Конспект урока по биологии в 11 классе на тему: "Видообразование".

Цель:сформировать понятие о сущности биологического процесса – видообразования, умение объяснять причины изменяемости видов.

Содержимое разработки

Урок __ . ВИДООБРАЗОВАНИЕ

Цели: сформировать понятие о сущности биологического процесса – видообразования, умение объяснять причины изменяемости видов.

Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Тестирование.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Б

В

Г

Г

А

А

А

Б

Г

2. Письменный ответ по карточке.

Задание. В приведенных ниже фразах заполните пробелы.

II. Изучение нового материала.

1. Микроэволюция.

Эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне, называют микроэволюцией. Процесс микроэволюции имеет две формы: филетическая эволюция и видообразование. Филетическая эволюция означает постепенные изменения, происходящие с течением времени в пределах одного вида, популяции или группы популяций. В результате этих изменений приспособленность организмов к среде возрастает.

Видообразование происходит в тех случаях, когда биологический вид расщепляется на два или более новых вида. Именно этот процесс обеспечивает огромное разнообразие органического мира.

Видообразование слагается из двух стадий: возникновение репродуктивной изоляции и ее закрепление естественным отбором.

На первой стадии видообразования обмен генами между двумя популяциями данного вида должен быть прекращен. Это происходит в результате географического разделения: например, возникновения между популяциями горной цепи, ледника, водной преграды и пр.

Отсутствие обмена генами между двумя популяциями создает возможность для их генетической дивергенции. Подобная дивергенция может возникать и в результате адаптации организмов к местным условиям, и в результате случайных изменений в составе генофонда каждой из популяций.

Конкретные пути возникновения новых видов могут быть различными. В целом различают две основные формы видообразования: аллопатрическое и симпатрическое.

2. Аллопатрическое видообразование.

Эта форма видообразования связана с расширением ареала исходного вида и осуществляется в ходе длительной географической изоляции популяций. Возникновение географических преград (горных хребтов, морских проливов и пр.) приводит к возникновению изолятов – географически изолированных популяций. Как правило, это происходит на границе ареала исходного вида, где условия жизни несколько отличаются от обычных и активно протекают процессы естественного отбора. В результате единый генофонд вида как бы разрывается на части.

Всякая территориальная популяция характеризуется собственным генофондом с характерными для него частотами встречаемости разных аллелей. Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора – с другой – приводят к их репродуктивной изоляции и образованию самостоятельных видов. Такое видообразование, связанное с пространственной разобщенностью популяций, называют географическим.

Работа с рис. 81 на с. 219 в учебнике.

3. Симпатрическое видообразование.

Симпатрическое видообразование связано с зарождением в рамках исходной популяции новой формы. Такое зарождение может происходить в результате экологической (например пищевой) специализации, поэтому данную форму видообразования называют экологической.

Пять видов синиц образовались в связи с пищевой специализацией: по выбору мест кормежки, по составу кормов, по способам их поиска, добычи. Синица большая в поисках корма обследует ветви и древесные стволы, мелкие виды (лазоревка) – только стебли травянистых растений, самые мелкие виды (московки, хохлатые синицы) – концевые ветви деревьев. Синица большая питается крупными насекомыми; лазоревка, гаичка и московка добывают мелких насекомых в щелях коры и в почках; хохлатая синица питается семенами хвойных деревьев.

К другой форме симпатрического видообразования относят внезапное, происходящее в результате хромосомных мутаций, полиплоидии, гибридизации. Близкие виды картофеля отличаются между собой кратным набором числа хромосом: n = 12, 24, 48. Соответствующие виды, очевидно, образовались в результате полиплодии, то есть путем кратного увеличения числа хромосом исходного, предкового, вида.

Иногда видообразование происходит за счет гибридизации с последующим удвоением числа хромосом.

III. Закрепление.

Задание.

Заполните пробелы в схеме «Видообразование».

Изменение среды или места вида (популяции) в ней

Обострение _________ между особями вида
(борьбы за существование)

Изменение направлений…
соответственно новым условиям борьбы за существование
(естественного отбора)

Отбор особей, наследственные изменения которых
позволяют им осваивать новые территории, или местообитания

Географическое видообразование
(аллопатрическое)

Расселение на новые территории
за пределами ареала.

Географическая … между
популяциями (изоляция).

… в новых условиях среды (отбор).

Возникновение подвидов.

Биологическая … (изоляция).

Возникновение … (новых видов).

Экологическое видообразование
(симпатрическое)

Освоение новых экологических ниш
в пределах старого ареала.

… в новых условиях среды (отбор).

Становление изолирующих
механизмов.

Возникновение … (подвидов).

Биологическая … (изоляция).

Образование … (новых видов).

Домашнее задание: § 60.

Установите соответствие между формами репродуктивной изоляции и примерами их иллюстрирующими.











1.Тестирование.

Примеры


1. Различия в сроках спаривания.

2. Ритуал ухаживания.

