изменение направлений…
соответственно новым условиям борьбы за существование
↓
Отбор особей, наследственные изменения которых
позволяют им осваивать новые территории, или местообитания
Географическое видообразование Расселение на новые территории ↓ Географическая … между ↓ … в новых условиях среды ↓ Возникновение подвидов. ↓ Биологическая … ↓ Возникновение … | Экологическое видообразование Освоение новых экологических ниш ↓ … в новых условиях среды ↓ Становление изолирующих ↓ Возникновение … ↓ Биологическая … ↓ Образование … |