3. Разные сроки цветения и опыления у близких видов.

4. Разные хромосомные наборы.

5. Различия в строении полового аппарата.

6. Разорванность ареала у голубой сороки.

7. Ранне- и поздноцветущие формы на сенокосных лугах.

8. Существование нескольких популяций форели в озере Севан.

9. Характер траектории полета светляков, совместно обитающих
на одной территории.

10. Различия в скорости прорастания пыльцы.

Формы репродуктивной
изоляции

А – экологическая

Б – этологическая

В – временная

Г – механическая
(морфофизиологическая)

2. В приведенных ниже фразах заполните пробелы.

1) Постоянное ограничение панмиксии, то есть ограничение свободного скрещивания, называется …

2) Выделяют следующие формы репродуктивной изоляции: …

3) Экологическая изоляция наблюдается тогда, когда потенциальные партнеры по спариванию …

4) Это может быть в тех случаях, когда особи одной популяции имеют … местообитания в пределах одной и той же территории

5) Временная изоляция обеспечивается разным временем … у животных или … у растений

1.Тестирование.

Примеры


1. Различия в сроках спаривания.

2. Ритуал ухаживания.

3. Разные сроки цветения и опыления у близких видов.

4. Разные хромосомные наборы.

5. Различия в строении полового аппарата.

6. Разорванность ареала у голубой сороки.

7. Ранне- и поздноцветущие формы на сенокосных лугах.

8. Существование нескольких популяций форели в озере Севан.

9. Характер траектории полета светляков, совместно обитающих
на одной территории.

10. Различия в скорости прорастания пыльцы.

Формы репродуктивной изоляции

А – экологическая

Б – этологическая

В – временная

Г – механическая
(морфофизиологическая)

2. В приведенных ниже фразах заполните пробелы.

1) Постоянное ограничение панмиксии, то есть ограничение свободного скрещивания, называется …

2) Выделяют следующие формы репродуктивной изоляции: …

3) Экологическая изоляция наблюдается тогда, когда потенциальные партнеры по спариванию …

4) Это может быть в тех случаях, когда особи одной популяции имеют … местообитания в пределах одной и той же территории

5) Временная изоляция обеспечивается разным временем … у животных или … у растений

1.Тестирование.

Примеры


1. Различия в сроках спаривания.

2. Ритуал ухаживания.

3. Разные сроки цветения и опыления у близких видов.

4. Разные хромосомные наборы.

5. Различия в строении полового аппарата.

6. Разорванность ареала у голубой сороки.

7. Ранне- и поздноцветущие формы на сенокосных лугах.

8. Существование нескольких популяций форели в озере Севан.

9. Характер траектории полета светляков, совместно обитающих
на одной территории.

10. Различия в скорости прорастания пыльцы.

Формы репродуктивной
изоляции

А – экологическая

Б – этологическая

В – временная

Г – механическая
(морфофизиологическая)

2. В приведенных ниже фразах заполните пробелы.

1) Постоянное ограничение панмиксии, то есть ограничение свободного скрещивания, называется …

2) Выделяют следующие формы репродуктивной изоляции: …

3) Экологическая изоляция наблюдается тогда, когда потенциальные партнеры по спариванию …

4) Это может быть в тех случаях, когда особи одной популяции имеют … местообитания в пределах одной и той же территории

5) Временная изоляция обеспечивается разным временем … у животных или … у растений





Заполните пробелы в схеме «Видообразование».

Изменение среды или места вида (популяции) в ней

Обострение _________ между особями вида

Изменение направлений…
соответственно новым условиям борьбы за существование

Отбор особей, наследственные изменения которых
позволяют им осваивать новые территории, или местообитания

Географическое видообразование
(аллопатрическое)

Расселение на новые территории
за пределами ареала.

Географическая … между
популяциями

… в новых условиях среды

Возникновение подвидов.

Биологическая …

Возникновение …

Экологическое видообразование
(симпатрическое)

Освоение новых экологических ниш
в пределах старого ареала.

… в новых условиях среды

Становление изолирующих
механизмов.

Возникновение …

Биологическая …

Образование …

Заполните пробелы в схеме «Видообразование».

Изменение среды или места вида (популяции) в ней

Обострение _________ между особями вида

Изменение направлений…
соответственно новым условиям борьбы за существование

Отбор особей, наследственные изменения которых
позволяют им осваивать новые территории, или местообитания

Географическое видообразование
(аллопатрическое)

Расселение на новые территории
за пределами ареала.

Географическая … между
популяциями

… в новых условиях среды

Возникновение подвидов.

Биологическая …

Возникновение …

Экологическое видообразование
(симпатрическое)

Освоение новых экологических ниш
в пределах старого ареала.

… в новых условиях среды

Становление изолирующих
механизмов.

Возникновение …

Биологическая …

Образование …























Сохранить у себя:
Конспект урока по биологии в 11 классе на тему: "Видообразование".

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки